| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Дом хлеба» — ВифлеемВифлеем (араб. , Байт-Лахм, букв. дом мяса; ивр. , Бейт-Лехем, букв. дом хлеба) — город на территории Палестинской Автономии. Расположен примерно в 10 километрах к югу от Иерусалима (что составляет примерно два часа езды). Население — 22 (с пригородами — 42) тысячи человек, площадь составляет 6 км.. Название Бейт-Лехем (дом хлеба) объясняют по-разному. Возможно, оно происходит оттого, что его жители пекли хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях. С древних времен к названию «Бейт-Лехем» прибавляли «Иудейский», или «Эфрата» (Ефрата), чтобы отличить от другого Бет-Лехема - Галилейского. В Библии город называется Вифлеем-Ефрата. Окрестности Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости. Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте. История города. Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI—XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи. Царь Давид был рождён именно в Вифлееме. Здесь же пророк Самуил помазал его на царствование Израилем. Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году, здание было востановлено. В 614 году город был захвачен персами, но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан. Несколько веков Святая Земля находилась под влиянием мусульман, с начала XVI века до начала XX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи. За исключением нескольких периодов, доступ христиан-паломников в город был открыт, однако много пилигримов погибало по пути в Святую Землю. Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле был поводом для начала Крымской войны. После распада Османской империи, в 1922 году Вифлеем отошёл к Британской Палестине. В 1947 году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в 1948 году территория Иерусалима и Вифлеема была захвачена Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны 1967 года. С 1967 года и еврейская и арабская части города были полностью под контролем Израиля. Лишь в 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии. Современное состояниеГлавное занятие современных жителей, большую часть которых составляют христиане, - земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря). Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек - сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, - все это вместе образует на юго-вооточном краю города большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.). В 2000 году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Библейская историяВся история и современная жизнь города «вращается» вокруг святынь, а их в этом городе множество: Пещера Вифлеемских младенцев, пещера св. Иеронима, храм св. Екатерины, «Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка. Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Базилика Рождества Христова находится на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Святого Иеронима. Этот храм построен в 326 г. при византийской императрице Елене над «Пещерой Рождества». Церковь принадлежит трем конфессиям: греческой, армянской и католической. Под центральной частью церкви находится пещера Рождества. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продольных кораблей. Эта часть храма отделяется глухою стеною от другой части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее - 12 м. 40 см., ширина - 3 м. 90 см. и высота - 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. В неглубокой нише помещается алтарь, перед которым горят десятки свечей. На полу лежит серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (лат. «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа»). Рядом с пещерой Рождества есть грот с нишей, в который ведут несколько ступенек. Туда Дева Мария положила маленького Иисуса. Этот грот называется яслями. В северной части церкви Рождества есть несколько пещер. Там же находится грот Невинных младенцев, названный в память о том, что Ирод послал «...избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, до двух лет и ниже». В другой части пещеры - келья Св. Иеронима и его могила. В других пещерах - гробницы Св. Евсевия, Павлы и Юлии Евстахии. Вифлеем несет следы ветхозаветных событий. Почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили или Куббат Рахиль на выезде из города в сторону Иерусалима. Рахиль - нежно любимая супруга праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4). Здесь бедная Руфь собирала коло- сья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. На долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Также город упомянут в Книге Иеремии. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил неприступную крепость Иродион, где он и был захоронен. И.В. Ильина | |||||||||||||||