| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Священное преданиеСвященное Предание всегда продолжается,
и ныне не меньше, чем прежде, мы живем в
Священном Предании и его творим. Понятие «предание» подразумевает преемственную передачу из поколения в поколение какого-либо знания или учения. Апостол Павел объединяет в этом понятии все вероучение, которое он передал верующим устно или письменно: «Итак, братья, стойте и держите предания, которыми вы были научены или чрез слово, или чрез послание наше» (2 Фес. 2, 15). Аналогично понятие «предание» трактует святой Викентий Лиринский: «Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, - то, что ты принял, а не то, что выдумал... «Предание - говорит Апостол, - сохрани» (1 Тим. 6, 20). Митрополит Московский Филарет (Дроздов) дает следующее определение Священному Преданию: «Священное Предание - не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений Соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения». В историческом плане Священное Предание предшествовало Священному Писанию, т.к. до пророка Моисея не существовало Писания Ветхого Завета, и Спаситель учил Апостолов и народ не писанием, а проповедью и примером. Апостолы вначале также учили устно. Священное Предание есть предание, идущее от древней Церкви апостольских времен. Оно и называлось во 2-ом и 3-ем вв. «Апостольским преданием». Древняя Церковь тщательно охраняла от непосвященных свою внутреннюю жизнь, ее священные таинства были тайнами, охраняемыми от нехристиан. Св. Кирилл Иерусалимский (4 век) в предогласительных словах к приступающим к Крещению и к присутствующим при этом дает такое предостережение: «Это оглашение, предлагая для чтения приступающим ко Крещению и верным, принявшим уже его, вовсе не давай ни оглашенным, ни другому кому, не ставшему уже христианином, иначе дашь ответ Господу. И если запишешь это оглашение, то припиши и предостережение к нему». В 4 веке Священное Предание получает письменную запись и ныне сохраняется в памятниках Церкви, составляя дополнение к Священному Писанию. Оно включает в себя: 1. Символы веры древнейших поместных церквей (иерусалимской, антиохийской, александрийской, римской). 2. «Правила апостольские» (принимаемые восточной церковью в качестве канонических в числе 85) — собранные не ранее 4 века и содержащие духовные наставления. Они не были написаны самими апостолами, но в них содержится несомненно практика времен апостольских. 3. Вероисповедания и догматы, принятые на семи вселенских соборах и ряде поместных. 4. Исповедания веры, написанные отцами церкви: св. Григорием Кесарийским, Василием Великим, Григорием Паламой и др. 5. Деяния вселенских и поместных соборов. 6. Древние литургии, из которых многие происходят от апостолов. 7. Древняя практика церкви (с изложением вопросов соблюдения обрядов, праздников). 8. Акты мучеников, составленные непосредственными свидетелями их страданий, во время которых мученики нередко подробно излагали догматы христианского учения. 9. Творения отцов и учителей церкви (например «Богословие» Дамаскина и пр.), их объяснения Священного Писания — Библии. Это богатейшее, обширнейшее наследие Церкви. Условно можно разделить его на две части: а) догматические творения и б) нравственно-аскетические. Для догматических творений необходимо, чтобы все Св. Отцы, высказывавшиеся по тому или иному предмету веры, мыслили одинаково. Примеры: творения Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Богослова, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и проч. Если же полнотою Церкви то или иное догматическое мнение Св. Отца не принимается, если есть разномыслие с другими св. отцами, тогда оно остается частным богословским мнением Св. Отца, но не Св. Преданием. Пример - некоторые творения Свт. Григория Нисского. Нравственно-аскетические творения Св. Отцов являются для нас сокровищницей духовной христианской жизни, указанием пути ко спасению. Из этих творений мы учимся повседневному христианству, правильной внутренней нравственной деятельности, борьбе с грехом, со страстями, с падшими духами. Но это научение будет успешным только в том случае, если мы не будем слепо переносить на себя внешние формы жизни древних Св. Отцов-подвижников, их внешние и внутренние подвиги, а будем исследовать, почему и как поступил тот или иной Св. Отец в том или ином случае, как он Евангельски решал для себя ситуацию своей жизни. Мы должны помнить, что каждый Св. Отец пишет о себе, об опыте своей жизни, о своем пути ко Христу; всегда нужно с большой осторожностью переносить этот опыт на себя. Если не понимать этого, то мы не будем иметь подлинной, своей духовной жизни, а будем пребывать в мечтательной сфере подражания авторитетам. Что касается житий святых, не все они доносят до нас истинные обстоятельства жизни того или иного святого. Нередко они представляют собою церковную поэзию, когда реальное зерно, то, что было на самом деле, приукрашивается, дополняется разными прибавлениями, часто вообще теряется по тем или иным причинам; порой в житие проникают языческие, былинные элементы «народного эпоса». Поэтому агиографическая литература лишь опосредовано, по исторической проверке может быть отнесена именно к Священному Преданию. Господь укорял Ветхозаветную Церковь в том, что она отменила заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (ср. Мк. 7, 9), устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк. 7,13). Жизнь Церкви уподоблена Спасителем полю, на котором действием врага между добрыми семенами посеяны плевелы (Мф. 13, 24), отчего происходит то, что многие люди принимают плевелы за доброе семя, и отвращая слух от истины, обращаются к басням (ср. 2 Тим. 4, 4). Укор Господа, к сожалению, актуален и сейчас. Многие люди, ищущие Бога, не входят в Православную Церковь оттого, что они сталкиваются с разного рода идеями, мнениями, которые позиционируют себя именно как необходимое Предание Церкви, но которые Церковь Христову компрометируют. Эти мнения на самом деле именно Преданием не являются, а суть лишь подмена этого Предания, профанация его. Люди по большей части не знают и не понимают Предания, а порой и не принимают, будучи пленены многими нелепейшими и ложными своими, человеческими - политическими, национальными, псевдодуховными - идеями, которые извращают мысль о Церкви. Господь с гневом говорил об этом - о бременах тяжелых и неудобоносимых (Мф. 23, 4), в которые превращается Предание, если мы неправильно понимаем учение Церкви. Священное Предание – это выражение Святаго Духа, его оформление в те или иные формы. Исходя из этого, можно предложить два критерия для определения того, является та или иная церковная идеологема, церковное явление именно Священным Преданием или нет. Вот эти критерии: 1. Предание должно корениться в Св. Писании, соответствовать ему, не противоречить ему. Следовательно, если какое бы то ни было место Предания противоречит Библии, то священным или действительным оно быть не может. 2. Так как Церковь есть вместилище Св. Духа, Духа любви к Богу, Духа ревности о спасении каждого человека, Духа Истины, свободы и чистоты, то всякое явление, принимаемое нами как Св. Предание, должно быть исполнено тем же Духом. Яснее всего этот Дух выражен в Литургии, Таинствах и освятительных чинах Церкви. 3. Предание исторически должно быть возводимо к вечному устроению Церкви: - единству (т.е. должно быть общим для всех христиан, всех времен и мест), - святости (иметь целью освящение людей, выражать способы этого освящения), - соборности (т.е. таким, в отношении чего наличествует вселенское согласие, или, как говорил св. Викентий Лиринский, быть тем, во что веруют все, всегда и повсюду), - апостольскости (т.е. содержать и развивать то, что положили в Церковь Апостолы, но не привносить в Церковь ничего нового). Если эти условия не выполнены, то в какие бы церковные одежды разбираемая идеологема или явление не была облечена, какую бы давность или укоренение в церковной действительности не имела, - она не является Священным Преданием Церкви, а есть лишь, скажем, просто историческое предание или частное мнение того или иного церковного лица. Например, берем идею «Москва - Третий Рим» и все, что с ней связано: мессианская роль русского царства, особенность русского народа и проч. Писанию она не соответствует: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18), говорит Господь. Также у Бога нет лицеприятия, Он судит каждого по делам его, а не по принадлежности к тому или иному народу или группе людей. Значит, как бы ни ухищрялись сторонники «христианской геополитики» записать ее в Священное Предание Церкви, - таковым идея сия не является. Или берем распространенную идею «слепого послушания», - прилагаем к ней наш критерий: «не делайтесь рабами человеков» (1 Кор.), говорит Писание. Тоже становится ясно: эта идея не есть Священное Предание Церкви. Возьмем глубоко вкоренившийся в церковную среду антисемитизм, или новое слово: антиамериканизм. Если это явление выражает дух ненависти, дух разделения, дух превозношения («мы - лучше, мы - русские, с нами Бог, а с ними - нет») и, следовательно, противоречит духу Церкви, то совершенно очевидно, как бы ни аргументировали это некоторые церковные публицисты, - к Церкви эти идеи не имеют отношения. Так, прилагая каждое явление к показанным критериям, мы определяем, могут они быть или нет Священным Преданием. Путь церковной жизни - это не связанность себя «с головы до ног» точно определёнными мелкими обязанностями. Православная Церковь очень свободна, в отличие, например, от Церкви латинской. В Православной Церкви точно фиксированы лишь очень немногие важнейшие вещи - только основы нашей религии; очень многое оставлено на свободу, на сам опыт жизни Церкви. В этом - глубочайшее уважение к человеку, к свободе человека. Церковь, наряду с очень немногими общими для всех дисциплинарными вещами, содержит массу частностей, которыми человек пользуется для борьбы с грехом - это молитвы, аскетические действия, распорядок церковной жизни вообще. В этом человек свободен, пользуясь всем этим индивидуально, прилагая к себе в зависимости от многих причин, имея целью - жизнь во Христе, а средствами - все, что предлагает Церковь, но не становясь рабом внешнего чина. Мы ограничиваем сами свою свободу и прячем ее от себя и от других, - растворяем ее во внешних чинах Церкви и в огромной массе условностей, правил, обязанностей, запрещений, которые мы и зовем чаще всего Преданием. Но это как раз то предание, которое заслоняет заповедь Божию и смысл Церкви. Это ложное понимание Предания - что оно регламентирует всякую мелочь и, в обмен на свободу, дает нам гарантию спасения. Это опасный и распространенный соблазн - понимать так Предание Церкви. По материалам книги игумена Петра (Мещеринова) | |||||||||||||||