ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Михаил Ломоносов как ученый и богослов

Сегодня, казалось бы, уже никому не нужно доказывать, что Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) не только русский ученый с мировым именем, внесший значительный вклад в естествознание и гуманитарные науки, но и выдающийся богослов, который излагает свои христианские взгляды языком поэзии и прозы. Однако современная молодежь все меньше читает книг и все чаще пользуется Интернетом…

Среди популярных молодежных Интернет-жанров особо выделяются «юмористические» картинки «демотиваторы». Многие из них выставляют верующих людей фанатиками и мракобесами. На сайте атеистов легко найти статью (http://atheism. su/lomonosov-m-v), взятую, судя по всему, без изменений из советского учебника по научному атеизму.

По мнению автора, Ломоносов – материалист, всю жизнь боровшийся с «церковным невежеством», умерший во цвете лет, «затравленный иностранными учеными, царской властью и церковниками». Якобы именно из-за материалистических убеждений он создал московский университет, включающий не четыре факультета, как все традиционные университеты Западной Европы (теологии, свободных искусств, медицины и юриспруденции), а лишь три (без теологического). Подобные тезисы становятся смешными, если обратиться к главе «Ломоносов - защитник науки и веры» из книги «Беседы с русским народом» архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), написанной заграницей еще в советские годы. Российский читатель познакомился с ней благодаря православным Интернет-ресурсам и изданиям Московского Свято-Данилова монастыря. Однако до нужных сайтов и книг критики религии обычно не доходят...

Великий ученый

Напомним основные вехи жизни М. Ломоносова, показывающие его не только как великого ученого, но и человека веры, теолога, чьи труды не устарели и по сей день. Вчерашним школьникам известно, что Ломоносов из далекого села Холмогоры Архангельской губернии отправляется в Москву с обозом рыбы, которую поморы везли на богатые рынки столицы. Ему было уже 19 лет, когда он сел за парту с десятилетними отроками, но скоро превзошел всех, и в 26 лет уже был отправлен за границу учиться горному делу. Семь лет его пребывания в учебных заведениях как бы выпадают из «советской» биографии ученого. А ведь юноша учился в Славяно-греко-латинской академии – первом высшем духовном учебном заведении России, основанном еще в 80-х годах XVII столетия братьями Иоаникием и Софронием Лихудами, просвещенными греками с европейским образованием.

Обучение продолжилось в Киево-Могилянской духовной академии, и только последний год проходил в Петербургском университете. Значит, с 1730 по 1736 год Ломоносов получил полное богословское образование такого уровня, которое ставило его в один ряд с самыми образованными людьми того времени. Пять лет заграничной учебы (Германия и Голландия) формируют его как исследователя европейского уровня. Возвращаясь в Россию в 1741 году, Ломоносов становится первым российским ученым, который читает лекции не на латыни, как было принято в петербургском университете у немецких профессоров, а на родном русском языке.

Одно перечисление научных трудов и дисциплин, в которых Ломоносов сделал выдающиеся открытия, заняло бы несколько страниц. Скажем только, что ученый за столетие предвосхитил открытие первого и второго начала термодинамики и опроверг теорию теплорода. За тридцать лет до Лавуазье открыл закон сохранения масс в химических реакциях. Догадался об электрической природе полярных сияний и первый в России предложил использование громоотводов, решительно настаивая на том, что молния – это электричество. На Венере обнаружил мощную атмосферу во время ее прохождения по диску Солнца.

В теории языкознания предложил теорию трех штилей, продержавшуюся почти столетие, и оставил после себя богатое поэтическое наследие, в частности перевел некоторые псалмы Давида гекзаметром. Любил составлять мозаики из смальты, которую делал сам на собственном небольшом заводе. К примеру, за мозаичное панно «Полтавская битва» он был награжден медалью сразу трех Академий художеств. Как историк, составил подробное описание царствования царей от Алексея Михайловича до Петра I, которого глубоко уважал как реформатора и гражданина России, и некоторых других периодов истории Отечества.

Взгляд на науку и религию

Перейдем к богословским воззрениям ученого. Задолго до Г.Р. Державина он составлял оды, в которых воспевал Божественное величество. Его взгляды о соотношении науки и богословия изложены в «Письме о пользе стекла» к графу Ивану Ивановичу Шувалову, «генералу-поручику, действительному Ее Императорского Величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, святого Александра и святыя Анны», написанном в 1752 году. Ломоносов в этом труде отстаивает независи мость религиозного и научного мировоззрений:

Под видом ложным сих почтения богов
Закрыт был звездный мир чрез множество веков.
Боясь падения неправой оной веры,
Вели всегдашню брань с наукой лицемеры,
Дабы она, открыв величество небес
И разность дивную неведомых чудес,
Не показала всем, что непостижна сила
Единого Творца весь мир сей сотворила.

Оставаясь православным христианином, ученый настаивает на праве науки трактовать явления природы независимо от религии, но боязни потерять веру у автора «Письма…» нет. Ломоносов справедливо писал: наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». «Создатель дал роду человеческому две книги, – писал М. В. Ломоносов. – Первая – видимый мир... Вторая книга — Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры» (Ломоносов М. Стихотворения.– М., 1948.– С. 7).

Да, теологического факультета в МГУ ученому, как ни настаивал он на этом, создать не удалось: Святейший Синод воспротивился присутствию теологии в светском учебном заведении. Нет этого факультета до сих пор – и это трагедия российского образования. В нем и по сей день существует искусственный разрыв между знанием и верой, которую выводят за рамки учебного процесса, тем самым обедняя его сущностное содержание. К сожалению, многим россиянам малоизвестна история возникновения западноевропейской науки, начинавшейся именно с теологических факультетов в университетах Европы. Но это хорошо было известно Ломоносову, учившемуся в этих университетах вместе с богословами. Наука и религия в творчестве великого мыслителя весьма гармонично сочетались, а его выше приведенное высказывание о соотношении разума и веры вошло в «Основы социальной концепции РПЦ», так что ни о каком материализме и антиклерикальности учено- го говорить нельзя – таких фактов не найти в его биографии.

Никак не объясним с материалистической точки зрения удивительный сон Ломоносова. Его отец погиб в 1741 году на безвестном острове после кораблекрушения. И в том же году сыну приснился страшный провидческий сон на корабле, когда он возвращался из Германии в Россию. Михаил сообщил в Архангельск совершенно точное место, где следует искать пропавшего без вести отца. Поморы поплыли на остров, нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его...

Разум и вера, гармонично сочетаясь в душе нашего прославленного академика, позволяли ему видеть мироздание целостным – как произведение Великого Творца и как загадку, которую просвещенной верой разум способен разгадать силами, вложенными Богом в душу человека.

Диакон Димитрий Майоров,
преподаватель Тюменского
Духовного училища

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.