| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Создавая Россию…..Наличие надежных сухопутных путей было одним из необходимых условий для закрепления за Русью сибирских земель, присоединенных к ней в результате похода дружины Ермака... В 1595 г. царем Федором Ивановичем был издан указ, повелевающий «охочим людям» разведать более прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из таких людей оказался Артемий Софронович Бабинов. Известно, что по своему происхождению Артемий Бабинов был крестьянином, родился в 60-х или 70-х годах XVI века и проживал недалеко от Соликамска. По преданию, встретив однажды около Чаньвинской пещеры вогулов (манси), справлявших в ней свои языческие обряды, А. Бабинов тайно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. «Чтобы не терять тропу, он заламывал ветки деревьев. Так была пройдена дорога через Уральские горы, и А. Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Солью-Камской и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено». Строительство дороги началось в 1595 г. и велось на протяжении двух лет. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было примерно в восемь раз короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 г. дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье. Для А. Бабинова разведка и строительство новых дорог стали делом жизни, впоследствии продолженным его потомками. В скором времени новая «государева дорога» была продлена до Тюмени и Тобольска. На протяжении XVII — первой половины XVIII века она являлась единственным официально разрешенным путем сообщения между европейской частью государства и Сибирью. В первую очередь это было обусловлено открытием в 1600 г. в Верхотурье таможни, досмотр в которой обязаны были проходить все без исключения люди, следовавшие в Сибирь и обратно из нее. На протяжении почти 150 лет дорога, названная народом «Баби-новской», по имени ее создателя, выполняла роль своеобразной стержневой магистрали освоения сибирских земель...Ба-биновская дорога стала одним из главных связующих звеньев комплекса первых транссибирских путей, прокладываемых первопроходцами к новым, восточным рубежам российского государства. Для того, чтобы лучше понять смысл отдельных исторических явлений или своеобразие дошедших до наших дней культурных традиций, в первую очередь важно иметь представление о внутреннем мире людей, осваивавших восточные рубежи России. Одну из важнейших ролей в ранних этапах освоения Сибири сыграли жители Русского Севера. Известный историк Сибири П.А. Словцов писал: «Сибирь обыскана, добыта, населена, обстроена, образована все устюжанами и их собрати-ей. Устюжане дали нам земледельцев, ямщиков, посадских, соорудили нам храмы и колокольни, завели ярмарки». Даже при беглом рассмотрении на карте пространства Урала и Сибири бросается в глаза обилие названий, созвучных с именами населенных пунктов, расположенных на территории современных Вологодской и Архангельской областей… Во второй половине XVII века на территории современного Исет-ского района Тюменской обрасти возникло село Архангельское. Своим называнием оно было обязано тем, что его основателями были переселенцы из Михаило-Архангельского мужского монастыря, расположенного в Великом Устюге. В то время, в связи с колонизацией Сибири, монастырь был обязан поставлять в Зауралье продовольственный хлеб. Его доставка, осуществляемая по Сибирскому пути, занимала длительное время и была сопряжена с немалыми трудностями и лишениями. Некоторые устюжане, уходя в путь, уже не возвращались обратно, оставаясь жить в Сибири. Настоятель Михайло-Архангельской обители обратился к царю с просьбой предоставить монахам заимку за Уралом, специально предназначенную для выполнения продовольственных повинностей. В 1667 г. монастырю была пожалована вотчина в 280 десятин на реке Исети… Специфические условия существования способствовали выработке оригинальных критериев мировоззрения и жизненного уклада жителей Русского Севера, отличительными особенностями которых были самостоятельность и предприимчивость, склонность к человеческой взаимовыручке и поиску гармоничных форм сосуществования с окружающей природной средой… Многие образцы культуры Русского Севера оказались наиболее приемлемыми и жизнестойкими в специфических условиях Сибири. Вспомнить хотя бы ассоциируемые в первую очередь с Сибирью валенки, родиной которых принято считать Великий Устюг. По сути дела, первые волны целенаправленного освоения Сибири, основным географическим вектором которых стало направление Сибирского пути, способствовали формированию своеобразной «северной ветви» русской культуры… В разное время по Ба-биновской дороге и другим участкам Сибирского пути проследовал целый ряд людей, ставших со временем выдающимися персонажами отечественной истории. Среди них — мятежный протопоп Аввакум, опальный князь Меньшиков, предок А.С. Пушкина - Ганнибал, целое созвездие выдающихся ученых - членов экспедиций Витуса Беринга, первые сибирские губернаторы и митрополиты. В некоторых случаях эти исторические личности не просто прошли по Сибирскому пути, но и оставили на нем свой след. Так, в 1731 году в селе Красном, расположенном в окрестностях Соликамска, его владельцем Григорием Демидовым был заложен один из первых в России ботанических садов. В суровых климатических условиях Северного Урала в оранжереях, расположенных на территории усадьбы, начали произрастать диковинные для этих мест кактусы и ананасы… Значительную помощь в формировании этого сада Григорию Демидову оказали члены Второй Камчатской экспедиции Беринга — ботаники И. Гмелин, С. Крашенинников и Г. Стеллер. Жизненный путь последнего из них завершился именно на этой дороге. В 1746 году во время остановки в Тюмени, совершенной на пути в Санкт-Петербург, Георг Стеллер тяжело простудился и скончался. Сибирский путь оставил свой яркий след на архитектурно-ландшафтном облике городов, через которые он пролегал. Одной из первостепенных задач находившихся на «государевой дороге» Соликамска, Верхотурья, Тюмени и Тобольска являлось утверждение на новых, необжитых землях важнейших атрибутов русской государственности и духовной культуры. Именно в этих городах в конце XVII — начале XVIII столетий были построены многие выдающиеся образцы храмового и гражданского зодчества, основаны крупнейшие монастыри, воспринимаемые сегодня как своеобразные духовные маяки этой историко-географической магистрали. Одной из жемчужин местного храмового зодчества стал Троицкий собор в Верхотурье, включенный в 1959 г. на международной конференции в Гааге в число наиболее выдающихся архитектурных памятников мира. Троицкий собор, строительство которого было начато в 1703 г. по благословению Сибирского митрополита Филофея Лещинского, стал главной доминантой возводимого в то время каменного вер-хотурского кремля... Бабиновская дорога являлась и важным миссионерским путем. По ней двигались направлявшиеся на восток первые священнослужители и монахи. В 1604 г. в Верхотурье прибыл священник Иона, ставший основателем Свято-Николаевского монастыря. Спустя несколько десятилетий по этой дороге в село Меркушино, располагавшееся в 60 верстах от Верхотурья, прошел один из будущих небесных покровителей Урала и Сибири — святой праведный Симеон Верхотурский. После перенесения в 1704 г. святых мощей сибирского чудотворца в верхотурский Свято-Николаевский монастырь Бабиновская дорога в сознании многих людей приобрела новый, сакральный смысл паломнического пути. Рассмотрение духовного значения Сибирского пути важно для понимания того, как подвижничество и вера отдельных людей смогли преобразить облик этих земель, сделав их в «духовно обжитой» частью России. В Тюмени Сибирский путь проходил рядом с Троицким монастырем. Любопытно отметить, что его архитектурный облик, в отличие от наиболее часто встречавшихся в ту пору на территории Сибири московских и северорусских влияний, имел характерные малороссийские черты. Это объясняется тем, что принимавший участие в строительстве каменных храмов монастыря сибирский митрополит Филофей Лещинский имел украинское происхождение. В отличие от Верхотурья и Тобольска, в Тюмени не был возведен каменный кремль. Однако в исторической части города, на территории которой некогда стоял первый деревянный острог, на протяжении XVIII века сформировался оригинальный архитектурный ансамбль. В 1700 г. на берегу Туры были заложены каменные амбары для хранения казны, над которыми была выстроена Благовещенская церковь. Позднее на противоположном берегу реки была возведена Вознесенско-Георгиевская церковь, освященная в 1789 году. В 70-х — 90-х годах XVIII века велось строительство Никольской (Крестовоздвижен-ской) церкви, ставшей еще одной важной доминантой в облике исторического центра Тюмени. Благодаря своему расположению на «государевой дороге», в Тюмени, как и в Верхотурье, возникла Ямская слобода, сложившаяся неподалеку от Троицкого монастыря. Тобольский кремль стал одним из наиболее выдающихся архитектурных комплексов - символов могущества Тобольской губернии, охватывающей в ту пору огромную территорию от Урала до восточных окраин Сибири. В 1697 г. архитектор и картограф Семен Ремезов получил задание составить проект и смету каменного кремля… В Тобольске главным архитектурным обрамлением Сибирского пути стали Дмитровские ворота Рентереи. Вот как писал о них тобольский краевед Борис Эристов: «Многие сибирские города (Верхотурье, Тюмень, Тобольск) называли символически «воротами Сибири», однако в Тобольске есть таковые конкретные ворота. Дело в том, что в прошлом знаменитый путь в Сибирь шел через Тобольск. Московский тракт непосредственно подходил к «Дмитровским воротам» Тобольского кремля, проходил через них и по нагороной части города уходил далее на восток, на Омск, Иркутск, Казахстан и Китай. Вот они, настоящие «Врата Азии». Через эти ворота в город наносили визиты послы восточных владык, не сумевшие добраться до Петербурга, поскольку Тобольск играл важнейшую роль в восточной политике государства». На протяжении XVII — XVIII столетий Тобольск являлся не только крупнейшим административным, духовным и торговым центром Сибири, но и одним из главных транспортных узлов Сибирского пути. В нем брал свое начало сухопутный Иркутский тракт. Благодаря выходу на Обь-Иртышский бассейн Тобольску была отведена ключевая роль в процессе освоения территории Западной Сибири. Наверное, поэтому Тобольск часто называют «отцом сибирских городов»… В 1723 г. началось строительство Екатеринбурга. В 1781 г. был заложен город Пермь, ставший центром Пермского наместничества, а позднее - Пермской губернии. В 1735 г. был открыт новый почтовый тракт, прошедший через Кунгур и Екатеринбург. После отмены в 1753 г. взимания налогов на перевозку товаров в Сибирь и прекращения действия верхо-турской таможни искусственное сдерживание развития новых транспортных путей утратило свой смысл. За очень короткий срок Бабиновская дорога уступила свою былую роль Большому Сибирскому тракту, официальное открытие которого состоялось в 1783 году… Период с конца XVIII по начало XX столетия охарактеризовался постепенной утратой для Тобольска былого статуса «столицы Сибири». Началом этому послужило деление в 1782 г. Сибири на два наместничества: Тобольское и Иркутское. В 1838 г. административный центром Западной Сибири стал г. Омск, а в 1918 г. губернская столица была перенесена из Тобольска в Тюмень. Во многом это объяснялось тем, что к тому времени Тюмень, через которую прошла Транссибирская магистраль, стала играть более важную роль в экономической и политической жизни края.Будучи объединены не существующей ныне дорогой, города, сыгравшие важную роль в первом целенаправленном этапе освоения Сибири, осуществлявшимся с конца XVI до середины XVIII века, сегодня образуют своеобразную историко-географическую магистраль, проходящую красной нитью через культурный ландшафт современной России. Подготовила Г.В. Шевченко, | |||||||||||||||