ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Крест первосвятительства


АВТОБИОГРАФИЯ

Я единственный сын у родителей. Мой отец, Михаил Александрович, уроженец Петербурга, происходил из древнего рода Ридигеров. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов. В шесть лет я разливал крещенскую воду в храме - это было первым моим послушанием - и твердо знал: стану священником и никем иным! К девяти годам я знал Литургию наизусть. В крохотной пристройке возле нашего дома мне удалось обустроить некое подобие церкви. Во всяком случае, мне точно казалось, что это «дом Божий», и никакой несерьезности по отношению к своей затее я не признавал. Даже икона там была у меня - почти настоящая. Свечи горели, ладаном пахло... Хлеб убирал, картошку окучивал, в лес за грибами бегал. Позже увлекался мотогонками. Еще занимался греблей, даже разряд получил юношеский в спортобществе «Калев»... Любил играть в шахматы. Мяч гонял с ребятами. Правда, я в детстве часто болел ангиной, она дала осложнение на сердце. Говорят, когда я был мальчиком, валаамские старцы предсказали мою судьбу. Как-то раз игумен Харитон попросил меня подержать свою митру и говорит: «Подержи покуда, Алешенька. Вырастешь и сам такую же будешь носить!». С первых дней гитлеровской оккупации, когда на территории Эстонии появились концентрационные лагеря, мой отец посчитал своим христианским долгом регулярно их посещать. Немцы тому не препятствовали. В качестве мальчика-прислужника отец брал меня. Столько непереносимого горя, физических и душевных страданий, человеческих драм и трагедий, сосредоточенных на одном пятачке земли, я больше никогда не видел. Назначили меня настоятелем Успенского собора в Тарту. Здание было в ужасающем состоянии, грибок превращал в труху деревянные полы. Тогда я решился на отчаянный шаг, сел в поезд и поехал в Москву. Пошел прямиком в патриаршую резиденцию. Узнав о моей беде, Патриарх распорядился выделить необходимые деньги. Таким образом, один из старейших храмов Эстонии был спасен. Не знаю, что именно запомнил обо мне Патриарх, но что-то, видимо, ему понравилось. Через два года он призвал меня на архиерейское служение.

ВОСПОМИНАНИЯ

Иподьякон Даниил Луговой:

- Патриарх никогда не был строгим, он всегда был по-отечески снисходительным. В быту был очень скромен, а в поездках жил и вовсе в походных условиях. А ездил он часто - и по России, и за ее пределы. Алексий II всегда был очень дипломатичен, он же представлял Церковь в разных слоях общества. Его жизнью были богослужения, он относился к ним не как к обязанности, а как к чему-то, без чего существовать нельзя. Его кто-то назвал великим богомольцем... Это правда.

Протоиерей Александр Шаргунов:

Святейший Патриарх Алексий II всегда твердо стоял на позиции неповрежденного догматического учения Церкви и твердо знал, что не должно быть реформ богослужения. Его заключительное слово на последнем епархиальном собрании – как завет всей Церкви: «Пока я жив, никакой перестройки в Церкви не будет». Святейший Патриарх Алексий II был человеком молитвы. Отличительная черта христианина, любящего Господа, – его отношение к богослужению, особенно, к Божественной литургии. Число Божественных литургий, совершаемых Патриархом ежегодно, не может не впечатлять. Столько обычно служит только очень благочестивый священник, у которого нет никаких других обязанностей, кроме как по его храму. Примем уход от нас ко Господу Святейшего Патриарха как возможность ему молитвенно предстательствовать за нашу Церковь перед Престолом Божиим и как благословение всех нас на молитву.

Игумения Любовь (Нестеренко), настоятельница Ново-Тихвинского женского монастыря:

По милости Божией мне довелось несколько раз встречаться с Его Святейшеством и обсуждать проблемы, которые неизбежно возникают при управлении монастырем. Бывало, еще только начнешь говорить, а он посмотрит внимательно, спросит чтото, и вдруг чувствуешь, что все твои переживания ясны ему. Достаточно порой всего нескольких слов. Конечно, когда тебя не просто слышат, но понимают буквально с полуслова, это необыкновенно трогает сердце. Никита Михалков, кинорежиссер:

Он с поразительным естественным достоинством сумел отнестись к новому времени как к воле Божией — в глубочайшем смысле этого слова. То есть он принял это как тот необходимый Крест, который нужно нести с ровным дыханием, не торопясь, не ускоряя шага и не останавливаясь. Сегодня еще трудно оценить значение Патриарха Алексия II в нашей истории. Трудно потому, что «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». И через годы, когда этот период нашей жизни округлится и станет более явным и видимым, как пейзаж, будет понятно нашим потомкам, какими усилиями духа и воли Святейший Патриарх Московский и всея Руси вел этот наш православный корабль.

ЦЕРКОВЬ НА ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
(патриаршество Алексия II)

7 июня 1990 года Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) становится Патриархом Московским и Всея Руси. Интронизация пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Святейший Патриарх взошел на Первосвятительский Престол в условиях кризиса Советского государства. Для РПЦ важно было сохранить единство в быстро менявшихся условиях, а также вернуть себе необходимый правовой статус. Была решена не только эта задача, но и было расширено влияние РПЦ на общество, возросло доверие к ней со стороны всех слоев населения. Решению этих важнейших задач было посвящено все Первосвятительское служение Святейшего Патриарха Алексия II. Шесть Архиерейских Соборов прошло в годы Предстоятельства Патриарха Алексия II, соборно принимались важнейшие для внутрицерковной жизни решения, касающиеся церковной ситуации на Украине, раскола, инициированного Синодом Русской Православной Церкви за границей, вмешательства Константинополя в церковную жизнь Эстонии. Христианское понимание любви и справедливости, верность Православию, точное соблюдение канонических установлений – вот основа независимой, ясной и реалистичной политики, которую проводил Патриарх Алексий II в области внешних церковных связей. Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее. Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. По просьбе Святейшего Патриарха российскими властями Рождество Христово было объявлено выходным днем, и в 1991 г., впервые после 20-х гг., в этот праздник граждане России не принуждались к работе. Характерная черта Первосвятительского служения Патриарха Алексия – многочисленные посещения епархий, так с июня 1990 г. по декабрь 2001 г. Патриарх Алексий посетил 88 епархий РПЦ, освятил 168 храмов. Каждая поездка знаменовалась освящением новых храмов, встречами с местными властями и с простыми людьми. В программу визитов входило посещение вузов, школ, воинских частей, больниц, домов престарелых, воскресных школ. Но главным остается богослужение, длящееся в поездках по 4-5 часов из-за большого количества желающих принять Святое Причастие из рук Первосвятителя, получить его благословение... За время Патриаршего служения нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий - их уже около 70 на территории нынешней Российской Федерации и более 120 - вместе с ближним и дальним зарубежьем; возобновлена монашеская жизнь более чем в 450 монастырях (в конце 1980-х годов их было 19), открыто более 50 Духовных учебных заведений. Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. Одно за другим следовали события воистину промыслительные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой Лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, совсем недавнее обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского, канонизация собора Новомучеников российских и в том числе Царственных мучеников, восстановление и начало богослужений в Храме Христа Спасителя, возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, а также воздвижение храма на месте убиения Царской семьи Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II:

- Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. И этому способствует келейная молитва.

- Патриарх в ответе за многочисленную паству Русской Православной Церкви. Поэтому, когда радостные события происходят в церкви, то, естественно, это наполняет и мое сердце. Но Господь посылает нам и испытания для утверждения в вере.

- Нельзя отождествлять грех и грешника, потому что грех есть не сущность человеческая, но лишь болезнь, недуг, помрачение образа Божия, живущего в каждом человеке, даже самом грешном. Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех.

- Все мы призваны созидать благо для государства, в котором живем, должны помнить о своих братьях и сестрах, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.