325 лет Софийско-Успенскому собору
В 2011 году исполняется 325 лет со дня освящения Софийско-Успенского собора Тобольского
кремля, первого каменного храма в Сибири. В последние годы он был закрыт на реставрацию, и в
день Светлого Христова Воскресения 24 апреля в нем совершится праздничное Пасхальное Богослужение. Чтобы познакомить читателей нашего журнала с произошедшими в ходе реставрации
изменениями, мы предлагаем интервью с заведующим реставрационно-иконописной мастерской
Тобольско-Тюменской епархии диаконом Виталием Ведерниковым.
– Отец Виталий, в настоящее время заканчивается роспись Софийско-Успенского собора, и мы хотели
бы узнать подробности реставрационных работ. Как
долго уже идет роспись?
– Роспись продолжается уже два года. В 2009 году
начались работы по созданию проекта настенной росписи Софийско-Успенского собора. Сама же роспись
началась с придела собора – к ней приступила иконописная школа при Тобольской Духовной семинарии.
Параллельно велась разработка концепции проекта росписи основного объема храма. Здесь роспись началась
с алтаря собора, чтобы была возможность совершать
молебствия и чтобы основная святыня была в первую
очередь завершена. Во вторую очередь приступили
к сводам, потому что от росписи сводов зависело, насколько быстро храм будет освобожден от лесов.
– В таком случае уже возможно совершать богослужения.
– Да, богослужения возможны при наличии малых
лесов – нижние зоны стен можно будет расписывать
между службами. А для росписи купольной части требуются серьезные строительные леса. София была весь
этот период закрыта из-за того, что все пространство
было занято лесами.
– О. Виталий, так все-таки, как долго длились работы?
– На придел ушло два года, а весь остальной объем фактически расписан за полгода. Проект, макет,
утверждение концепции, подготовка документов – на
всю эту подготовительную работу ушло два года. А непосредственно
на роспись, включая алтарь, – полгода.
– Расскажите подробнее, как создается проект,
кто его утверждает, кто его разрабатывает?
– Задач при разработке проекта
было несколько.
Во-первых, стилистическое решение.
Во-вторых, тематическая концепция росписи. И,
наконец, в-третьих, реальное воплощение росписи в
дело. Что касается концепции, опирались в основном
на тематику Успения Божией Матери и Софии – Премудрости Божией. То есть вся роспись внутри храма
стремится полноценно раскрыть тему Софии, второго
Лица Святой Троицы, Слова и Сына Божия. И параллельно – тема Успения Божией Матери. Чтобы совместить в росписи стен эти две темы потребовалась серьезная работа и подключение серьезных мастерских.
Автором концепции росписи стала Квливидзе Нина
Валерьевна – кандидат искусствоведения, преподаватель иконописной школы Троице-Сергиевой лавры.
– Что подразумевает концепция?
– Это тексты, идея, ссылки на источники и аналоги.
И на основании этого делается художественный проект. Т.е. концепция предполагает: первое – тему для
раскрытия. Далее она раскрывает эту тему по зонам
стены. Чтение происходит сверху вниз. Сначала раскрывается христологический цикл – это икона Господа
Вседержителя и служащих ангелов, также апостольский, пророческий чин, тематика Богослужения. У нас
в жертвеннике роспись посвящена святителям московским, в диаконнике – Иоанну Предтече как пророку,
возвестившему о Христе.
Также к разработке концепции были подключены
специалисты Российского научно-исследовательского
института реставрации под руководством Филатова.
Им принадлежит проектная часть, т.е. они отрисовывали эскизы, а также основные композиции на стенах. И
их же мастера подключились к основным двум зонам
росписи – Страшного суда, столбов и купольной части.
Непосредственно в росписи участвовало три артели: артель росреставрации, палехская артель (из Владимирской области), специализирующаяся на росписи
стен, и третья сборная артель. Последняя артель работала от лица епархии – несколько человек строгановских мастеров (из Строгановского училища г. Санкт-Петербурга – работают в стиле XVII века), выпускники
иконописной школы Троице-Сергиевой лавры под руководством Евтюкова, несколько человек из Дубны и
два выпускника Тобольской иконописной школы.
– Какова была доля участия в росписи иконописной школы Тобольска?
– Выпускники нашей школы принимали участие в основном только в росписи придела. Основную же часть работы
выполнили приглашенные мастера.
– Получается, что вся роспись
новая и написана вновь? Не сохранилось ли
каких-то прежних росписей?
– Когда приступили к строительным работам, на южной стене основного объема храма обнаружили первоначальные
росписи. Они находились в плачевном состоянии: там
была сделана очень густая сеть насечек для того, чтобы закрепить последующий слой штукатурки. И вот в
этом году принимали решение – стоит ли это сохранять.
Когда эту зону исследовали специалисты росреставрации, они сказали, что частично их можно сохранить,
реконструировать утраченные участки и показать как
мемориальный участок Софии. Так что на сегодняшний день принято решение о сохранении старинных
росписей конца XVII – начала XVIII века на южной
стене Софийско-Успенского собора. Там достаточно
широкая зона: фактически от иконостаса, от южного
входного блока, и до западного входного блока – на
всем нижнем регистре была сохранена роспись. Больше
почти ничего не осталось. Сохранились, правда, фрагменты росписи на горнем месте, но состояние их было
такое, что приняли решение их законсервировать и заштукатурить. Такое предпринимается, если реставрации сохраняется меньше 30 процентов.
Третья зона, где сохранилась фреска более поздняя
(начала XVIII века) с прописями середины XVIII века,
это апсида на горнем месте – подпружная арка с тремя
медальонами. Это очень интересная зона. На примере
трех медальонов можно проследить последовательность росписи Софии – от начала XVIII, потом прописи середины XVIII века и прописи XIX века, и все это в
одном месте. Так что на примере этих трех медальонов
мы видим, как изменялся стиль росписи в разное время в городе Тобольске. Относительно этой зоны тоже
принято решение сохранить. Правда, пробы еще только
начали делать и поэтому пока неизвестно, какой слой
лучше сохранился и какой будут восстанавливать.
– О. Виталий, какие материалы используются в росписи Софийско-Успенского собора? Каков стиль этой
росписи?
– У этой росписи есть стиль, есть техника. Техника
современная, которая называется роспись стен силикатными материалами – силикатная техника. Это искусственные красители. Почему выбран именно этот
материал, а не акриловый, не масленый, например? Вопервых, он дает эффект натуральной росписи, пигментной, т.е. такой матовый сдержанный цвет.
– А почему не была сделана полностью пигментная роспись?
– Это, во-первых, трудоемко. Во-вторых, дорогостояще. Понадобится более длительный период времени, потому что при такой росписи делается очень
много слоев, сама техника наложения красок
очень сложна и
известь должна
выдерживаться
долгое время.
– То есть
фактически
сейчас нигде не
используется пигментная
техника?
– Экспериментально, в некоторых монастырях России
используются
старые технологии. Например, в Оптиной пустыни до последнего расписывали натуральной известковой техникой.
– А что касается стиля росписи?
– Придел Иоанна Златоустого выполнен в стиле XV-XVI веков. Это инициатива иконописной мастерской.
Именно в этом приделе на Рождество было совершено
первое после реставрации Богослужение. Основная же
часть храма выполнена в стиле первоначальной росписи – конца XVII века. За образцы взяты ярославские
росписи, ростовские росписи. Поэтому, кстати, наша
школа и не могла поучаствовать: мы учим студентов
работать в более раннем стиле. А было принято решение, что роспись должна соответствовать времени создания храма.
– Используется ли натуральное золото?
– Сусальное золото используется на нимбах и коегде на фонах.
– Иконостас, который сейчас установлен, это окончательный вариант иконостаса?
– Это окончательный иконостас, полностью написанный студентами нашей иконописной школы.
Сложность работы нашей иконописной школы состоит в необходимости совместить рабочий и учебный
процессы.
– А сколько сейчас студентов обучается в Тобольской
иконописной школе и сколько работает в реставрационном отделе?
– 50 человек учится в иконописной школе и 3 человека трудится в реставрационном отделе.
– О. Виталий, кто выделял средства на роспись собора?
– Финансирование происходило в несколько этапов.
Первый этап финансирования – это придел. Какие-то
средства поступили, после завершения работ приняли
результат, результат был хороший, поэтому легко прошло финансирование алтарной части – это второй этап.
И третий этап – это основная часть храма. Финансирование росписи осуществлялось за счет средств Правительства Тюменской области.
– Отец Виталий, спаси Господи за беседу. Помощи Божией Вам и всем иконописцам и реставраторам,
трудящимся в восстановлении великолепия Софийско-Успенского собора!
Интервью брал
иерей Григорий Мансуров, г. Тюмень.
Фото автора
Наверх
|