Воспоминания о Восточной Сибири
Меня попросили написать о Восточной
Сибири. Как известно, всякий кулик свое болото хвалит. Но нужно
сказать, что Восточная Сибирь – отнюдь не болото. И кто здесь не был, тот
много потерял.
Прежде всего, Восточная Сибирь
– это тайга. Не та чахлая и болотистая тайга, которую можно увидеть на
скудных просторах Западной Сибири. Это глухая тайга. Дебри, можно сказать. Она представляет собой
хвойный лес, в котором изредка
встречаются березняки и осинники, или смешанный лес, а иногда – сосновые боры. Воздух здесь летом такой сухой, что лес аж
трещит от сухости. С другой стороны, и жара,
и 30-40-градусные морозы переносятся легче.
Снега выпадает так много, что в него можно провалиться по пояс. Другая особенность
Восточной Сибири (и Дальнего Востока) –
сопки. То есть невысокие горы, покрытые лесом. Так как почва здесь каменистая, то часто
сопки имеют по сторонам крутые скалистые
склоны, реже встречаются одиночные скалы-столбы, называемые «братьями» и «сестрами» у местных народов и туристов. Можно
забраться на высокую сопку или на скалу и
посмотреть на «зеленое море тайги» свысока.
Летом в ложбинах и по склонам сопок на
сухих местах растут лесные ягоды: брусника, черника, костяника, голубика, грибы, а
в мокрых (по берегам рек и ручьев) – густой
мох, имеющий толщину в некоторых местах
до 0,5 – 1 метра. На этом мху можно встретить клюкву, кустарники красной и черной
смородины. Лесные речки большей частью
каменистые, с твердым песчаным дном. А
вода в них (в это невозможно поверить жителям Тюменского региона!) чистейшая и прозрачная, со множеством «благородной» рыбы.
В лесу также попадаются ручьи, затерянные
между большими замшелыми валунами (вообще склоны иногда состоят из одних валунов,
покрытых мхом). Лес чистый и сухой, никакого бурьяна, как в тюменских лесах, в нем нет.
Насчет народов: коренные народности –
эвенки и буряты, но я их там почти не встречал – большинство населения здесь все-таки
русские и украинцы – потомки строителей
Усть-Илимской и Братской ГЭС, приехавших
сюда «за туманом и за запахом тайги». В последнее время города заполонили лица кавказской национальности.
Люди здесь суровые, иногда грубые. Что
говорить – Сибирь не так давно ассоциировалась со словами «тюрьма», «каторга», «зона».
Поэтому законы часто действуют не государственные, а уголовные. Однако если у кого
есть совесть, то таких людей ничем не купишь. Характер у людей здесь особый. Главная черта его - основательность. Сибиряки
знают, что говорят, и всегда уверены в своих
словах, в которых нет двусмысленности или
недоговоренности. Но в основном они - дружелюбные и веселые люди.
Город Усть-Илимск стоит на красавицереке Ангаре, которая протекает между уступами скал и лесистыми сопками, реже по
берегам ее встречаются живописные поляны. Вода
в Ангаре даже летом ледяная. Достопримечательности города две: Усть-Илимская ГЭС и
лесопромышленный комплекс (ЛПК), который развалили недавно мелкие предприятия,
называемые в народе «воруй лес». Это название вполне соответствует действительности.
Местные «иуды» продают лесное богатство и
уничтожают лес варварски - целыми железнодорожными составами древесное сырье уходит
за границу, на месте густой тайги остаются
проплешины на многие квадратные километры, что особенно заметно с самолета.
Вспоминаю, как начиналась моя жизнь
в Усть-Илимске. Дату приезда помню
точно – 27 марта 1984 года. Первое, что
запомнилось – морозное весеннее солнечное утро, стена леса, загораживающая горизонт, а еще – современный город с многоэтажными домами, с соснами посреди,
расчищенными дорожками и огромными
сугробами по правой и левой стороне.
Помню еще, как первый раз с братом
пришел в новый класс. Нас встретили дружелюбно, всех заинтересовало то, что мы
– двойняшки. Школа была со спортивным
уклоном, поэтому первым делом отец отдал нас с братом в секцию плавания, «чтобы научились плавать». Тренировки были
почти каждый день. Тренер Георгий Илларионович гонял нас так, что когда приходили домой, спали как мертвые. Вообще уроков физкультуры в школе я немного
боялся, особенно зала с множеством спортивных снарядов. До сих пор помню, как
пожилой учитель физкультуры командирским голосом кричал: «Шагом марьш! Риязь! Риязь! Риязь, дьва-а, три-и-и! Мы махали руками и ногами под бодрые звуки
песни: «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ!»
Потом родители переехали в новую
благоустроенную квартиру с красивым
видом на «море» (Усть-Илимское водохранилище). Усть-Илимское водохранилище
действительно походит на море. Купаться
в нем было проблематично и иногда опасно. Летом по берегам его плавали круглые
бревна, прибившиеся от транспортировки по реке плотов из круглого леса. Чтобы
добраться до воды, нужно несколько метров прыгать по плавающим и крутящимся бревнам, рискуя провалиться и быть
сдавленным несколькими рядами бревен. Многие смельчаки получали от этого травмы и даже разбивались насмерть.
Опять новая школа, новые знакомства.
Рядом, в двух шагах – лес, где мы с мальчишками жгли костры, играли в войну и
взрывали бутылки с карбитом. Отношения в школе здесь были более суровые – много
было хулиганских компаний, которые собирались здесь, неподалеку, в тайге. Несмотря на это,
летними вечерами на улице мы с дворовыми ребятами и девчонками спокойно играли в настольный теннис.
В это время родители познакомились с
семьей туристов. Мы двумя семьями стали ходить в походы: в тайгу, за ягодами,
на охоту. Палатки, лыжи, комары, клещи – романтика! Мы выбирались далеко
за город и проходили десятки километров
по тайге. Походы в лес с ночевками были
почти каждую неделю. Особенно запомнились наши выходы на ноябрьские и майские праздники и поездки на базы отдыха.
Ноябрьские праздники традиционно
мы проводили в выходах на лыжах далеко за город. Перед выходом отец ревностно следил, чтобы наши вещи в рюкзаке (типа «абалак») были правильно уложены (иногда заставлял перекладывать),
мы готовили и смазывали охотничьи (широкие) лыжи с допотопными уже сейчас
креплениями. Рано утром выезжали в аэропорт (около 10 километров от города),
затем становились на лыжи и еще километров 10-12 шли до «зимовья» - охотничьей
избушки в лесу, в которой можно было переночевать. В избушке всегда были дрова,
свечи, спички и соль – оставлено все это
заботливыми хозяевами для посетителей.
Мусорить или что-то воровать как-то даже
не приходило в голову тому, кто здесь бывал – наоборот, желательно было оставить
дрова и продукты для других гостей. Это
был своеобразный негласный таежный закон. Тут же рядом, ниже по склону была
банька – можно было попариться, а потом попрыгать в глубокий сугроб. Другим удовольствием было катание с горки
на охотничьих лыжах, которые превращались при этом занятии в горные. Особый
восторг вызывало падение в глубокий снег
лицом на полной скорости.
Зимой ездили от предприятий знакомых родителей на базы отдыха, которые
летом были летними лагерями. Там познакомились с веселой и шумной туристской
компанией. Больше всего запомнилось катание с высокой и длинной ледяной горки,
заворачивающейся подобно бобслейной
трассе, баня в 40-градусный мороз, когда
мы через окно ныряли голышом головой в
сугроб, и хождение на лыжах на «каньон»
- огромный разлом в земной коре посреди
тайги, глубиной до 70 – 100 метров с отвесными скалистыми стенами.
Майские праздники ознаменовывались
выходами на Усть-Илимское «море» по
льду на излюбленный мыс недалеко от
«Жерона». Так называлось место в 25 км
от города, названное так по имени лесной
речки Жерон, протекавшей в живописном
месте. Там же стоял одноименный
дачный кооператив, где, кстати,
была и наша дача. По весеннему,
но еще крепкому льду (до 1,5 м
толщиной) по бескрайним просторам Усть-Илимского «моря» большой компанией шли на мыс. На
месте разжигали костер, ставили
палатки на сухих проталинах и
шли ловить рыбу подо льдом на
«закидушки» - короткие удочки с «кивком». Кто-нибудь из
взрослых просверливал ледобуром лунки во льду, и начинался
подледный лов – очень интересное занятие. Погода была неизменно солнечной, и, особенно
возле берега, можно было видеть, как ходит рыба. По дерганию «кивка» или, просто глядя в лунку, можно было догадаться, что «клюет». Попадались в основном
окуни и «сороги» (что-то вроде леща). А
вечером, как всегда – песни под гитару и
печеная в костре рыба.
Особо теплые воспоминания остались
у меня о молодежном туристическом
клубе. Там я познакомился с хорошими
ребятами, которые были настоящими и
верными друзьями. Дружба наша скреплялась совместными походами, путешествиями, участием в туристических слетах. Можно сказать, что отношения между ребятами и девушками были христианские, хотя никто из нас не говорил о
вере. Материться или драться было не
принято. Нас связывала общая тяга к
природе, крепкая дружба и взаимная
братская любовь. Впоследствии я встречал ребят и девчонок из клуба, и всегда
эти встречи были радостными.
Много еще можно рассказывать о путешествиях на Байкал, в Фанские горы,
на Тянь-Шань, о верных друзьях, о первой любви, о дачной стройке, об учебе в
Красноярске – но это выходит за рамки
данной темы, и для этого понадобилось
бы издавать книгу.
Одно хочу сказать, что Усть-Илимск
навсегда останется для меня городом
дружбы, надежд юности и романтики,
моей второй родиной, началом и оплотом
всех моих жизненных – моральных и духовных - ценностей.
Сергей Крылов
|