ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Служение трудом: крестьянский крест в России



о  сер.  XX в.  наиболее  многочисленной  группой  населения России  являлось  крестьянство. Веками тяжелым трудом обрабатывая землю и сохраняя традиции собственного мироустройства, крестьянский мир являлся глубинным, исконным основанием России. Несмотря на объективные трудности (малоземелье или т.н. аграрное перенаселение в центральных губерниях империи, бедность, малограмотность и др.) после аграрной реформы 1906-1910 гг. общий объем сельскохозяйственной продукции увеличился в 3 раза. Например, по валовому сбору хлеба Россия стояла на 1 месте в мире. В 2 раза увеличилось поголовье крупного рогатого скота. Увеличились темпы аграрного перевооружения сельского хозяйства.

В эти годы (вплоть до революции) аграрный сектор стал доходной отраслью российской экономики [2, 289]. Обычный уклад жизни крестьянина Тобольской губернии в сер. XIX в. включал в себя следующие этапы и соответствующие им виды работ. «…весною при наступлении оттепели отправляются в дровосеки, после сева приготовляют пар — выпалывают из хлебов негодные травы, делают починки в строениях и поправляют всякую городьбу. За сенокосом непосредственно следует жатва озимой ржи, а потом и прочих хлебов.

У исправного сибирского хозяина бывает под посевом от 15 до 45 десятин. Осенью, как во время досужее, некоторые от больших семейств ходят в заработки плотничать, делать овчины, гребни, сига, скотобойничатъ, бить шерсть и т. п. В Троицкой и Каменской волостях постоянно занимаются деланием телег, повозок, колес, дрог, а женщины каменские с исстари делают ковры половые, настольники и пр. разных видов. По первому же неглубокому снегу стараются поспешить вывозкою сена, яров и частию снопов; после чего уже во всю зиму заняты бывают молотьбою. Здесь в овинах хлеб сушат…Другие ходят в извоз, а иные занимаются торговлей» [1, 100-102]. В сведениях, оставленных А.Г. Худяковым в 1849 г. о крестьянах Ишимского округа Тобольской губернии, приводятся следующие сведения о быте, укладе, нравственном облике крестьянства. «Крестьянские дома состоят по большей части из двух просторных комнат, разделенных сенями. Если семейство небольшое, то живут в одной комнате, а другая назначается для приема гостей или для приезжих. С переднего двора, по невысокому крыльцу, вы входите в сени. Здесь направо и налево двери. Одни ведут в жилую избу; другие — в горницу, или чистую комнату. В жилой избе очень много занимает места русская печь, подле которой голбец, или спуск в подполье. В переднем углу на божнице иконы. В другом углу несколько полок для посуды.

Оконницы летом стеклянные, а зимою нередко обтянутые брюшиной. Во всю длину свободных двух стен устроены лавки шириною 8 или 9 вершков. Перед лавками в переднем углу стол, которого величина соразмерна с числом жильцов. Вверху, на 1/2 аршина от полу, от дверей до половины комнаты и дальше делаются палата, занимающие все свободное вверху комнаты место от печки до противоположной стены. На палатях обыкновенно отогревается крестьянин, перезябший в морозы во время дальнего переезда; там же спят некоторые из семейства; туда же кладут и часть одежды.

В горнице через сени…много места занимает печь; в переднем углу образа; подле стен лавки. От печи, вдоль по комнате, до противоположной стены иногда весят занавеску, служащую перегородкой для лиц женского пола.

Опрятность в доме на ответственности хозяйки. Если хозяйка не чрезмерно обременена заботами о малолетних детях, то и в жилой избе редко встретите загрязненный пол. Особенно наблюдается, чтобы в горнице всегда было чисто: моют и скоблят не только лавки и пол, но пред наступлением больших праздников - даже стены.

На переднем дворе строят один или два амбара и погреб. На заднем крытом дворе помещаются в разных отделениях лошади, коровы, овцы, свиньи, гуси и пр. Баню строят подле реки или озера и всегда по-черному, т.е. печь в ней делают без трубы…бани, устроенные по-черному, очень скоро нагреваются и притом гораздо меньшим количеством дров.

Летом в праздник молодые мужчины очень опрятно и просто одеваются…В праздники (женщины) носят: сарафаны шелковые или ситцевые, на голове шитый серебром или золотом кокошник, сверх которого повязывается шелковый платок; наконец надевают шелковую…шаль и башмаки…Девицы так же повязывают платок, но не носят кокошников, заплетают волосы в одну косу с широкою лентою.

Ежедневную пищу крестьян составляют в скоромные дни: 1) щи с говядиною, бараниною или вяленою свининою; а если нет никакого мяса, то щи варятся постные, но подбиваются сметаною, и 2) молоко свежее или заквашенное творогом. Эти два обыкновенные блюда дополняются ржаным или пшеничным хлебом и иногда оладьями из пшеничной муки…В постные дни: щи постные, вареный горох, картофель, густой квас, паренки (пареная репа) в сусле, капуста, свекла, редька. Так как праздники (кроме Рождества Христова и Пасхи) разделяются крестьянами…на общие и местные (почти в каждой деревне особенно празднуется один или два какие-либо праздника; например, в одной особенно празднуют Крещение Господне, в другой Сретение и т.д., то и праздничные столы бывают двух родов…В праздники местное кушанье готовится не столько для собственного семейства, сколько для гостей, которых всегда бывает довольно много, потому что, кроме знакомых из других мест, каждое семейство угощает своих однодеревенцев, которые ходят из дома в дом и везде приглашаются к обеду. На таких обедах самое необходимое и первое кушанье - пирог с рыбою; потом следуют щи с говядиною, студень, поросенок жареный, пироги с говядиною, яйцами, ягодами; оладьи, блины, каравай, каша, кисель, селянка и разные хлебенныя, пряженные в масле.

А.Г. Худяков, описывая нравственный облик сибирского крестьянства, приводит его положительные и отрицательные черты. К последним автор отнес суеверность и легковерность, пьянство и другие пороки, к сожалению, нам очень хорошо знакомые и сейчас. «…можно, прислушиваясь к старикам, заключить, что их вздохи о потере прежней «простоты», то есть доброты нравов, не вовсе безосновательны. Впрочем, сохраняются еще благие черты, достойные похвалы, именно:

А пРЕДАННОСТЬ К ЦЕРКВИ.

Начиная с веры, в которой главный источник добрых нравов, надобно отдать справедливость, что везде в народе заметны набожность, благочестивое усердие к молитве и строгость в исполнении церковных обязанностей. Жители сами видят потребность в размножении храмов и охотно жертвуют на сооружение их. Усердствуют не менее к содержанию духовенства, и едва ли в России где-либо сельское духовенство так обеспечено в своем содержании, как здесь. Большая часть жителей любят чествовать двунадесятые и приходские праздники, равно воскресные дни. Особенное питают уважение к иконе Знамения Божией Матери, находящейся в селе Боровском, которая ежегодно приносится в город Ишим 21 мая на шесть недель. Издалека приходят и приезжают сюда к этому времени, чтобы поклониться образу. В исполнении обязанностей церковных по долгу христианскому довольно точны: соблюдают посты, говеют, и если не ежегодно, то более по удалению от приходской церкви пли по другим житейским обстоятельствам, нежели по нехотению.

Б ГРАМОТНОСТЬ.

Хотя нигде, ни при одной церкви нет приходского училища, но желание учиться грамоте почти всеобщее. Все постигают в том надобность… Всякий семьянин охотно пользуется первым случаем научить сына грамоте.

Бессрочноотпускные и отставные солдаты, а также поселенцы много содействуют в этом успехе. В массе крестьян молодых теперь едва ли не более половины грамотных.

В пОВИНОВЕНИЕ ВЛАСТЯМ И пОНЯТИЕ О СВОЕМ ЗВАНИИ.

Должно сказать, что крестьяне вообще здесь довольно смышлены и рассудительны, а потому распоряжения начальства встречают всегда беспрекословное повиновение. В самых неприятных случаях, какие встречаются при нарядах для исправления личных повинностей и т. п., конец всех толков на сходках один: «Что станешь делать? Начальство велит!» - эта мягкость во нравах крестьян преимущественно заметна в волостях, лежащих на больших трактах…Вообще звание земледельца, при честной и трудолюбивой жизни, приобретает здесь в общем мнении положительную значительность, соответственно видам мудрого и благопопечительного правительства.

Г ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

Слово «общество»…употребительнее между природными крестьянами, нежели «Мир». Сходка называется более «Согласием». В частных обстоятельствах всякий обращается к Старшине при Общественном собрании и в этом свидетельстве ищет ограждения справедливости. Неудовлетворенный в обиде прибегает к Волостному правлению. Можно сказать, что личность честного поселянина имеет в этом порядке довольно достаточную охрану. Исключения принадлежат к тем случаям, которые вкрадываются в нее человеческие учреждения, как бы они обдуманны и прочны ни были.

Д СЕМЕЙНЫЕ НРАВЫ И ОБЫЧАИ.

Приглядываясь к семейным нравам, можно найти в домах зажиточных крестьян родственную любовь, согласие, повиновение родителям, уважение к старшим. Отличительную черту составляет здесь вообще наблюдаемая в домах чистота. В самых бедных домах нельзя увидеть той неопрятности, какая встречается в России от содержания домашних животных в той же избе, в которой живут сами. Большей частью избы выбелены внутри: и это подновляется, по крайней мере, раза два в год, особенно к большим праздникам, как-то: к Рождеству и к Пасхе. Полы держат в изумительной белизне: загаженный пол - стыд хозяйке, их не только моют, но и скоблят ножами, хотя это сопряжено с особенной трудностью. Вообще трудолюбие здесь более примечается со стороны женского пола. На них лежит все хозяйство, весь домашний обиход: они треплют лен, ткут холсты, обшивают всю семью. В одежде видна не только опрятность, но и щегольство… Наконец, нельзя не отличить в здешних нравах сохранившегося еще гостеприимства… Можно нередко слышать, предлагая плату за угощенье: «На что? Слава Богу, нас Господь благословил! Будет с нас!»… Где так уделяют от трудового, там, конечно, более радушия, нежели экономии.

Встречаются примеры благотворительности: призрение дальних родственников или чужих сирот. Вообще утешительно заметить, что здесь в крестьянских обществах очень мало совершенно нищих. Дряхлые отставные солдаты, вдовы, солдатки, солдатские женки с детьми, малолетние кантонисты, дочери-солдатские сироты, все проживают у родных или у знакомых.

Даже престарелые ссыльные находят подобный приют и призрение… Хотя нельзя сказать, чтобы вовсе не было нужды в особых заведениях для призрения, но она здесь вообще далеко не столь ощутительна, как в других местах, где даром не дают куска хлеба».


Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

С. Есенин, Июль 1925

Г.В. Шевченко



По материалам:
1. Бузолин Ф.В. – мещанин тюменский, служивший по министерству государственных имуществ писарем. Тюмень, 1851 г. Очерк сельского хозяйства в Тюменском уезде с показаниями по каждой волости особо / Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей VII - нач. XX вв. / сост. Н.И. Сезева, А.Л. Вычугжанип, В.А. Воробьёв. - Тюмень: ИА «Слово», 2006.
2. История России: учеб. / А.С. Орлов и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
3. Худяков А.Г. – Этнографические сведения о жителях Ишимского округа Тобольской губернии, 1849 г. / Портреты городов Тобольской губернии и ее обитателей VII - нач. XX вв. / сост. Н.И. Сезева, А.Л. Вычугжанип, В.А. Воробьёв. - Тюмень: ИА «Слово», 2006.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.