| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
«АнтигонА» с православным акцентомТак сложилось, что на протяжении многих веков православная традиция достаточно негативно относилась к театру как к виду искусства, считая эту сферу человеческой деятельности неполезной и даже опасной для духовной жизни. Это не случайно, если вспомнить, что первоначально в театрах ставились в основном комедии и трагедии, в которых кипели страсти и порой не было места серьезным и глубоким мыслям. Театр воспринимался как зрелище, как развлечение. Но времена меняются, и меняется театр. Лучшие спектакли заставляют задуматься о жизни, что-то понять и переосмыслить. «Сущность искусства состоит в том, - писал Иван Ильин, - что один человек создает для других людей некую художественную абстракцию, раскрывающую им природу Бога, мира и людей, дающую им мудрость и блаженство, духовную силу и победу». Особенно важно «раскрыть природу Бога, мира и людей» молодым людям, которые только начинают свой путь. А если и актеры, и зрители – люди молодые, то происходит духовное обогащение и тех, и других. В 2011 году, в Рождественские святки молодежный театр «АнтигонА» из поселка Винзили показал на сцене Тюменского театра кукол свой премьерный спектакль «За звездой, или Рождественские сестры». Это история о молодежи и для молодежи, рассказанная с позиции православия. О том, как театр «пришел» к такому спектаклю и вообще о жизни театра мы поговорили с его руководителем и режиссером Александром Тихоновым. – Расскажите, с чего начинался театр «АнтигонА»? Как Вы пришли в театр? – Началось все в 2000 году, когда Наталья Александровна Малахова, будучи директором Дома культуры поселка Винзили, поставила спектакль «Антигона». Не так, как это было в первоисточнике у Софокла, а по прозе Жана Ануя. Первый спектакль и дал название театру. Но, конечно, это не случайный выбор. Ведь даже имя ребенку дается не случайно. Наш коллектив, как и древнегреческий персонаж Антигона, – бунтарский, новаторский. После этого мы ставили разные по жанрам, по эпохе спектакли, игровые программы. Свою творческую биографию я начал еще в младших классах. Как ни странно, в библиотеке. Библиотека в Винзилях – очень значимый элемент. Там ставились разные постановки, проводились новогодние елки, там прошел мой первый опыт работы с театральными перчаточными куклами. Из библиотеки я плавно «перекочевал» в Дом культуры, когда там еще не было театра, пел в народном ансамбле. В феврале 2000 года образовался коллектив театра. Получается, что в театре я с самого его основания, был сначала актером, а после армии стал режиссером. По профессии я режиссер любительского театра, преподаватель, и ничем другим заниматься не хочу. Театр – это мое, я в нем вырос и буду его развивать дальше. – Какие ребята в вашем коллективе сейчас? Как вы проводите свои занятия? – С момента основания театра прошло 11 лет. Сейчас те, с кем я начинал, уже закончили учебные заведения, образовали семьи. Они у нас «в резерве». А основная часть коллектива – школьники и студенты. Мы принимаем ребят с разными задатками. Человек сам потом решает, нужно ему это или не нужно. Со спектаклями выступаем в родных Винзилях, ездим с гастролями по району.
– Расскажите про коллектив театра, какая у вас царит атмосфера? – Атмосфера дружественная, даже семейная. Вся моя политика как режиссера направлена на формирование личности в коллективе. Это такая арт-терапия. То есть человек приходит в искусство и в нем преобразуется. Приходят дети, у которых могут быть проблемы с психикой, с речью. Мамы специально приводят своих детей, чтобы чем-то увлечь их. Дети развиваются, и это видно. Очень приятно наблюдать, как ребенок развивается и признает, что это происходит именно благодаря коллективу театра. Театр – это моя близкая компания, моя семья. Даже в прямом смысле – с одной из участниц коллектива мы поженились в августе 2010 года. У нас в театре уже образовалось три семьи. – Проводите ли вы какую-то социальную работу со своим коллективом? – У нас был раньше в поселке детский дом, мы с ним сотрудничали. Сейчас много детских садов, для которых мы ставим детские сказки. Вообще все наши спектакли социально и патриотически направленные. Даже когда я еще до армии поставил свой первый спектакль, он был патриотическим – «Обелиск» Г. Мамлина. А после армии мы уже ставили произведения, направленные на социальные вопросы. У нас была серия спектаклей об обесценивании понятия семья в современном обществе, в среде современной молодежи. Ставили «Медовый месяц» Габриэля Барли, «Молодые люди» Р. Белецкого, «Главное чудо» по сценарию тюменского автора Натальи Каримовой. Замечательное произведение, хорошая получилась постановка, очень интересные режиссерские находки. Получился «мощный» спектакль. Наша деятельность направлена и на то, чтобы отвлечь молодежь от пагубного влияния среды. Например, в мае 2009 года мы организовали масштабную акцию «Молодежь тюменских районов говорит наркотикам «нет!»» Получился хороший концерт, где выступали и спортсмены, и музыканты, и вокалисты. Мы хотели показать, что в нашем поселке и в тюменском районе в целом есть много интересных занятий для молодежи. И к себе приглашали, конечно. Обучение у нас бесплатное. – Расскажите о работе над этим спектаклем. Это для вас первый опыт работы со сценарием на православную тему? – Спектакль возник благодаря нашей дружбе с Тюменским областным детским общественным движением «Родник». По сценариям Натальи Каримовой, специалиста по работе с детьми и молодежью «Родника», мы уже поставили три спектакля. В этих постановках участвуют как дети из театра «АнтигонА», так и ребята из «Родника». Первые два спектакля – «Главное чудо» и «Призвание» – вроде бы не православной направленности. Но с другой стороны они поднимают главные жизненные вопросы – о ценности семьи, о выборе своего призвания и отвечают на эти вопросы так, как это видит Православие. Рождественская сказка «За звездой» – первый спектакль на православную тему. Это был интересный опыт для моего коллектива. Благодаря тому, что в спектакле участвовали дети из «Родника», больше знающие о христианстве, мы во многом «обогатились»: прикоснулись к вере, познакомились с традициями Рождества, что, конечно, повлияло на мировоззрение актеров театра. Для меня было интересно: можно ли в рамках православного миропонимания поставить спектакль, чтобы в нем не было лицедейства, лжи. Этот опыт получил высокую оценку членов жюри, которые принимали дипломную работу (это мой дипломный спектакль). Председателями на защите дипломного проекта были Леонид Окунев — директор молодежного театра «Ангажемент» и завкафедрой режиссуры и актерского мастерства Тюменской академии культуры Марина Владимировна Жабровец. Для них наш спектакль стал своего рода открытием, потому что такого еще не было, чтобы театр был так тесно, органично «сплетен» с православным миром. Я, если честно, очень переживал, потому что не было какой-то особенной сценографии, костюмов, да и тема для светских людей необычная. Может быть, это прозвучит странно, но для нас спектакль – это вторичный продукт. В первую очередь мы развиваем коллектив, личность, человека. Когда мы ставили патриотический спектакль «Последний звонок» про детей на войне, мы встречались с ветеранами, блокадниками, общались, дети получили знания о войне «из первых уст» и стали играть по-другому, поняли, как все это было непросто. Здесь дети, может быть, в первый раз, как героини самого спектакля, соприкоснулись с православием. Были сделаны первые шаги, для ребят произошла встреча с православной верой, традициями. До этого в группе не было православных ребят. Может быть, потому, что многие считают, что вера и театр несовместимы, что театр – это лицедейство. Поэтому было интересно поработать, сделать такой синтез и доказать, что все возможно. Уже поставив спектакль, мы поняли, что его можно показывать не только для воцерковленной молодежи, как первоначально задумывалось, а в первую очередь для светской. Для тех ребят, которые, как и героини в начале спектакля, живут так, как им «хочется», живут не по заповедям Божиим и потому в глубине души чувствуют себя обделенными, опустошенными, потерянными, несмотря на внешнюю браваду. В спектакле есть, конечно, моменты, которые невоцерковленным людям не сразу понятны, например, странные на первый взгляд пророчества, которые услышали девушки. А это – слова из Евангелия, для православных они понятны. Но в целом спектакль воспринимается и понимается. – А как эта тема – тема встречи с Богом – повлияла на Вас? – Я сам посещаю церковь, хожу на службы, верю в Бога, в Ангела Хранителя, каждое утро прошу, чтобы он был со мной. То есть для меня это близкая тема. Мы специально в рождественском спектакле провели такую параллель: девочки-ангелы на сцене не случайно находятся в непосредственной близости от героинь, они им помогают. Когда я потом разговаривал с Натальей Каримовой, мы поняли, что и у нас было то же самое: какие-то вроде бы случайности привели нас к вере, к Богу. Но на самом деле все неслучайно, и нам кто-то помогает. Люди воцерковленные знают, что это – наши Ангелы Хранители. Татьяна Пирожникова, | ||||||||||||||||