9 мая – праздник, радостный для всего мира. Подходила к концу самая кровопролитная в истории человечества
Вторая мировая война. Именно она дала толчок к развитию военной техники в такой мере и с таким ускорением
технического прогресса, который никогда не встречался в трехвековой истории технической цивилизации.
В эту войну были созданы реактивные снаряды, атомное оружие, реактивные бомбардировщики и баллистические ракеты. В короткое время разработаны, испытаны
и введены в боевую эксплуатацию новейшие виды вооружений на море и под водой, на суше и в воздухе. Мощные
радиолокационные станции, военные заводы и лаборатории - вся военная инфраструктура стала использовать
самые передовые технологии для создания наступательных и оборонительных вооружений.
Не вхолостую…
ружие не стреляло вхолостую. В боевых действиях было
уничтожено более 55 миллионов человек военных и более всего мирных жителей с той и с другой стороны.
Кто конструировал эту военную чудо-технику? Какие мотивы двигали людьми? Создатели атомного оружия
в США беззастенчиво пользовались военными разработками нацистов, использовали их технологии в атомном
Манхэттенском проекте в Лос-Аламосе. Когда же появилась необходимость создать баллистические ракеты - наготове был
барон Вернер фон Браун, «отец» ракет ФАУ-1 и ФАУ-2,
бомбивших Лондон. Он же создал баллистическое оружие
с атомными боеголовками для США и ракетоноситель Сатурн 5, который доставил американцев на
Луну. Американская бомбардировка Дрездена уничтожила в один день до 250 тысяч мирных немцев, но промышленные и
военные объекты не пострадали.
Атомное оружие американцев летом 1945 года в одночасье унесло жизни двух
мирных японских городов. 6 августа в 8:15 утра по местному времени тяжелый
бомбардировщик B-29 сбросил с большой высоты первую атомную бомбу на Хиросиму. Более чем 4 квадратные мили
(10,25 кв. км) города были моментально и полностью опустошены. 66 тысяч человек погибло, 69 тысяч получили ранения. Тремя днями позднее, в 11:02 утра другой
B-29 сбросил вторую бомбу на промышленный район города Нагасаки, полностью уничтожив 1.5
кв. мили (3,84 кв. км), убив 39 тысяч
и ранив более 25 тысяч японцев. Более
ста тысяч человек погибло в то время, когда дни милитаристской Японии
были уже сочтены, лучевая болезнь
уносит жизни японцев до сих пор…
Благо или зло?
Русские вынуждены были создавать атомное оружие и для равновесия, и, конечно, как один из весомых
аргументов «холодной войны». Первый атомный взрыв в СССР произошел в 1949 году. Но
уже через пять лет в Советском Союзе появился первый
в мире «мирный» атомный реактор для производства дешевой электроэнергии. Заметим, что отец
ракетостроения Вернер фон Браун был равно обласкан лидерами
двух враждующих стран - Гитлера и Рузвельта. Создатели наших «Катюш» служили только на благо своей Родины.
Они не озлобились, несмотря на то, что большинство из них - сотрудники конструкторских бюро Тихомирова, Граве и Гвая - познали «милости» сталинских лагерей. Эти примеры показывают, что создатели оружия
могут трудиться с разными целями.
Вооружения, созданные в период Второй мировой, легли в основание военного могущества СССР, Америки,
Франции и Англии - союзников по антигитлеровской коалиции. Эти страны сразу же после окончания войны вступили в эпоху противостояния, так называемой
«холодной войны». В это время было накоплено такое количество атомного, бактериологического, химического оружия,
что оно могло уничтожить Землю тысячи раз. С другой стороны, на сегодняшний день атомные и ядерные заряды и средства их
доставки до цели являются гарантом военной безопасности
современной России и оружием сдерживания, не позволяющим никому безнаказанно развязать агрессию.
Создатели атомного оружия в последствии стали самыми активными миротворцами: Альберт Эйнштейн,
Нильс Бор, Андрей Сахаров, Макс Борн, Отто Ганн…
По-видимому, совесть их была неспокойна. Они чувствовали свою ответственность за то, что
выпустили из бутылки «атомного джина», которого загнать обратно
были уже не в силах.
У гениев технической мысли всегда возникает
ситуация нравственного выбора. Создавать или
не создавать оружие, которое можно использовать и для защиты Родины, и для нападения
на слабых соседей? Известно, что конструктор Калашников плакал, когда узнал, что в
Афганистане из его автоматов стреляют в наших солдат…
Так благо или зло - создание вооружения? Ответ на вопрос можно искать не
только в сфере морали и нравственности, но и в области
религии. Не придется ли творцам убийственных приспособлений отвечать на суде Божием за их создание перед
Творцом жизни? Конечно, придется. А каков будет приговор, вероятно, зависит от моральных установок, которые руководили инженерами и конструкторами…
Оружие Победы
Первое оружие на земле было создано Тувалкаином,
сыном Ламеха, седьмым потомком Каина (Быт 4,22).
И мы помним хвалебную песнь, которую воспел Ламех
перед своими двумя женами Адмой и Циллой, о том, что
убил и «мужа и отрока». Кстати, этим «мужем» был тот
самый Каин, убивший Авеля. А теперь
он в глубокой старости погибает от рук своего далекого
потомка Ламеха. Святой Димитрий Ростовский (+1709 г.)
в «Синопсисе» объясняет, что он убил их нечаянно на
охоте, но, в осуждение себе, зло тщеславился оружием,
изобретением своего сына Тавулкаина. Много раз в Ветхом
Завете описывается оружие, которое использовал и народ
Божий (для исполнения Божией воли), и его противники
(для исполнения воли диавола).
В Новом Завете Господь наш Иисус Христос повелевает
апостолу Петру вложить меч в ножны (Иоан.18:11).
Пацифисты толкуют эти слова как запрет христианам
носить любой вид оружия. Однако, по толкованию святых
отцов Православной Церкви, это означает лишь то, что
Христос хотел добровольно пострадать за нас, а Петр ему
препятствовал. Позже Господь произнес слова, которые
повторил святой воин-князь Александр Невский после
победы над крестоносцами: взявший меч от меча и погибнет.
Поэтому христианские воины вспоминают другие слова
Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13).
Евангелист Лука пишет, что Иоанн Креститель при
беседе с воинами сказал, чтобы они никого не обижали
и довольствовались своими жалованьем (Лука, 3:14).
«Довольствоваться жалованием» можно только за
несение воинской службы, а «никого не обижать»
означает не обижать стариков, детей, женщин, пленных,
то есть исполнять воинский долг честно. И апостол
Павел говорит, что не напрасно носит меч слуга Божий
– отмститель в наказание делающим зло (Рим. 8:4).
Следовательно, он как Божий слуга с оружием в руках
исполняет волю Божию по защите порядка.
Таким образом, делать и использовать оружие равно
могут и противники Божии, и святые угодники. Вспомним
воинов, прославленных Церковью, и их небесного
покровителя Архистратига Михаила. Оружие победы
становится оружием поражения, если оно служит злу. И
оружие поражения может стать оружием победы, если
человек будет исполнять волю Божию.
Святитель Филарет Московский (+1867) утверждал:
«Тот, кто сопротивляется злодеям силой и мечем, – тот
должен быть чище и выше своей борьбы; иначе не он
поведет ее, и не он завершит ее победой, а она увлечет
его, исказит его обличие и извергнет его, сломленного,
уничиженного и порочного. Владеть силой и мечем может
лишь тот, кто владеет собою, то есть своими страстями и
своим видением; ибо если человек не владеет собою, то
меч и сила овладевают им, не они будут его орудием и
средством, а он сам станет их средством и орудием, тогда он
«погибнет от меча» не физически, а нравственно и духовно;
силы его будут растрачены, душа его будет изуродована
и борьба проиграна. Вот почему очищение души есть
основное условие победы в борьбе со злом». И в «Основах
социальной концепции Русской Православной Церкви»
записано: «В иконографии святого Георгия Победоносца
черный змий попирается копытами коня, который всегда
изображается ярко-белым. Этим наглядно
показывается: зло и борьба с ним должны быть
абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом,
важно не приобщиться к нему» (VIII.4).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
обратился к инженерам и военнослужащим
ракетных войск стратегического назначения
в день их профессионального праздника 17
декабря 2009 года: «Ваш самоотверженный
труд и героизм позволили Ракетным
войскам стратегического назначения за
сравнительно короткий срок превратиться в
войска, способные решать основной объем
задач, связанных с обеспечением военно-стратегической безопасности России и, более
того, мирового баланса стратегических сил...
Высочайшая ответственность за судьбу страны, за судьбу мира требует высочайшей
нравственной силы и высокой духовной культуры, потому
что столь грозное оружие должно быть только в чистых
руках людей со светлым разумом, с горячей любовью к
Отечеству, сознающих ответственность за свои деяния
перед Богом и перед народом».
Это ответ на вопрос - Божье ли дело делают инженеры,
создающие вооружение? Все зависит от намерения, с
которым они трудятся. Иначе, как говорит святитель
Иоанн Златоуст, и Авраама можно назвать сыноубийцей,
если смотреть на дело, а не на намерение. Но если
намерение чисто и свято, то свято и дело, которое делали
творцы Победы во Второй мировой войне.
Диакон Димитрий Майоров, кандидат богословия,
преподаватель Тюменского Духовного училища
|