ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Тяжелая музыка. Размышления над услышанным

По мнению специалистов, во 2-й пол. XX в. (вначале на Западе, затем в СССР) рок2 стал подлинно народным искусством и способствовал приобщению молодежи к культурной жизни3. В этом большом культурном пласте принято выделять такое направление, как христианский рок, отличающийся религиозным содержанием песен; в составе христианских рок-групп порой оказываются клирики и монахи4. Между тем отношение к року в православной среде остается весьма настороженным. В такой музыке видят «тлетворное влияние Запада»5 или, по крайней мере, высокомерно именуют ее примитивом, не выдерживающим сравнения с классикой. Поэтому и попытки известных миссионеров работать с «рокерами» не получают в церковных кругах почти никакой поддержки.

Существует ли на самом деле связь между роком и христианской культурой? На наш взгляд — да. В чем выражается эта связь, мы попробуем показать ниже на материале песен трех рок-групп: «Flyleaf» [«Форзац»] и «Evanescence» [«Исчезновение»] (США) и «Nightwish» [«Ночное желание»] (Финляндия).

Западных исполнителей мы выбрали вполне сознательно. В России тоже есть рок-группы, которые можно назвать христианскими: «ДДТ», «Алиса», в какой-то мере даже «Аквариум»6 … Но характерно, что три перечисленных коллектива возникли и получили известность в 70–80-е гг. XX в., а начиная с 1991 г. в нашей стране не появилось практически ни одного нового певца или группы, которых можно было бы считать достойными продолжателями дела мэтров. «Эванесенс» же и «Найтвиш» сформировались на рубеже веков, а «Флайлиф» — всего около пяти лет назад. Таким образом, они представляют новое, а не уходящее поколение рок-музыкантов.

Заметим, что «Эванесенс» и «Найтвиш», в отличие от «Флайлиф», не заявляют специально о себе как о христианских коллективах (поэтому, например, в списке групп на Портале христианского рока (http://lifesong.ru/) они отсутствуют). Тем не менее, их творчество основано на христианских идеях и ценностях, а временами приобретает открыто религиозный характер (так, песня «The Carpenter» [«Плотник»] группы «Найтвиш» посвящена крестной смерти Спасителя и ее искупительному значению).

Все три группы поют, прежде всего, о внутренней, духовной жизни человека. Любовь и эгоизм, радость общения и одиночество, вера и неверие, добродетель и порок — вот то, что занимает музыкантов.

Гениальные слова вокалистки «Флайлиф» Лейси Мосли, вынесенные в эпиграф, невольно заставляют вспомнить термин «синергия». Но приклеить этот ярлычок к тексту Мосли было бы большой ошибкой. Ведь ясно, что американская певица написала эти стихи не под влиянием византийских аскетических сочинений или трактатов Аристотеля. Песня «All around me» [«Все вокруг меня»] — это пронзительное, потрясающее выражение религиозного опыта современной девушки; это ее собственные слова, плач и радость ее души, а не тонкая аллюзия в византийском духе. Интересно сравнить это произведение Мосли с песней «Bring me to life» [«Оживи меня»], которую вокалистка «Эванесенс» Эми Ли, по ее словам, посвятила своему будущему мужу. У Мосли «you» [«ты»] адресовано Богу, но может быть понято и как относящееся к любимому человеку7; у Ли — то же самое, но наоборот («Frozen inside without your touch, without your love, darling… // Only you are the life among the dead» [«Душа, замерзшая без твоего прикосновения, без твоей любви, дорогой… // Только ты — жизнь среди мертвецов»]). Идейная сторона обеих песен очень схожа: человек нуждается в общении с Другим; любить и быть любимым для него так же важно, как дышать.

Поиск смысла жизни и взаимоотношения человека и Бога занимают особое место в песнях «Флайлиф»8 («Sorrow» [«Скорбь»], «I’m sorry» [«Я извиняюсь»], «Breathe today» [«Дыши сегодня»], «So I thought» [«Так я подумала»], «Justice and mercy» [«Справедливость и милосердие»] и др.), которые необходимо не только слушать, но и вчитываться в них. Создательница этих выдающихся поэтических произведений сумела выразить свой личный опыт в настолько универсальных формах, что он может быть воспринят представителем едва ли не любой национальности, культуры, исторической эпохи как его собственный.

Религиозное чувство прекрасно передано в сложной композиции «Gethsemane» [«Гефсиманский сад»] («Найтвиш»), где изображение Гефсиманского моления переплетается с монологом лирического героя, обращенным к Христу: «Your eyes they were my paradise, // Your smile made my sun rise! // Forgive me for I don’t know what I gain…» [«Твои глаза были моим раем, // Твоя улыбка заставила мое солнце взойти! // Прости, я не знаю, что я получил…»], и проникновенно звучит финальное признание человека перед лицом Господа, взошедшего ради него на крест: «Without You // The poetry within me is dead» [«Без Тебя // Поэзия во мне мертва»]. Но в наших душах, увы, есть место и совершенно другим переживаниям. И вот в песне «She is my sin» [«Она — мой грех»] дивное оперное сопрано прежней вокалистки «Найтвиш» Тарьи Турунен повествует о греховной страсти («A sin for him, // Desire within — // Fall in love with your deep dark sin» [«Грех для него, // Желание внутри — // Влюбиться в твой глубокий темный грех»]) и ее непонятной притягательности («In the meadow of sinful thoughts // Every flower’s perfect» [«На лугу греховных мыслей // Каждый цветок совершенен»])…

Обычно рок ассоциируется с социальным протестом. В репертуаре трех наших групп не так много песен о злободневных общественных проблемах, но среди них есть очень яркие образцы «социальной» музыки.

Песня Эми Ли «Everybody’s fool» [«Одурачить всех»] — протест против общества потребления и засилья «массовой культуры». Мир агрессивной рекламы и постмодернистского словоблудия получает в песне определение, звучащее, как приговор: «…a world that // Never was and never will be» [«…мир, которого // Никогда не было и никогда не будет»]. Идолу этого мира, олицетворяющему его духовное убожество, — гламурной красотке из рекламных роликов — «Эванесенс» адресует презрительные строки: «Without the mask where will you hide? // Can’t find yourself lost in your lie» [«Где ты спрячешься без маски? // Ты не можешь обрести себя, запутавшись в собственной лжи»].

В 1999 г. в школе небольшого американского городка в штате Колорадо произошла страшная катастрофа: двое подростков-фашистов расстреляли 12 учеников и учителя, а затем покончили с собой9. «Найтвиш» посвятил этой трагедии песню «The Kinslayer» [«Убийца родных»]. В непередаваемую атмосферу боли, ужаса, отчаяния погружаемся мы, слушая, как Тарья Турунен чеканит слова: «Some wounds never heal, // Some tears never will // Dry for the unkind, // Cry for mankind <…> Need to understand! // No need to forgive! // No truth, no sense left // To be followed» [«Есть раны, что никогда не заживут, // Есть слезы, что никогда // Не высохнут из-за злобы, // Не прольются за человечество <…> Надо понять! // Не нужно прощать! // Не осталось ни истины, ни смысла, // Которым можно следовать»]. В песню вмонтированы реплики жертв и преступников, создающие своего рода эффект присутствия. «Father, help me, // Save me a place by Your side!» [«Отче, помоги мне, // Сохрани для меня место на Твоей стороне!»] — умоляет певица, но в ответ доносится голос глумящегося убийцы: «There is no God, // Our creed is but for ourselves» [«Бога нет, // Наша вера — только для нас самих»]… О тех же событиях Лейси Мосли написала песню «Cassie» [«Кассия»], где рассказывается о современной мученице, исповедавшей свою веру в Бога под дулом ружья и застреленной маньяком: «“Do you believe in God?” // Written on the bullet. // Say yes to pull the trigger» [«“Ты веришь в Бога?” — // Написано на пуле. // Скажи “да”, чтобы спустить курок»] (один из убийц спросил школьницу Кассию Берналл, верит ли она в Бога, и после утвердительного ответа убил ее). Кассия сделала выбор («She answered him knowing what would happen» [«Она ответила ему, зная, что может случиться»]), и Лейси поет, что готова повторить ее поступок: «I, I will say yes <…> And I will pull the trigger» [«Я, я скажу “да” <…> И я спущу курок»]. И любой человек, услышавший эту песню, не только склонится в молчании перед подвигом Кассии («All heads are bowed in silence» [«Все склонили головы в молчании»]), но и задаст себе вопрос: «А я бы смог?»

Выше мы вкратце рассказали о том, что есть в песнях избранных нами групп. Но, чтобы глубже понять их творчество, надо обратить внимание и на то, чего в этих песнях нет. А нет там многих вещей, прочно укоренившихся, к сожалению, в произведениях некоторых российских «православных певцов» (далее в скобках приводятся типичные образчики без указания имен; желающие могут легко определить авторство с помощью Интернета). Ни «Флайлиф», ни «Эванесенс», ни «Найтвиш» не поют о происках «жидо-масонов» и «мировой закулисы» («Обворовало народ мой зло, // Отняли имя у них // И национальность и дали число»), не восхваляют монархию («Царь — это лучшие, светлые грезы // Любящей русской души!»), не заявляют о богоизбранности своих стран («Россия — Третий Рим! // И соль земли, и свет!»), не нагнетают апокалиптические страхи («Но вижу я — и ужасаюсь духом: // Несется Бледный Всадник надо мной»), не допускают полуязыческого одухотворения природы («Березы белая душа // Была готова к покаянью»), не занимаются дилетантско-еретическим богословствованием («И телу не спастись, а вот душе еще возможно»), не принижают человеческий разум («Что наше знанье? — тягостный обман…»). Нет в песнях этих рок-групп и слащаво-восторженного изображения церковных праздников, богослужений и т. п., за которым теряется10 цель нашей религии — соединение человека со Христом в любви.

Думается, нам удалось показать, что христианский рок действительно существует. Он, естественно, не исчерпывается творчеством трех рассмотренных групп. А попытка определить его границы помогает лучше понять сущность христианской культуры. Некогда в «Послании к Диогнету» христиане были описаны как ничем внешне не отличающиеся от остального населения Римской империи; подобное положение следует сохранять всегда, если мы не хотим превращения христианской религии в этнографию. И культура, созданная и развиваемая христианами, должна опознаваться не по каким-то специфическим формам, а по глубинным содержательным особенностям: интересу к нравственным проблемам, к внутренней жизни личности, и разработке этих тем на основе евангельской антропологии и этики. При таком подходе не только в рок-музыке, но и в других областях современной культуры (в частности, в художественной литературе) можно найти много произведений, идей и ценностей, далеко не чуждых христианству. Оценивая эти явления, как и светскую культуру в целом, надо помнить слова Христа: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40; Лк. 9, 50).

Надеемся также, что эта статья поможет преодолению имеющихся у многих православных людей стереотипов о «бездуховности» и «антикультуре» Запада. Как видно из предложенного читателю материала, даже сейчас, когда Запад переживает тяжелый социально-экономический и духовный кризис, лучшие его представители способны создавать настоящие культурные ценности.

Г. А. Осеньев, г. Тюмень


1 Все подстрочные переводы цитат из песен в этой статье принадлежат нам.

2 Я не сторонник жесткого разграничения стилей и направлений. Возможно ли, к примеру, четко отделить романтическое от реалистического в поэзии Пушкина или Лермонтова? Еще труднее однозначно сказать: вот эта группа играет heavy metal, другая — death metal, а третья — hard rock. Стили могут меняться в пределах одного альбома и даже одной песни («FantasMic» у «Найтвиш»). В этой статье для краткости все направления рока, включая тяжелый металл, будут обозначаться словом «рок».

3 См. замечательное исследование: Смирнов И. В. Время колокольчиков: Жизнь и смерть русского рока. М., 1994.

4 Аббат-примас ордена бенедиктинцев о. Ноткер Вольф выступал как рок-гитарист, уже будучи монахом. В последние годы получил известность капуцин о. Чезаре Боницци («Fratello Metallo») — вокалист итальянской рок-группы.

5 См. хотя бы огульные обвинения рок-музыки в «пропаганде разврата» и т. п. в недавней книге: Старикова Е. Чего не знают родители: Размышления вчерашней школьницы. М., 2009.

6 Чего стоит хотя бы песня «Господу видней» из последнего альбома БГ; один критик уже сравнил ее с псалмами Давида.

7 Лейси сама признает это в интервью, указывая на параллель между отношениями «Бог — человек» и «Он — Она».

8 Во многом это объясняется сложным жизненным путем их автора: у юной Лейси Мосли обретению веры в Бога предшествовали наркомания, атеизм и суицидные намерения.

9 Данное происшествие легло в основу известного фильма «Боулинг для Колумбины».

10 Не об этом ли писал Рильке: «Меж мною, Боже, и Тобой — стена // Из образов Твоих возведена» («Часослов»; перевод наш)?

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.