ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Жизнь Церкви начала 90-х годов. История возрождения православия в Тюмени

Интервью с иереем Сергием Кистиным


1988 год. Покровский собор г. Тобольска. Архимандрит Макарий,
пономарь Сергий и пономарь Николай

- О. Сергий, расскажите, пожалуйста, о жизни Церкви в конце 80-х - начале 90-х годов.

- Это был трудный период: начало перестройки, развал экономики, развал государства, каждый стал говорить о независимости, особенно Прибалтика, заговорили о деньгах. К Церкви православной стали по-другому относится.

Сама епархия была по размерам большая, а храмов всего тринадцать на всю епархию: два в Ишиме, один в Ялуторовске, два в Тюмени, два в Тобольске и шесть храмов в Омской области. Духовенство было, кого я застал, старое. Все друг друга знали.

Когда я пришел из армии в 1985-86 гг., то в Тобольске служили о. Александр, о. Макарий, о. Михаил, о. Владимир. Старое было священство, родились еще до революции.

А еще был о. Николай, сам из Белоруссии, 1915 года рождения. Закончил один класс семинарии. Для советского времени это было большим достижением. Строгий был батюшка.

О. Макарий - архимандрит - добрый, выдержанный был священник, старенький, ему было уже под 80 лет. В алтаре бережно хранил проповеди своего отца в виде маленькой книжечки.

Он был с 12-го или 14-го года, родился и жил на Алтае. В 18 или 20 лет решил стать священником. Приехал Владыка, стал его спрашивать, сказал, что нужно почитать Катехизис: учение Церкви о спасении, Вселенские соборы и так далее. О. Макарий рассказывал, что он это знал, только вспомнить нужно было. При ответе спутал даты Вселенских соборов, но Владыка был добрый, подсказывал ему. Так он и поступил, к тому же у него была священническая практика, он пономарил, помогал в алтаре. В то время так было. У него еще такая особенность была: перед каждой службой он тщательно готовился. Какая служба, какой тропарь, кондак. Также и перед проповедью. Очень ответственно подходил. Подавал нам добрый пример.

О. Александр (Пивоваров) строго спрашивал, требовал, чтобы молились и работали, много строил, проводил занятия. При храме была воскресная школа подготовки пастырей. Дочь его тоже вела занятия, она преподавала пение и устав. Сейчас она проректор в Новокузнецкой семинарии. Это удивительно, что в сонме духовенства находится женщина.

О. Макарий занимался отчиткой бесноватых, больных. Это было редкое явление для того времени. У него было на это особое благословение Патриарха. Приезжало очень много людей; происходило все в Покровском соборе. Они кричали и плакали, тяжелая была картина. Он всегда сначала


1994 год. Крестовоздвиженский храм г. Тюмени.
О. Сергий Кистин с работниками

1994 год. Крестовоздвиженскийхрам г. Тюмени. О. Сергий Кистин сработниками беседовал с ними, и после исповеди и Причастия отчитывал.

Были и комичные ситуации. Вот одну старушку спрашивает: «Ты зачем приехала, Мария, отчитываться?»

«А вот, батюшка, у меня горе такое: кошелек потерялся с деньгами, суммой приличной и мне надо отчитаться, чтобы он нашелся».

А батюшка кротко так ей отвечает: «Мария, тебе, наверное, не ко мне надо, а в милицию». «Нет, нет, батюшка, мне сказали именно к тебе». Простой народ был, труженики.

Здесь в Тюмени служили о. Михаил (Курочкин), о. Иоаким (Лапкин), будущий епископ о. Евтихий. В соборе служили о. Иаков, о. Николай, о. Валерий (Гордеев).

В Ялуторовске был один храм и служил там о. Илия (Равелев). Его я мало знал, он был уже старенький и умер в 1992 году. После него был о. Сергий, а потом о. Евгений (Веселовский). О.Евгений прослужил лет 8-10, потом произошел несчастный случай. Он похоронен на территории храма, за алтарем. После него служил и служит о. Георгий (Санников).

В Ишиме в Покровском храме служил о. Константин (Некрасов). Простой был, безобидный, много пережил. В Никольском служил о. Феодор. Он был благочинным Тюменской епархии. О.Феодор был строг, любил служить, построил на свои средства иконостас, говорил, чтобы учились и делали все по уставу. Сам был родом с Украины. В одно время с родителями сослан был в Ташкент.

В Ташкентской епархии был в то время Владыка Гермоген (Голубев), архиепископ, человек глубокой и твердой веры. Когда храмы закрывались в 50-е годы, у него в епархии открывались. Он закончил семинарию и Киевскую академию, был наместником Киево-Печерской лавры. Хорошо изучил советские законы, и под видом реконструкции заново выстроил собор в Ташкенте, открыл несколько приходов по епархии. Потом его убрали оттуда и перевели сюда. Здесь он тоже отстаивал храмы, защищал духовенство.

- Расскажите про открытие Тобольской семинарии.

- Открытие Тобольской семинарии было в 1989 году, в этом же году 12 ноября меня рукоположили. Поступающих было тогда 14 человек. У каждого свой сложный жизненный путь. Но кто учился, те и стали священниками. Был такой порыв, люди пошли в храмы, просили пищу духовную, книги, а их не было. Тогда книги, брошюры, молитвы переписывали, отпечатывали на машинке, и ими очень дорожили. Перепечатанные молитвы хранили со дня Крещения. Только в 1988 году вышло постановление правительства, разрешающее ввоз церковной утвари и литературы.


1994 год Крестовоздвиженский храм г. Тюмени. Освящение о.Сергием Кистиным креста для главного купола

Занимались семинаристы в храме Петра и Павла в Тобольске, там все было разрушено. Тут же стояли парты, тут же корыта с цементом. Занимались в фуфайеч-ках, потому что было очень холодно. Долго ждали ректора, потом приехал о. Мака-рий из Москвы. Он настоял, чтобы все учились очно. Потом Владыка Димитрий был назначен ректором, занятия шли, все стало упорядочиваться. Два или три года был экстернат. Готовились сами, встречались с преподавателями, приезжали и сдавали. Выдавались такие специальные экзаменационные листы. В 1994 году сформировалось заочное отделение. Нас было восемь человек, которые первые учились на заочном отделении. Мы все закончили.

- Как проходило возрождение православной жизни в епархии?

- Когда началась перестройка, стали даваться свободы, но у людей был страх ходить в храм. Советское воспитание, давление сказывалось. Приходили с оглядкой. Постепенно к 1994 году это было изжито. Вздохнули свободно. Никто больше не преследовал.

В Воскресную школу в Покровском соборе Тобольска стали приходить студенты. Был такой случай. Ходили две или три девочки, прониклись, покрестились. Приходит заведующий техникума, где они учились, и говорит: «Во что это такое вы втягиваете нашу молодежь?». Говорил испуганно, потому что свобода уже начала действовать. Сказали священнику о. Александру. Он ответил, что у нас свобода совести, и мы доложим уполномоченному. Потом больше никто не приходил.

Владыка Димитрий наставлял духовенство относиться к людям внимательно, с приветливостью. Нужно потерпеть и все пережить. «Братья, будьте внимательны, друг другу помогайте» - повторял он.

- Можно ли говорить о каких-то этапах восстановления епархии?

- Первым делом необходима была реставрация Покровского собора, Софийского (колокольню, крест поставили). После 1000-летия Крещения Руси государство и министерство культуры какие-то деньги стали выделять. С трудом «пробивали» возвращение Абалакского монастыря. Там машинно-тракторная станция находилась: все разбито, пола нет, стены исписаны. Стали просить храм Марии Египетской. Его добились. Когда Владыка приехал, быстро настелили пол, пленкой закрывали окна. Отслужили первый молебен, поставили крест. В 1989 году сельсовет пришел, сказали крест убрать. Но с 1990 года стали уже служить постоянно.

Попросили храм Петра и Павла. Там служили и занимались. Семинария оттуда начиналась.

Когда меня перевели в Тюмень, здесь было два храма: Знаменский собор и Всесвят-ская церковь. Постепенно стали просить храмы. Это о. Михаил (Курочкин) делал. Он начинал и в Трех-святительском. Крышу сделали, пол, купол. В храме стояли доски, кирпичи, было сыро, все убрали за пять лет, отопление сделали. В 1990-95 гг. люди уже потянулись. Много было крещений, люди шли на исповедь. В 1990 году открылась Воскресная школа. Попросили храм Архангела Михаила и там занимались. Долго ходили Крестными ходами к Троицкому монастырю и просили. В 1998-1999 году нам передали. В 1993 году передали Кре-стовоздвиженский храм. Два года я там служил. Все было перекрыто, разрушено. Были классы, начинали в маленьком приделе, убирали перекрытие. Проблема была кабель пробить, месяц служили в темноте, сырости. Через два года передали храм о. Тихону. Он был приписной к Троицкому монастырю. Сельские храмы передавали в о. Сергием Кистиным креста Каменке Сазоново, Червишево, Шорохово. В Шорохово у храма только стены стояли, крыша шиферная. Я начал жителей ругать, а они говорят: «Мы написали губернатору». Спрашиваю: «А кто ходить-то должен?» «Вот ты и походи, батюшка», - отвечают. Вот батюшка и стал ходить. Ездили, служили в музее в Нижней Тавде. Потом дали старую почту, потом собес, а потом построили храм. Процесс пошел, стали восстанавливать. Было понимание с властями, был порыв от людей. Поддержка от властей, от людей. Люди несли по рублю, по два. Усердие было.


1995 год. Тобольская духовная семинария, о. Владимир Клюев,
о. Игорь Литвинов, о. Сергий Кистин

Отопление в храме сделали, а котла не было. Пришли три парня пьяные: «Поговори с нами, батюшка». Поговорил я с ними. А они перед уходом спрашивают: «Отец, что тебе сделать?». Я сказал, что котелок. Через два дня привезли котел, который стоит до сих пор.

- О. Сергий, помимо увеличения количества храмов, духовных школ, численности священства, есть ли какие-то качественные улучшения за этот период?

- Тогда была простота веры, но не было учености. Народ ошибался, заблуждался, негде было уточнить. Сегодня есть, где спросить, где узнать. Тогда было стремление к чтению, знанию, сегодня изобилие всего этого, все известно, и люди охладели. «Мы и так веруем, мы и дома можем». Тогда нужно было преодолеть страх. То есть получается в чем-то качественнее. Сейчас большая часть признает Бога, меньшая не признает, а тогда скорее наоборот. Осуждали сектантов, представителей другой религии. Сейчас, напротив, уважительное отношение к представителям других религий. Молодежь пошла в храм, а тогда преследовали. Есть надежда, что с новым поколением будет и обновление, и возрождение.

Тобольско-Тюменская епархия образовалась 25 января 1990 года, после разделения Омско-Тюменской. 4 ноября назначили Владыку Димитрия, а 7-го он уже приехал. Служил в Знаменском соборе. А до этого 4-го освящал с Патриархом Алексием II место закладки Казанского собора на Красной площади.

Подготовила Волгина И.В.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.