ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Северный морской путь России

Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие Северного морского пути. Он стал кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км.

Открытие Северного морского пути имеет многовековую предысторию. Вначале освоения Сибири по некоторым западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее – поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать в экстремальных климатических условиях Севера дальние плаванья на небольших хрупких судах. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII–XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в – острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.

В XVI-XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути – от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби – так называемый «мангазейский морской ход». Так в результате регулярных плаваний к устью Оби русскими мореходами и вскоре после похода Ермака в низовьях Оби были построены Березовский городок и Обдорск (Салехард), а затем на реке Таз – Мангазейский острог. В начале XVII в. русские мореплаватели нередко доходили до устья Енисея и до реки Пясины. В 1622–1623 гг. от Енисея прошел вверх по реке Нижней Тунгуске отряд под командованием землепроходца Пенды, перевалил через водораздел и вышел к реке Лене. В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов заложил острог, положивший начало городу Якутску, а через 10 лет отряды казаков спустились до устья Лены. Отсюда Иван Ребров прошел морем на запад до реки Оленек, а Илья Перфирьев – на восток до реки Яны. Вскоре кочи землепроходцев стали доходить до реки Анабар и на восток – до Индигирки. В 1644 году в устье Колымы был заложен НижнеКолымский острог.

Открытие последнего участка Северо-Восточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Отправившись в 1648 году в промысловое путешествие на небольших кочах, они первыми в мире доказали существование пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог. Таким образом, русские первопроходцы обследовали все северное побережье Евразии и омывающие его моря. Вклад, внесенный ими в летопись великих географических открытий, фактически разрешил проблему Северо-Восточного прохода в страны Востока. В XVIII столетии наиболее весомый вклад в научные исследование отдельных участков Северного морского пути внесла Вторая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. За десять лет она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке. В 1742 году Семен Челюскин достиг северной оконечности азиатского материка – мыса, которому впоследствии было присвоено его имя. Харитон Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга и Таймырский полуостров, нанес на карту Хатангский залив, pеки Пясина и Хатанга, открыл острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Быранга. Отряд, направлявшийся из Якутска в сторону Берингова пролива, исследовал побережье Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь. Отряд, возглавляемый Мартыном Шпанбергом, исследовал Курильские острова и открыл морской путь в Японию. Выдающийся след в истории освоения восточных рубежей российского государства оставил экспедиционный отряд, возглавляемый Витусом Берингом.

Им был открыт получивший его имя пролив между Северной Азией и Америкой, описаны северные берега Камчатки, северо-западное побережье Америки, открыто множество островов. Опираясь на результаты первых северных экспедиций Российской Академии наук, М.В. Ломоносов выдвинул и обосновал идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Ф.П. Врангель и Ф.Ф. Матюшкин. В 1820–1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре не имевших ранее аналогов похода по дрейфующим льдам.

Еще с 1877 периодически осуществлялись Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно. Ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных

грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов. В 1899 г. по инициативе адмирала С.О. Макарова в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море.

В 1909 году на Невском судостроительном заводе были построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», предназначенные для систематических исследований Северного морского пути.

Первым доказательством возможности транзитного использования Северного морского пути стала экспедиция, проходившая в 1878–79 гг. на шхуне «Вега» под руководством выдающегося шведского ученого Нильса Норденшельда. В ходе этой экспедиции было впервые осуществлено сквозное (с одной зимовкой в пути) плавание по маршруту Северного морского пути из Атлантического в Тихий океан.

В 1875 г. на зверобойной шхуне Диксона «Превен» Норденшельд направился к Югорскому Шару, прошел через этот пролив, обогнул полуостров с севера и остановился у небольшого острова в Енисейском заливе. Норденшельд нашел там удобную гавань и назвал ее «Порт-Диксон» (в настоящее время весь остров называется Диксон). Успех двух плаваний Норденшельда доказал окончательно и неопровержимо, что западная часть Северо-восточного прохода может быть использована в качестве торгового пути».

В истории исследования и освоения Сибири очень значимо имя А.М. Сибирякова, который был исследователем Севера, одним из инициаторов освоения Северного морского пути, меценатом в области географических исследований, активным членом Восточно-Сибирского отдела Императорское Русское географическое общество, почетным профессором Томского университета. Свою деятельность он начал с содействия освоению Северного морского пути, продолжив дело промышленника М.К. Сидорова, при финансовой поддержке которого в 1874 г. шотландский капитан У. Уиггинс совершил первое плавание из Европы в устье Оби. А в 1875 г. Уиггинс вновь отправился в торговую экспедицию на Енисей, но уже на средства Сибирякова. В 1876 г. Общество германской северополярной экспедиции в Бремене постановило направить в район Оби естествоиспытателей О. Финша и А. Брема. Экспедиция была осуществлена в основном за счет средств А.М. Сибирякова, выделившим для ее проведения 20300 марок.

А.М. Сибиряков обратился в Императорское географическое общество с предложением исследовать водные сообщения в Сибири, пожертвовав на это 7000 р. Обществу содействия промышленности и торговли Сибиряков передал 5000 рублей на изучение низовьев Оби и Енисея. По его инициативе была снаряжена исследовательская экспедиция капитана Христиана Даля, которая занималась изучением низовьев Оби.

Сибиряков, наряду с другими меценатами выделил средства для экспедиции полковника С.А. Моисеева, исследовавшей фарватер и берега Обской губы в 1881 г. Сибиряков помог в организации и проведении экспедиции члену Французского географического общества Ш. Рабо, который в 1890 г. путешествовал от Казани через Урал по Сибиряковскому тракту, затем по Оби и собрал богатую этнографическую коллекцию. Сибиряков оказывал материальную помощь и местным предпринимателям, к примеру, тоболяку К.Н. Николаеву, который разрабатывал проекты соединения р. Щучьей с Карским морем, железнодорожного сообщения Волжского и Обского бассейнов.

Но самым значительным было участие Сибирякова в организации знаменитой полярной экспедиции А.Э. Норденшельда по Северо-Восточному проходу и вокруг Евразии в 1878–1880 гг. Сибиряков предложил ему финансовую поддержку для осуществления плаваний сначала по Карскому морю, а затем по всему Северному Ледовитому океану. Целью экспедиции являлись разнообразные научные исследования на северных берегах Западной Сибири и омывающих их водах, а также опре деление возможности установления судоходства вдоль северного побе режья Сибири, от Карского моря до Берингова. В честь А.М. Сибирякова полярный исследователь А.Э. Нор деншельд назвал остров в Енисейском заливе.

В 1880-х гг. А.М. Сибиряков начал осваивать смешанные водно-сухопут ные пути из Европы в Сибирь, проявил инициативу постройки зимней дороги соединяющей Урал и Северное Заура лье. В 1884 г. Сибиряков отправился до устья Печоры морем на своем пароход «Норденшельд», проследовал вверх по реке, на оленьих нартах переехал с устья Печоры через Урал на Обь в Березово и добрался по реке Тоболу до Тоболь ска. Таким образом, он лично выяснил условия для постройки сухопутной до роги, которая могла бы соединить Си бирь и Урал. Современники высоко оценивали устройство транспортных путей на Севере Тобольской губернии Сибиряковский путь составляет глав ный оплот к развитию экономических сил Сибири и дает ей возможность вы йти из той замкнутости, в которой она находилась целые столетия. В доклад В.А. Студницкого-Гизберга «Культура Севера», прочитанном в губернском му зее в 1896 г., прозвучало: «История края свидетельствует, что Сибирь завоевана и изучена промышленными классами, а потому и в будущем лишь от предпри имчивости таких промышленников и купцов, как покойный Сидоров или ра ботающий в наше время А. Сибиряков можно ожидать подъема жизни Севера»

Галина Шевченко, г.Тюмень
По материалам
Северный морской путь: история
освоения (www.siberianway.ru)
Повод Н.А. Деятельность А.М
Сибирякова в Тобольской губернии
Сибиряков А.М.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.