Значение идеологии миротворчества в формировании нравственных ориентиров молодежной политики
Доклад на Рождественских чтениях в г. Тюмени 8 февраля 2011 г.
Современный мир – это мир
многочисленных проблем и вызовов, направленных на духовность
и человечность. Атомизация общества, рост конфликтогенных факторов, террористическая активность,
межконфессиональная и межэтническая напряженность, – эти черты
характерны для разных участников
мирового сообщества. Молодежь в
США, Европе, России почти ежедневно сталкивается с проблемами,
обусловленными неблагоприятной социокультурной средой. Широкое распространение получила
«вербовка» молодых людей в ряды
группировок и организаций экстремистского и террористического
характера. В этих условиях разработка и внедрение в практическую
жизнь миротворческих принципов
посредством молодежной политики
оказывается не просто актуальным,
но жизненно необходимым. Что
такое идеология миротворчества?
Для начала следует определиться с
понятиями.
Идеология – это уровень общественного сознания, в котором
представлена рефлективная система ценностей и идей, она базируется
на потребностях общества, узаконивает его требования и программирует его развитие, ориентируясь
на защиту существующих возможностей (политических, экономических, территориальных, духовных)
и на удовлетворение потребностей
общества в стратегической перспективе. В случае идеологии миротворчества можно сказать, что мы имеем
дело с совокупным субъектом идеологического процесса, которым является человечество.
Миротворчество провозглашалось и осмыслялось многие века
в религиозных системах, в философских размышлениях у Геродота, Эпиктета, Прудона, Канта и др.
Хорошо известна одна из «заповедей блаженства», данная Господом
Иисусом Христом: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими» (Матф. 5, 9).
Миротворчество – это форма активности человека или социальной
общности, целью (и вместе с тем
обязательным следствием!) которой
является созидание мира, в котором
нет места взаимной вражде.
Одна из особенностей современности заключается в том, что, утрачивая культурную самобытность,
самостоятельные культурные системы норм и ценностей, человечество
еще не научилось жить в условиях
так называемой «большой деревни»,
еще не выработало необходимой
системы нравственных координат,
общей идеологии, за исключением
разве что доминирующей системы
координат экономических выгод
и интересов транснациональных
корпораций. Такая ситуация может
оказаться губительной для будущих
поколений. Кроме того, увеличение
числа культурных влияний и идеологических воздействий приводит к
их общему уравниванию в восприятии отдельным субъектом.
В этих условиях миротворчество
может стать той платформой, на которой станет возможным объединение «жителей» этой «глобальной деревни». Фундаментальное значение
такого понятия как «мир», его незаменимость по существу подтверждается хотя бы тем, что в разных
культурах: мусульманской, иудейской, русской, – в приветствии содержалось и содержится пожелание
мира («шалом», «салям», «мир этому
дому» и др. этимологически содержат
слово «мир»). Для православного человека важно обратить внимание на
акценты, расставленные в «Основах социальной концепции Русской
Православной Церкви». В качестве
одного из приоритетных направлений здесь названо «миротворчество
на международном, межэтническом
и гражданском уровнях, содействие
взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, народами и государствами». В Концепции миссионерской деятельности РПЦ также обращается внимание на необходимость
«приближаться к миру, освящать и
обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни,
принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя
их в средства спасения».
Нужно отчетливо понимать, что
миротворчество содержит не только выступления ЗА мир, но и выступления ПРОТИВ, против тех
явлений в общественной жизни, которые имеют конфликтогенный характер, которые подрывают мир или
усиливают вражду. Здесь важно обратить внимание на стратегический
характер миротворчества. В случае,
когда миротворчество направлено
на погашение какого-либо военного
конфликта, оно зачастую имеет тактический характер. В то же время
идеология миротворчества и инициируемые на ее основе миротворческие практики призваны давать
стратегические прогнозы и предлагать стратегически значимые решения, которые также должны быть
интегрированы в молодежную политику, что особенно важно в наши
дни, когда молодежь оказывается
под ударом со стороны различных
сил и влияний.
…Действительно, по справедливому замечанию кинорежиссера
Р.А. Григорьевой, «наука о войне»
хорошо известна и существует множество учебников о ней, при этом
«наука о мире» остается в тени. А
ведь именно она сейчас так важна,
особенно для молодежной политики, когда в связи с глобализацией
обостряется проблема межидеологических конфликтов, конфликтов
ценностных систем и идеологий.
Один из примеров – болезненные
для многих стран конфликты, связанные с таким фактом межкультурных коммуникаций, как ассимиляция иммигрантов, например во
Франции…
Чаще всего иммигранты в меньшей степени приобщены к культурной среде той страны, в которую
иммигрировали они сами или их
родители. Более того, социализации
и приобщению к культуре детей и
молодежи часто уделяют мало внимания или не уделяют вовсе. Как
результат – возрастающая потребность в формировании идентичности вступает в конфликт с ценностями сообщества, в котором они
живут. Таким образом, возникает
не только проблема сохранения или
создания таких ценностей, которые
могли бы привлечь людей, приехавших в Европу из других стран, но и
сопутствующая ей проблема интеграции ценностей, подготовки целевой аудитории к их принятию.
Здесь следует обратить внимание
на связь между миротворчеством
и культурой, так как именно культурные процессы в значительной
степени определяют возможность
успешной реализации миротворческих инициатив. Не случайно деятельность таких масштабных миротворческих движений ХХ столетия,
как, например, деятельность Союза
советских обществ дружбы и других
была направлена, прежде всего, на
сферу культуры и межкультурных
связей, на формирование культурной основы для мира на земле. При
этом особое внимание уделялось
общему включению этих ценностей
в молодежную сферу. В связи с этим
хотелось бы задать вопрос: «Может ли глубоко понимать и уважать
культуру и внутренний мир других
стран и людей тот, кто не знает, не
любит и не уважает родную культуру?» Ответ на этот вопрос очевиден: воспитание уважения к родной
культуре – необходимая мера. В
нашей стране свой существенный
вклад в этом направлении может
сделать Русская Православная Церковь.
Приведенные нами данные и
факты свидетельствуют об актуальности стратегического потенциала
идеологии миротворчества, призванного не только констатировать
проблемы и ликвидировать отдельные конфликтные очаги, но и прогнозировать процессы, предлагая
решения, которые важно интегрировать в молодежную политику, внося
посильную лепту в укрепление мира
в сердцах людей.
В завершение хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха
Алексия II из его последнего Рождественского послания: «Будем
помнить о том, что мир Христов побеждает вражду века сего, что, только стяжав этот мир в сердце своем,
человек может устоять во всех житейских бурях и нести примирение
ближним и дальним, преображая
жизнь верой, правдой, чистотой и
любовью. Да объемлет собою мир
Христов всех нас – Его учеников и
последователей, людей разных возрастов, национальностей, политических взглядов и социальных слоев.
Пусть он простирается и на людей
иных вер и убеждений, с которыми
мы созидаем народную жизнь (...)
обращаю к вам слова святого апостола Павла: «Братия, радуйтесь,
усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог
любви и мира будет с вами».
Ф.В. Тарасов, аспирант Тюменской
государственной академии культуры,
искусств и социальных технологий