Н. Ге. «Что есть истина?»
е Николай Николаевич (1831-94), русский художник, родился
в Воронеже, в семье офицера, правнук французского эмигранта. Ге интересен как личность: он имел классическое образование – окончив киевскую гимназию, учился на философском факультете Киевского университета. Продолжил образование уже в
Петербурге – тоже философский факультет, математическое отделение. Этот человек мог бы заниматься не только живописью.
Ради Академии Художеств он оставляет математический факультет Петербургского университета. Академию оканчивает с
большой золотой медалью и получает возможность поехать в
Италию (1857-63). Ге был одним из основателей Товарищества
передвижных выставок. Его ранняя работа «Саул у аэндорской
волшебницы» (1856) была написана на библейскую тему (1 Цар.
28). Хотя картина носила академический характер, в ней чувствовался тот напряженный трагизм, который свойственен дальнейшему творчеству Ге, особенно его евангельскому циклу.
Первое полотно этого цикла «Тайная вечеря», (1861-63 годы),
написанное в Италии, вызвало споры, поскольку художник дал
реалистическую трактовку сюжета. Многие упрекали Ге, что он
иллюстрирует не Евангелие, а книгу Ренана. Картина отличалась новизной трактовки евангельской тематики, драматической
взволнованностью, смелой постановкой философско-этических
проблем. Несмотря на разрыв с академическими канонами,
успех работы был настолько общепризнан, что Академия художеств присвоила Ге звание профессора исторической и портретной живописи. Ге во многом опередил современников, выработав
язык экспрессионизма, своего рода протоэкспрессионизм.
Следующей крупной работой художника стала картина из
русской истории «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), в которой реальные события
были показаны во всей правде характеров, ситуаций и достоверности обстановки. Последние 15 лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике, воспринимаемой им как
вечная борьба Добра со Злом, где неизменно торжествует Зло.
Сам же художник никогда не был удовлетворен своей работой,
создавал несколько вариантов картин, редко доводил их до конца. Личность и учение Христа - постоянно занимавшая художника тема.
После знакомства с Л. Н. Толстым и его учением появляется «Страстной цикл», в который вошли картины: «Вестники Воскресения» (1867), «В
Гефсиманском саду» (1869–89), «Милосердие»
(1879), «Христос и Никодим» (ок. 1889), «Что
есть истина?» (1890), «Пула» (1891), «Совесть
(Иуда)» (1891), «Суд синедриона» (1892), «Голгофа» (1892), «Распятие» (1894) и другие.
Одной из наиболее глубоких по содержанию и
новаторской по форме явилась картина «Голгофа». Прием противопоставления персонажей, часто используемый художником, находит здесь яркое и лаконичное выражение: властно простертая рука, подающая сигнал к казни, и Христос,
в ожидании долгой и мучительной смерти во имя
искупления человечества.
Десять лет он работал над картиной «Распятие», которая потрясла современников и стала «лебединой песней» художника. Её последний вариант (1894) в настоящее время считается утраченным. Лучшей из этих картин считается «Выход
Христа с учениками с Тайной вечери» (1888-89).
Нарушая привычные каноны, Ге пытался изобразить страдания Христа почти натуралистически.
Будучи приверженцем Толстого, художник представлял Христа Проповедником нравственности,
умирающим за правду.
Картина «Что есть истина?» (1890) по распоряжению Святейшего синода была с передвижной
выставки снята за несколько недель до ее окончания. Прежде всего шокировал образ Христа: он
абсолютно расходился и с церковной, и с многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека совершенного, прекрасного внешне и внутренне. Истерзанный, тщедушный Христос, небольшого роста, в каких-то лохмотьях, стоящий в тени, – все это казалось надругательством над образом Сына Божьего.
Картина выстроена как двуполярная система, на контрасте двух образов мощного Пилата, упоенного
своей властью, богатством, и измученного, скрывающегося в глубокой тени Христа; тем не менее он спокойно принимает вызов – вопрос Пилата: что есть истина? Интересно, что в этой картине перевернуто традиционное понимание света и
тени. Обычно свет отождествляется с добром, божественным светом, а тень, наоборот, – с мраком,
с дьявольскими силами. Здесь все наоборот: беспощадный солнечный свет заливает фигуру Пилата, символ однозначности. Христос же находится в глухой тени.
Картина «Что есть истина?» обладает плакатной выразительностью: это некое воззвание, она
требует самоопределения для каждого - с кем ты,
с Пилатом или с Христом, с этой сытой успокоенностью или ищешь истину. В авторской подписи
на картине есть указание на Евангелие от Иоанна, глава 18: собственно, Истина и есть Христос,
чего Пилат не способен понять.
По материалам сайта Императорского
Православного Палестинского Общества
|