| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Города России: Сергиев ПосадОбщие сведенияCергиев Посад находится всего в 71 километре от Москвы, что во многом определяет его сегодняшний облик. В настоящее время город насчитывает более 100 тысяч жителей. Город сильно разбросан, многие его кварталы отдалены друг от друга. Это, очевидно, следствие развития его из нескольких посадов, окружавших Лавру со всех сторон. Многие районы города даже называются поселками: Скобяной поселок, Лакокрасочный, Афанасовский и Птицеград, что также подтверждает выдвинутую теорию. Сергиев Посад пересекается речкой Канчурой с притоками. Берега водоемов низкие, но, тем не менее, они сильно оживляют пейзажи, создают необходимый простор для восприятия грандиозных памятников Троице-Сергиевой Лавры. Здесь располагаются научно-исследовательские институты игрушек и птицеводства, что дает нам основание полагать, что игрушки, выпущенные в городе, являются самыми научными, а птица - самой исследованной. В Лавре действуют Духовная семинария и Московская Духовная Академия. Таким образом, город гармонично сложен из промышленности, науки, туризма и даже «духовной индустрии». С 1920 года в Сергиевом Посаде работает Государственный историкохудожественный музей-заповедник. Он был создан на основе найденных в Троице-Cергиевой Лавре художественных и исторических ценностей и является одним из древнейших собраний художественных ценностей в России. Сергиев Посад - признанная столица русских игрушечников, знаменитая своей точеной расписной матрешкой. Родоначальником резной игрушки считают Сергия Радонежского (он ими благословлял детей). Сергиевские мастера, начиная с 17 века, делали игрушки для русских царевичей. К концу 19 века они стали изготавливать шкатулки, расписанные и позолоченные бытовые предметы, а также мебель. Здесь в 1918 году был открыт Музей игрушки. История городаОбразовывался город постепенно вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1345 году Сергием Радонежским. Основание монастыря совпало по времени с эпохой освобождения русского государства от монголо-татарского ига. В Троице-Сергиевой Лавре, тогда еще монастыре, в 1380 году было благословлено войско князя Дмитрия Донского на ратный подвиг в Куликовской битве. История хранит память о местных монахах Пересвете и Ослябе, принявших участие в битве. Битва началась поединком Пересвета с Челубеем (монгольским богатырем Темир-Мурзой). В 1408 году татары захватили и сожгли монастырь, но уже в 1411 году монастырь был восстановлен. Преподобный Никон, продолжатель дела своего духовного отца, Преподобного Сергия, вошел в историю обители как ее строитель и благоукраситель. Именно ему довелось восстанавливать обитель после разорительного нашествия хана Едигея. В 1540-1550 годах монастырь был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство. Благодаря стенам Троице-Сергиев монастырь не только выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. Постепенно вокруг монастыря разрастались села и слободы: Иконная, Поварская, Конюшенная, Тележная, Пушкарская и Стрелецкая. Особенно быстро этот процесс пошел после 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон. Строительство в монастыре и в его окрестностях производилось исключительно на деньги обители. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. В 1682 г. в стенах монастыря укрывался юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей во время стрелецкого восстания. В 1689 году Петр спасается в монастыре от сестры Софьи. Именно сюда для поддержки Петра приходят верные ему потешные полки и Сухаревский стрелецкий полк. Отсюда единоличным правителем молодой царь возвращается в Москву. В 1742 году в монастыре открылась духовная семинария, а в 1814 году - Духовная Академия. В 1744 году монастырь получает титул Лавры. К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 году указом Екатерины II получили название Сергиев Посад. Большинство жителей этого посада В 1540-1550 годах монастырь был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство. Благодаря стенам Троице-Сергиев монастырь не только выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. Постепенно вокруг монастыря разрастались села и слободы: Иконная, Поварская, Конюшенная, Тележная, Пушкарская и Стрелецкая. Особенно быстро этот процесс пошел после 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон. Строительство в монастыре и в его окрестностях производилось исключительно на деньги обители. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. В 1682 г. в стенах монастыря укрывался юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей во время стрелецкого восстания. В 1689 году Петр спасается в монастыре от сестры Софьи. Именно сюда для поддержки Петра приходят верные ему потешные полки и Сухаревский стрелецкий полк. Отсюда единоличным правителем молодой царь возвращается в Москву. В 1742 году в монастыре открылась духовная семинария, а в 1814 году - Духовная Академия. В 1744 году монастырь получает титул Лавры. К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 году указом Екатерины II получили название Сергиев Посад. Большинство жителей этого посада занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев. Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII— XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения. К началу XX века в ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей: П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты. В 1918 г. Советское правительство принимает решение закрыть Лавру, а на ее территории создать музей. В 1919 были кощунственно вскрыты мощи Преподобного Сергия Радонежского. В 1930 году город был переименован в Загорск в честь революционера, секретаря московского комитета партии большевиков Загорского. Только в 1991 году городу возвратили историческое имя. В 1946 г. Сталин разрешает открыть Лавру и духовные учебные заведения. С этого момента Троице-Сергиева Лавра - крупнейший действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Духовная историяТроицкая Сергиева Лавра создана в честь святой Троицы преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Сергий, носивший до иночества имя Варфоломей, родился в 1314 году в Ростовской области от знатного боярина Кирилла (с супругой Марией). В ранней юности приняв намерение посвятить себя Богу, Варфоломей привел намерение в исполнение после смерти своих родителей. Решив для монашеского подвижничества пойти не в какой-нибудь монастырь, а в лесную пустыню, примерно в 1335 году на месте современного Сергиева Посада, в Радонежском бору инок Варфоломей основал пустынь. Он стремился к строжайшему монашеству, поэтому и обустроил в практически необитаемом месте небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Спустя два года инок постригся в монахи под именем Сергий. В минуту пострижения ему было 23 года возраста. Преподобный Сергий прожил в пустыне от двух до четырех лет. Слава о смирении и трудолюбии монаха вскоре распространилась в другие земли, и в обитель стали стекаться иноки. Когда собралось братии двенадцать человек, тогда были поставлены двенадцать келлий, которые были обнесены тыном. В 1345 году церковь стала Троице-Сергиевым монастырем. Игуменство в монастыре сначала было возложено на старца Митрофана, который постриг Преподобного Сергия в монахи, а потом, после его кончины, игуменство воспринял на себя сам преподобный в 30-летнем возрасте. Сергий Радонежский был почитаем не только простыми крестьянами и помещиками, но и митрополитом всея Руси, а также патриархами других государств. Еще в годы его жизни некогда нуждающаяся пустынь превратилась в процветающий монастырь. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни. Преподобный Сергий скончался 25 сентября (8 октября) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту Православной веры, блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Эти предсмертные слова обращены не только к братии основанного им монастыря, они обращены к каждому русскому человеку. Мощи Преподобного были обретены спустя 30 лет после кончины, и произошло это по велению самого Святого 5 (18) июля 1422 года. А в 1452 году преподобный Сергий был причислен к лику святых. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. Однажды ночью преподобный Сергий увидел великое множество прекрасных белых птиц, круживших над его монастырем. Господь сказал своему избраннику, что столь же велико и прекрасно будет число его учеников и последователей. Действительно, еще при жизни Преподобного его ученики основали 25 монастырей. После его смерти это число увеличилось до 70. Среди последователей Преподобного насчитывают несколько десятков канонизированных святых: преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с преподобным в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского - к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким. Достопримечательности ЛаврыМонастырский комплекс Троице-Сергиевой Лавры сегодня насчитывает около 40 построек. Главной святыней обители и одновременно первым каменным зданием монастыря является собор Святой Троицы, построенный в 1422 г. над гробом прп. Сергия Радонежского. Внутренние стены собора украшены росписями, которые были созданы в 1635 году. Эти фрески воспроизводят древнюю иконографию первоначальной росписи церкви, над которой трудились Андрей Рублев и Даниил Черный. Здесь сохранился пятиярусный иконостас работы Андрея Рублева, где когда-то стояла знаменитая икона «Святая Троица». В местный ряд входит и другая местночтимая икона «Сергий с житием», принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI в. В Троицком соборе в серебряной раке, исполненной по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты, покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители. Вплотную к Троицкому собору примыкает придел в честь преподобного Никона Радонежского, построенный в 1548 году над гробом преп. Никона. В 1476 году на месте деревянного храма псковские мастера возвели каменную Духовскую церковь. Духовская церковь - необычайно стройное, легкое и устремленное ввысь сооружение. В древности Духовская церковь использовалась и для наблюдения за окрестностями. Крупнейшая постройка Лавры и единственный шатровый ее храм - Успенский собор. Его возводили по приказу Ивана Грозного в 1559-1585 годах. По архитектуре он схож с Успенским собором Московского Кремля, однако имеет большие размеры. В соборе, кроме главнаго престола, находятся три в приделах, которые устроены в алтаре: св. Великомученика Феодора и св. Мученицы Ирины на правой стороне, и св. Николая Чудотворца на левой стороне. Собор интересен фресками конца 17 века и фамильными могилами Годуновых. Строительство Трапезного храма было завершено в 1692 году. В честь Преподобного был освящен главный престол этого храма. В Трапезном храме есть еще два малых придела – во имя преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Эти приделы были устроены в 50-е годы XX века. Долгое время была неизвестна судьба святых мощей Иоасафа Белгородского и Серафима Саровского, оскверненных в безбожные годы. И только в 1991 году в Казанском соборе Петербурга были чудесным образом обретены мощи двух этих святых. А в храме приделы в их честь существовали рядом друг с другом уже около сорока лет! Это одно из многочисленных свидетельств Промысла и Всеведения Божия. Царские чертоги (17 век) - богато украшенное здание, с наличниками из изразцов, предназначался для приема царских особ, с 1814 года используется для размещения Духовной Академии. Колокольня Лавры – самая высокая в России. Ее высота – 88,5 метра. Колокольня строилась более 30 лет и была закончена в 1770-х годах. До революции лаврская звонница насчитывала 42 колокола. Самый большой из них (и самый большой в России), Царь-колокол, весом в 67 тонн, в конце 20-х годов нашего века был сброшен с колокольни и разбит. Сейчас звонница насчитывает 23 колокола – почти вполовину меньше, чем до революции. На пространстве между колокольнею и Троицкою соборною церковью, в 1792 году поставлен обелиск из камня, с тумбою. Над тумбою укреплены солнечные часы. На тумбе со всех четырех сторон - надписи о достопамятных событиях Лавры Другие постройки Троице-Сергиевой Лавры - надвратная церковь Иоанна Предтечи (17 век), церковь Видения Божией Матери преп. Сергию и Михею или Михеевская церковь (1734 год), церковь Божией Матери Одигитрии или Смоленская церковь (середина 18 века), церковь свв. Зосимы и Савватия, домовая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанская, часовня над Успенским кладезем, Ризница, Митрополичьи покои, Крепостная и Келарская палаты (16-17 века), братские кельи. В Лавре захоронены представители знатных русских домов и выдающиеся служители Церкви, а также хранятся уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей монастырю, русские летописи, рукописные книги 15-17 веков, образцы раннепечатных книг и исторические документы. Глубоко символично, что в стенах Лавры находятся Московские Духовные школы. Сейчас в Духовных школах – «большой келье преподобного Сергия» – учится более шестисот человек – будущих служителей слова Божия и пастырей стада Христова. Неподалеку от Лавры располагается источник имени Сергия Радонежского с чудотворной водой, где по преданию Сергий Радонежский во время молитв поднимался в небо. Другие достопримечательностиЮго-восточнее Троице-Сергиевой Лавры стоят две старинные церкви - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Подоле и церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Обе они были возведены в середине 16 века. К древним постройкам города относятся церкви - Вознесенская (конец 18 века), Успенская (1769 год) и Ильинская (1773 год). Одно из самых интересных мест в городе - Конный двор – постройка двухсотлетней давности. Сейчас в нем расположились Краеведческий музей, в центре двора за музеем - звонница из колоколов и колокольчиков разной величины. В окрестностях Сергиева Посада есть уникальный Черниговский скит, где находится чудотворная икона Богоматери Черниговской и подземный храм, пустынь Святого Параклита с деревянными монашескими кельями 19-20 веков и водопад Гремячий высотой 25 м, который, согласно преданию, появился из скальной расщелины по молитве Сергия Радонежского. Подготовила И. В. Ильина | |||||||||||||||