ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Вавилонское столпотворение

Сегодня никто не удивляется, что люди на планете говорят на разных языках. С трудом понимают друг друга представители разных стран и национальностей. Да и те, кто живет в государствах с похожими культурами, не всегда с легкостью находят взаимопонимание... Как появились многочисленные языки и является ли их многообразие благом? Самое время поразмышлять об этом накануне церковно-государственного праздника Дня славянской письменности и культуры.

Не секрет, что порой с трудом понимают друг друга люди светские и церковные, живущие в одной стране. Эта ситуация признается естественной некоторыми учеными, которые считают, что языки науки и религии принципиально различны. Но это не так. Мы наберемся смелости показать это в ряде публикаций, посвященных вопросам взаимодействия науки и религии. Способы существования этих форм общественного сознания, конечно, различны, но и не окончательно чужды друг другу. Более того, в некоторых областях жизни вопросы науки и религии так тесно переплетаются, что получить представление о проблеме можно лишь при одном условии: взглянуть на нее с обеих точек зрения. К таким сферам относятся, к примеру, вопросы о происхождении жизни и человеческого рода, о месте человека в мироздании, цели его жизни. В том числе - тайна возникновения языков.

Библейское свидетельство

...Да, люди говорят на разных языках. Причем кажется, иной ситуации и быть не может. Однако Священное Писание свидетельствует, что так было не всегда: «1. На всей земле был один язык и одно наречие. 2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. 9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт И, 1-9).

Таков библейский, а не научный рассказ о происхождении многих наречий. Причиной возникновения языков стала чрезвычайная гордость («сделаем себе имя» на земле). Народы потеряли единство, чтобы не сговориться на большее зло. Господь разделил людей по многим наречиям, как мы разводим по разным комнатам расшалившихся детей. Эта мысль в той или иной степени присутствует у святых отцов Православной Церкви, писавших толкование на первую книгу Библии - книгу Бытия: у прп. Ефрема Сирина, свт. Филарета (Дроздова) и многих других. Святитель Иоанн Златоуст в одном из своих творений говорил о том, что люди, «не имея одного языка и образа речи, не могли бы жить вместе». «Такое наказание было наложено на них как вечный памятник, чтобы ни в какое время не забыли о нем... С тех пор отец должен был рассказывать сыну о причине разности языков, и сын старался узнать от отца, почему так названо то место. Вавилоном названо то место потому, что оно означает смешение, что тамо смеси Господь Бог устна всей земли и оттуду разсея их...»

Для библейски мыслящего человека существование единого древнего языка не представляется удивительным и не вызывает вопросов. Это подтверждается и доказанным наукой биолого-генетическим единством человеческого рода, ведущего свое происхождение от первой пары - Адама и Евы. После Всемирного потопа, описанного в 6-9 главах книги Бытия, дети семьи Ноя - Сим, Хам и Иафет - расселились по лицу земли, и древнейшая «таблица народов» помещена в 10 главе. Строители Вавилонской башни показывают нам пример всякого бесплодного дела. Одно из них - строительство утопических обществ: от города Солнца Томаса Кампанеллы до всемирной империи антихриста. Толпу людей мы часто называем «столпотворением», забывая, что «столп» по-славянски - это «башня», а Вавилонское столпотворение, то есть строительство башни в Вавилоне, - не угодное Богу дело.

Но уроки библейской истории теряют для нас всякую Божественную назидательность, историческую ценность, если относимся к ним как к недостоверным событиям, как к мифу, сказке.

Многообразие теорий

Людям, доверяющим Священному Писанию, не раз приходилось выслушивать критику библейского сказания о смешении языков от ученых. К примеру, один уважаемый тюменский профессор, доктор филологических наук убежден и часто повторяет: «Библия, конечно, великий культурно-исторический памятник, но Вавилонское столпотворение как источник формирования языков не имеет отношения к действительности. Гораздо достовернее гипотеза Ж.Ж. Руссо из его «Общественного договора». Люди придумали языки, когда появилась необходимость вводить друг друга в заблуждение. Таков негласный общественный договор».

Французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778) писал в одном из трактатов, что «не голод, не жажда, а любовь, ненависть, жалость и гнев исторгли у людей первые звуки... Чтобы взволновать юное сердце, чтобы остановить несправедливо нападающего, природа диктует человеку звуки, крики, жалобы. Это самые древние из слов и вот почему первые языки были напевными и страстными, прежде чем стали простыми и рассудочными».

Ничто не мешает человеку неверующему разделить и любую другую точку зрения. К примеру, марксистское осмысление проблемы происхождения языка дал Ф. Энгельс в своем известном произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Он писал о том, что общение развивается и язык возникает как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовой коллективе.

Вообще первые научные теории о возникновении языков принадлежат античным мыслителям Гераклиту, Демокриту, Аристотелю. В новейшее время на их основе появились гипотезы звукоподражательная (говорит о том, что язык родился из подражания звукам природы) и междометная (к созданию языка привели эмоциональные выкрики от радости, страха, боли...) Позже возникли гипотеза общественного договора (люди договорились об обозначении предметов словами), жестовая теория (язык образуется произвольно и бессознательно на основе пантомимы), гипотеза спонтанного скачка (язык возник сразу же с богатым словарем) и многие другие.

Какое многообразие теорий! Но современные исследователи считают, что ни одна из многочисленных гипотез о происхождении языка «не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события во времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте».

Чему доверять?

Если ни одну из теорий нельзя считать истинной, то стоит ли отказываться от твердого основания веры во имя зыбкого песка научных предположений? Другой вопрос, дает ли наука основания доверять повествованию о Вавилонском столпотворении, положившему начало дальнейшему развитию языков? Учитывая тот факт, что у подножия недостроенной башни растерянные строители общались не на современных языках, сравнительное языкознание и библейская археология имеют достаточно аргументов, позволяющих с доверием относиться к Библейскому тексту.

Факт единства человеческого языка составляет основную проблему лингвистики. Он с большей или меньшей степенью успеха подтвержден всеми выдающимися языковедами. Родственность языков и общность многих корней в двух главных ветвях человеческой расы - семитической и индогерманской - почти не оставляет сомнения: эти две главные разновидности некогда вышли из единого первоисточника. Каков был этот первобытный язык всего человечества, можно судить лишь гадательно. Но несомненно, что указание древних писателей (Оригена, блж. Иеронима, Августина, Диодора, Евсевия...) на первенство одного из семитических языков не бездоказательно: в одном еврейском языке находят свое начало первобытные имена (Адам, Ева, Каин, Сиф и пр.), из него удобно объясняются имена многих древних народов (вавилонян, халдеев, кушитов и т.п.) и, наконец, древние остатки человеческой культуры носят ясные следы кушито-семитического влияния.

Итак, Библейское предание о вавилонском столпотворении свидетельствует, что в древности все люди говорили на одном языке. Языкознание конца XX века тоже утверждает, что «существуют слова и другие элементы языка, общие для всех народов, — факт, указывающий на то, что все эти элементы восходят к общему языку-предку». Ученые-филологи А.Робертсон, А.Тробетти, выдающийся религиовед М. Мюллер, Отто Есперсен из Копенгагенского университета и многие другие свидетельствуют о единстве человеческого языка, который чудесным образом был дарован людям Самим Богом. «Ни одно открытие — ни старое, ни новое — не опровергает этот факт», — пишет профессор археологии Джозеф П. Фри.

В теорию существования общечеловеческого праязыка большой вклад внесли советские ученые (например, ассириолог И.М.Дьяконов, лингвисты В.М. Илич-Свитыч, В.Н.Топоров и В.В.Иванов). Им удалось научно обосновать родственные связи огромного числа языков Старого Света.

Современная археология дает нам интересные факты, подтверждающие существование Вавилона. Ученые сообщают о том, что во многих древних городах Месопотамии были открыты развалины многоэтажных башен-храмов. В вавилонских глиняных табличках для обозначения этих сооружений используется слово «зиккурат». Исследователи В. Келлер, Дж. Фри и Г.Моррис полагают, что это позднейшая имитация той самой первой вавилонской башни.

Самая известная из сохранившихся башен была описана у Геродота в 4 веке до нашей эры. Там она названа Э-Темен-Анки («дом основания неба и земли»). Хетты разрушили сооружение около 1600 года до Р.Х. А царь Навуходоносор II (6 век до н.э.) заново его отстроил. Джоржд Смит, сотрудник Британского музея, знаменитый автор перевода вавилонского мифа о Всемирном потопе (1876 год), опубликовал фрагмент текста о разрушении какого-то из зиккуратов: «Строительство этого храма рассердило богов. Однажды ночью они сравняли с землей то, что уже было построено. Людей переместили в дальние края и внесли смешение в их речь. Они препятствовали дальнейшему строительству». «Сходство этого древнего текста с рассказом Священного Писания о построении вавилонской башни поразительно!» - восклицает Н. Василиадис, профессор Афинского университета.

Разделение неизбежно, но преодолимо

Сравнивая два подхода к теории происхождения языков - библейский и научный, каждый человек может выбрать ту точку зрения, которая его больше устраивает. Но надо помнить, что наука - явление сложное, неоднородное. Многочисленные исследователи предлагают как критику религиозных взглядов, так и факты, прямо подтверждающие истинность священных текстов. Многие научные достижения и открытия делают христианскую веру не просто осмысленной и разумной, но и достоверной.

Хорошо единство в Боге и пагубно единомыслие во грехе, - учит нас Священное Писание. «Вавилонская башня» человеческого знания, кажется, уже возвысилась до небес. Но она рассыпается на наших глазах. И это происходит не только из-за того, что объем информации на Земле удваивается каждые три года. Ее «строители» уже не могут договориться друг с другом. Не находят общего языка даже те ученые, которые трудятся в одной научной отрасли.

В Христианской же Церкви единство осуществляется на основе единения в Духе Святом, пребывающем в Церкви со дня Святой Пятидесятницы. И эта мысль как нельзя лучше звучит в кондаке праздника Святой Троицы. Его первая половина повествует о горестных событиях вавилонского столпотворения, а вторая - о радости о Духе Святом Иерусалимской первохристианской общины: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа».

Диакон Димитрий Майоров,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.