|
Поплывут медовы звоны в небеси,
Расплескаются в вечернюю зарю -
Я с сумою собирал их по Руси…
Геннадий Ерохин
|
ашина нервно сорвалась на зеленый, серая стена
девятиэтажки сдвинулась тяжелой створкой, и за
ней мелькнула белой известкой и тут же скрылась
невысокая свечка колокольни.
Так я впервые увидела Всехсвятскую церковь.
В самом центре Тюмени, спрятанная между однообразной застройкой 70-х и остатками частного сектора, она
– не побоюсь избитого сравнения – словно островок в бушующем океане.
На следующий день я бродила в окрестностях улицы
Орджоникидзе в поисках колоколенки …. Нежный,
мелодичный перезвон, так хорошо знакомый окрестным
жителям, тем майским вечером стал моим проводником –
я плохо знала город и шла просто наугад.
Для меня колокольный звон – особая тема. . мало
встречала русских людей, равнодушных к колоколам, хотя «отцом» колокола считается итальянец,
святой Павлин Милостивый. Это при его молитве: «Воззови, Господи, к этой бедной земле гласом свыше…
Соедини сердца наши при нашей разрозненности…», полевой
цветок-колокольчик зазвенел и стал прообразом церковного колокола - символа единения православных христиан.
Колокольный звон сопровождал всю жизнь русского человека, всю нашу историю с самого Крещения Руси.
Наши колокола, особенно старые, считаются самыми звучными в мире. Однако в книге почти столетней давности я
встретила выражение, где колокол называли «инструментом, малоподатливым в музыкальном отношении». Но вряд
ли такая мысль приходит в голову тем, кто только слушает колокольные звоны. Легко, свободно, красиво, звучно…
Для православного человека колокольный звон - своеобразный символ церковной духовности, ее слышимое
выражение. В этом смысле у звонаря особая роль и высокое предназначение.
Сто лет назад классик литературы мог воскликнуть: «Талантливых звонарей у нас – сотни!» Сейчас говорят,
что «хватать» звонарей в России будет только через сто лет. При благоприятном стечении обстоятельств. Тюмени
в этом смысле повезло: звонари есть, а среди них - и известные своим талантом.
Про звонаря Всехсвятской церкви Евгения Волкова я слышала от знакомых москвичей еще раньше, слышала,
что «колокола у него поют особенно». То ли мир так тесен, то ли Тюмень, в которую судьба закинула,
«маленький» город, только с Евгением мы познакомились.
Он оказался молодым человеком, веселым, смешливым, с темным блеском умных глаз. Врач. Детский доктор и
звонарь.
Сейчас Евгений с улыбкой вспоминает, как в 1996 году
студентом-первокурсником попал на колокольню Знаменского собора. (К слову, за плечами студента была с
отличием законченная музыкальная школа при Тюменском
училище искусств):
- Звонари-самоучки передавали буквально «из рук в
руки» то, что уже постигли сами. И на колокольне была очень оригинальная подвеска: — сначала надо было
привязываться к благовестникам, а потом уже звонить… всем телом.
Про подвеску я как-то пропускаю мимо ушей. Звонари-самоучки? Но собеседник спокойно относится к моему
недоумению:
- Если честно, то многое из того, что составляло красоту колокольного звона, утрачено или почти утрачено.
Во-первых, до наших дней не дожил почти никто из тех,
кто мог бы передать нам опыт прошлых поколений звонарей. Во-вторых, раньше было не принято записывать
звоны с помощью нот, и сохранилось крайне мало звукозаписей колокольных звонов. И даже те записи, которые
есть, это лишь начало звона, а то, как его развивали звонари, мы уже не знаем.
• Но сейчас очень многие говорят о возрождении колокольных звонов в России…
- Говорить уместнее о создании их заново на основе сохранившейся традиции звонов в Москве и Петербурге, в
Пскове и частично в Новгороде. Тюмень в этом смысле
долгое время была в изоляции. И не только Тюмень. Многие звонари учились и учатся звонить самостоятельно,
опираясь на свой индивидуальный музыкальный опыт.
Сейчас в Церкви появляется все больше людей, воспринимающих колокольный звон как призвание.
Да, колокол способен воспитать звонаря. Но в колокольных звонах важен не столько сам колокол как инструмент или
виртуозность техники, сколько понимание сути звона. И
в первую очередь церковный звонарь думает: как под этот
звон будет идти крестный ход? Как в храм заходить? Тут
нужен сугубый подход к делу, чтобы не допустить искажений, которые могут быть привнесены в древнее
искуcство современным мировоззрением.
• Вы этому учились у звонарей в Знаменском?
- Не совсем. Я там потом вообще один остался. И когда научил «неправильно» следующее поколение звонарей всему,
что сам умел (смеется), то ушел с колокольни. В 2003
году в храме «Всех святых» достраивалась своя колокольня, которую мне и доверили. Вот тогда пришлось впервые
руководить развеской колоколов, и я очень четко понял, что
ничего не знаю и не умею. Около года занимался самостоятельными экспериментами на колокольне. Через Интернет
скачивал разные программы и пособия по колокольному звону. Пытался сам давать советы начинающим звонарям.
Так меня и заметили опытные звонари Москвы. К счастью.
У меня появилась возможность «вживую» поучиться у
профессионалов. В Москве пришлось работать со сверхтяжелыми колоколами на колокольне Христа Спасителя.
Там мне «поставили» руки, обучили правильной технике
игры на зазвонах. Я наконец-то стал звонить без противошумных наушников: - при правильном звукоизвлечении
колокола не должны «бить по ушам». И вообще в колокола бить и долбить не надо: - они не для этого созданы.
Колокола любить надо. Как прикоснешься, так и отзовутся. Дело в том, что колокол - это ритмический инструмент.
Рассказывая, Евгений увлекается так, как может увлекаться человек, который живет своим делом.
- Но если звонарь не будет понимать, - продолжает он,
- что ему делать со звуком и как надо слушать, то это будет не звонарь. Колокол должен звучать красиво! Красота
звучания - это и сила, и длительность, и сочетание тонов,
ведь колокол – инструмент многоголосый. У него очень
сложная природа звука, сложнее, чем у любого другого
музыкального инструмента. В колоколе звучат несколько
разных тонов, они переливаются. Колокол должен петь.
Ударный инструмент, но звук надо взять так, чтобы колокол пел красиво, полно. И здесь очень много тонкостей.
•
Я читала, что один из важных критериев для колоколов - «благозвучие». Как можно объяснить, что это такое?
- А как это можно обuяснить? Единственное - как
можно больше слушать, изучать, наблюдать, искать
закономерности – и снова слушать. Но важно помнить,
что основная цель колокольного звона — помочь человеку
в его обращении к Богу. И тут главное не в виртуозности
исполнения и даже не в красоте (это не самоцель), а в
самом духе. Колокольный звон должен созывать людей
в Церковь так, чтобы люди шли к Богу, а не к хорошему
звонарю.
День догорает, и желтый листок, неспешно кружась,
опускается в цветник Всехсвятской церкви. Солнечный
луч скользит по пологому куполу маленького храма. Его
архитектура - достоверное и единственное свидетельство
тюменского классицизма.
Мы прощаемся, и, уходя, не выдержав, я все же спрашиваю - не тяжело ли совмещать основную
деятельность - медицину - и быть при этом звонарем?
- Это для меня жизнь, - звучит ответ.
В. Аверина, г. Тюмень
|