| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
20 лет на пути духовного возрождения- Ваше Высокопреосвященство, 18 лет назад Вы стали управляющим Тобольско-Тюменской епархией. Расскажите, каково было состояние церковной жизни того периода. - Как и повсеместно на территории российского государства, духовная и церковная жизнь Тобольско-Тюменской епархии была в разрушенном состоянии. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие факты. Всего в пределах территориальных границ епархии было 8 действующих храмов и 16 священников. При этом большинство не имело базового духовного образования. Только два священника окончили Духовную семинарию. Не было ни одного священника с академическим духовным образованием. Не было ни одной воскресной школы, православной гимназии, то есть можно говорить о полном отсутствии на территории епархии даже начатков духовного образования. Не было ни одного действующего монастыря. Сегодня Тобольско-Тюменская епархия - это 240 приходов, 4 монастыря - два мужских и два женских, общее число трудящихся в монастырях – 70 человек. Это развитая система духовного образования: Тобольская Духовная семинария, которая включает пастырское, регентское, иконописное отделения, с числом обучающихся более 500 человек; 58 воскресных школ, в которых обучается 3000 человек; 15 православных гимназий, в которых учится 1250 человек. Эти факты убедительно свидетельствуют о том, что за 20 лет исторического периода возрождения Русской Православной Церкви на территории Тобольско-Тюменской епархии установилась и окрепла полноценная церковная жизнь, создана развитая система духовного образования. - Как можно охарактеризовать паству того периода? - Люди имели слабое понятие о духовной жизни, о духовенстве. За годы воинствующего атеизма из жизни общества полностью исчез социальный слой –православное духовенство. Появление священника в городе вызывало удивление, недоумение. Я сам однажды был встречен вопросом детей: «А ты кто?!». Ответ: «Батюшка» у детей ни с чем определённым не ассоциировался. Поэтому они уточняли: «А не Дед Мороз?». Это служит наглядным свидетельством искоренения православной веры из сознания российского общества. А также ярко характеризует объективную реальность, в условиях которой начиналось возрождение Русской Православной Церкви. - Какова была позиция местной администрации? - На начальном этапе возрождения епархиальной жизни всё было непросто. На местах нас особо никто не ждал. В течение двух лет жил в неприспособленном под жильё деревянном домике смотрителя на Завальном кладбище города Тобольска. Там же размещалось руководство епархии. Семинарии был предложен храм Петра и Павла. Епархии передали храм, когда в нём ещё стояли деревообрабатывающие станки, не было полов. А нужно было храм приспособить и под молитву, и под классы для студентов, и под кабинеты для руководства семинарии, и там же планировалось общежитие для руководства и студентов семинарии. Но то стремление, та духовная жажда первых студентов и преподавателей преодолели все трудные условия. Постепенно стали складываться отношения и с администрацией. В течение двух лет нам передали некоторые здания, принадлежащие Церкви на архиерейском дворе Тобольского кремля. Передали Софийский собор. Началась реставрация Софийского собора. Для нашей Тобольско-Тюменской епархии имеет большое значение то доброе отношение, которое складывается с руководством Тюменской области и руководством автономных округов. Поскольку в каждом периоде и при каждом из губернаторов были понимание, поддержка. И в настоящее время делается максимально, чтобы была восстановлена справедливость по отношению к Церкви. - Возрождение Тобольской Духовной семинарии. Сколько было обучающихся в первые годы, как формировался преподавательский состав? Куда распределяются семинаристы после окончания высшего учебного заведения? - На момент возрождения в Тобольской Духовной семинарии обучались первые 15 студентов. Сейчас, как я уже отметил – это более 500 студентов. На протяжении всей истории существования Тобольской Духовной семинарии в ней обучались студенты из 30 епархий. Для руководства семинарии всегда являлось приоритетным направлять выпускников Духовной семинарии в те епархии, откуда они прибыли на обучение. В этой установке одно лишь исключение, которое было даровано Святейшим Патриархом. Это формирование базы Духовной Тобольской школы, которая должна была укрепиться преподавателями. Необходимо было также укрепить территориальные рубежи и на основе прочно сформированной приходской жизни готовить достойных пастырей для всех епархий. Сегодня в Тобольской Духовной семинарии учатся посланники из 25 епархий, и руководство семинарии имеет возможность распределять выпускников в те епархии, из которых они были направлены. - Каково соотношение восстановленных и вновь построенных храмов на территории епархии? - Если говорить о соотношении восстанов- ленных и вновь построенных храмов на тер- ритории Тобольско-Тюменской епархии, то на сегодня восстановленных – счёт на десятки, а вновь построенных – уже за сотню. - Какие сегодня социальные проблемы административная власть видит в совместном решении с Православной Церковью? - Молодёжь идёт в Церковь, и Церковь стремительно возрождается, стремительно увеличивается количество храмов. Молодёжи с каждым годом в приходах становится всё больше. Но так же стремительно идёт разрушение норм нравственности и морали, особенно, как ни печально, через систему массовой информации. И здесь голос Церкви по мощности не может быть сопоставим с обвалом негативной информации. И всё-таки Церковь многим помогает. Сегодня мы пожинаем плоды многих лет и нескольких поколений неверия атеистического прошлого. И отсюда такие негативные процессы, как алкоголизм, наркомания, разрушение семьи, семейных ценностей. Потому что разрушены христианские нравственные ценности. И для христианина главная нравственная ценность – дар любви к Богу и ближнему. Если человек дара любви в себе не имеет, то у него он заменяется эгоизмом. Да, он может создавать семью, пока она удовлетворяет его эгоистическим чаяниям, ожиданиям. Как только появляются трудности, сразу врассыпную. Один начинает обвинять другого. И нет цементирующего, связующего духа христианской любви, которая делает семью более крепкой. А отсюда общество постигают многие проблемы, такие, например, как демографический кризис. Страна вымирает. Детей рождается меньше. Умирает людей от грехов, пороков и болезней – больше. Плюс эпидемия – чума конца XX – начала XXI века - ВИЧ–инфекция. Это тоже порождение безнравственности человека – безответственное отношение к своей жизни, жизни других. Появляются проблемы с нарушением душевного состояния, то есть проблемы психического расстройства. Psiho в переводе с греческого – душа. И наша страна в лидерах по количеству людей, страдающих психическими заболеваниями. Поскольку жизнь наполнена стрессовыми ситуациями, а те народные традиции по умиротворению духа своей души в вере и молитве люди утратили, таблетки же помогают до поры до времени. - Готовятся ли на базе Тобольской Духовной семинарии потенциальные военные пастыри? Как, на Ваш взгляд, будет складываться институт военного духовенства? - Раньше специально готовили священников для окормления военнослужащих. Сейчас у нас напрямую такой подготовки не ведётся. Но есть наработки через знакомство с историей и материалами военного духовенства, которые входят в программу образования. Это книги, написанные духовенством, которые окормляли военнослужащих. В книгах имеется анализ практической деятельности, и священнослужители делятся накопленным опытом. Время активного сотрудничества, конечно, настало. Сейчас регулярно проходят совместные конференции с Тюменским юридическим институтом и Тюменским высшим инженерным командным училищем, которые затрагивают область взаимодействия Церкви и армии. Имеется так же епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и Правоохранительными органами. Есть соглашение, подписанное на уровне руководства Церкви и министрами Обороны и Внутренних Дел. В рамках соглашения, которое является нормативной базой для взаимодействия, выстраиваются взаимоотношения в регионах с воинскими частями, с военными учебными заведениями. Этим соглашением так же предусматривается проведение совместных конференций, круглых столов. - Что можно сказать о массовой культуре, доставшейся нам в наследство от советских времён? - Всякая культура в цивилизованном мире имеет своим источником духовность, в том числе и религиозная культура. Мы относимся к православной цивилизации. Наша культура была испокон веков, более 1000 лет, православная. С приходом воинствующего атеизма православная культура, духовность стали активно разрушаться. Вследствие чего начала разрушаться и традиционная российская культура. Взамен пришла псевдокультура, которая обслуживает потребу греха. Псевдокультура, которая пробуждает низменные чувства человека, которая не возвышает духовно, а, напротив, приводит к деградации личности. Разрушается традиция, и на её место агрессивно наваливается массовая культура на потребу дня, вовлекая в грех и лишая радости духовной жизни. - Современное общество породило такое болезненное явление как массовая детская беспризорность, принимает ли Церковь участие в этой социальной проблеме? - Беспризорные дети… Вера без дел мертва. Самое Богоугодное дело – это помочь нуждающемуся, сироте, беспризорному. Многие из духовенства берут на воспитание оставлен- ных детей, усыновляют их. У нас в епархии есть приют «Отрада» рядом с женским монастырем, и там матушки своей любовью восполняют родительскую ласку, которой были лишены дети от своих горе-родителей, коих поглотил грех. У нас развивается система православных гимназий, где стараются обращать внимание на детей из неполных семей. При Тобольской православной гимназии имеется интернат для детей-сирот. Это так же направлено на поддержку детей, которые лишены родительской заботы. Есть взаимодействие с домом малютки. Батюшки помогают труженикам дома малютки, а впоследствии принимают участие в дальнейшем устройстве этих детей. Церковь призывает всех верующих людей проявить милосердие к нуждающимся, детям, пожилым, престарелым, больным. Образуются братства, сестричества по уходу за больными. Конечно, это только начальный этап православного движения «За милосердие». Но это движение активно набирает силу с каждым годом, и в дальнейшем ещё более активно будет помогать людям. - Что можно сказать о перспективах развития системы духовного образования на базе духовных и светских учебных заведений? - В настоящее время мы все являемся свидетелями активного развития системы духовного образования. Приняты документы об аккредитации, о признании духовного образования, и после окончания духовной школы будут выдаваться дипломы государственного образца. Уже в этом году дипломы по форме государственного образца первыми выдали Тобольская, Московская и Петербургская духовные семинарии. Мы видим также формирование комплексной системы знаний, включая элементы духовного образования, на базах светских государственных образовательных учреждений. На территории Тобольско-Тюменской епархии – это Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Сургутсткий государственный университет. У духовенства Тобольско-Тюменской епархии складываются хорошие отношения со светскими образовательными учреждениями - ТГУ, ТГНГУ, СГУ, где есть кафедры религиоведения и теологический факультет. С рядом общеобразовательных учреждений проводятся совместные конференции, встречи, Рождественские чтения. На перспективу будет формироваться единое общеобразовательное пространство в границах Тобольско-Тюменской епархии и преодоление всяких препятствий для взаимодействия духовного и светского образования, преодоление искусственных средостений духовной и светской науки. - Имеется ли опыт создания академической Церкви для преподавателей и студентов на базе ВУЗов? - Сейчас у духовенства Тобольско-Тюменской епархии имеется хорошее взаимодействие с университетами, проводятся совместные тематические конференции. Может быть, когда-нибудь придёт очередь, когда у нас появится академический храм для людей науки и студенчества. Примеры академических храмов сегодня есть в Московском государственном университете, в Московском университете транспорта. Вообще в настоящее время во многих московских и не московских университетах, академиях появляются храмы и часовни, которые приписаны к университетам и высшим учебным заведениям. - Что можно сказать о включении основ Православия в школьную программу? Имеется ли такой опыт на территории Тобольско-Тюменской епархии? Возможно ли по желанию родителей, общественности и содействии администрации появление школ (классов) с элективным изучением основ православия? - Незначительный опыт есть. Но сегодня необходимо вести речь о включении основ православия в систему знаний базового школьного образования. При этом многим не понятно, почему дети, рождённые в православии, лишены права знать свои православные традиции и культуру. Тем более что чаще всего препятствием к включению основ православия в школьную программу служат чиновники на местах. Конечно, этот процесс сложный и требует подготовки. Но если его не начать, он никогда и не сложится. В процесс подготовки кадров, которые бы знали предмет «Основы православной культуры», должны подключиться вся педагогическая общественность и духовенство. Но проблема в том, что всё наше образование ориентировано на доктрину атеизма. Допустим, если отвергнуть гипотезу, что человек произошёл от обезьяны, ни одно научное открытие не страдает. Поэтому, если мы откажемся от одной доктрины – происхождение человека от обезьяны, никакие другие научные открытия ни в области биологии, анатомии, ни даже система мироздания не страдают. Хочется, чтобы пришло прозрение и ушла идеология атеизма, которая мешает чистоте науки и подтягивает научные открытия под идеологию атеизма. - Владыка, важно ли верующим во время службы понимать происходящее? Раньше во время службы верующие активно участвовали в пении. Нужно ли возрождать традиции участия верующих в богослужении? - Важно, чтобы верующие понимали, что происходит за Богослужением. Есть определённое препятствие для понимания текстов при служении на славянском языке. Но это препятствие только кажущееся. На сегодня есть возможность изучения славянского языка по книгам, пособиям Божественной литургии и вечерней службы. Большой трудности в понимании славянского языка нет, нужно только личное желание и усердие. Если у человека есть трудности в понимании славянского языка, то достаточно подойти к священнику, катехизатору, чтобы получить ответы на свои вопросы. Конечно, есть молитвы и молитвословия, которые поются всем храмом. Совместное пение очень полезно в плане настроя на духовное служение. Сейчас мы активно к этому стремимся. Молодёжи раздаются листочки песнопений, и они, глядя на слова, участвуют в совместной молитве. Но есть ещё в этом вопросе много задач по развитию участия верующих в церковном пении. Непосредственное участие верующих в молитвенных песнопениях будет развивать службу и давать большее духовное удовлетворение тем, кто пришёл в храм. - Как возродить и поднять на должный уровень культуру церковного песнопения? Есть ли детские церковные хоры в епархии? - Конечно, процесс по возрождению культуры и традиций церковного пения идёт, но процесс сложный. Поскольку мы имеем в истории утрату ещё в дореволюционный период подлинно православного церковного пения и увлечённость опереточным пением. Искусственное насаждение светского исполнения молитвенных песнопений приводило к мирскому элементу за богослужением. Сейчас, слава Богу, все церковные школы тяготеют к традиционному православному песнопению, включая знаменные распевы, которые очень молитвенны и укрепляют духовный настрой. В настоящее время стали появляться детские певческие коллективы. В Тобольско-Тюменской епархии детский церковный коллектив есть в Знаменском кафедральном соборе и в православных гимназиях. Но Церкви это ещё предстоит развивать. Хотя уже и сейчас делается много, и каждый год мы видим определённые достигнутые результаты. - Имеются ли в Тобольско-Тюменской епархии иконописные школы? - Успех иконописной школы зависит от того, как наши храмы облекаются в благолепный образ в виде росписей стен, икон, иконостасов. Сейчас сделан большой задел, пишутся многие иконостасы. Иконописание – особое служение не только передавать краски и образы, но и молитвенный настрой. Только при условии личной молитвы иконописец может передать тот образ, который вызовет молитвенный настрой в человеке, взирающем на икону. Сегодня мы видим примеры не совсем положительные, когда на пике строительства храмов стали стремиться быстрее писать иконы и иконостасы. Сейчас мы видим иконы и иконостасы, выполненные, скажем так, художественными мастерами, но не одухотворенными. И печаль ложится на сердце, зная, какой должна быть православная икона, как должна исполняться и какой создавать настрой у всякого, кто входит в храм. Нельзя научить тому, чего не имеешь сам. А икона учит молитве, Богообщению, и если человек сам не испытал сокровенного, благодатного чувства молитвы и Богообщения, то как он может это чувство передать иконе? - Есть ли на сегодня проблемы корпоративности в среде верующих? Следует ли стремиться к тому, чтобы внутренняя среда Церкви, включая и прихожан, была более открытой и доступной обществу, особенно для тех, кто приходит первый раз или бывает в храме не часто? - Церковь всегда открыта. Церковь открыта в богослужении, проповеди, миссионерской деятельности. Это люди сами закрыты для Церкви. Они не могут придти, чтобы понять, осознать свою православную традицию. Это единицы. Чтобы устранить психологическую проблему изолированности от общества у Церкви имеется богатый перечень разнообразных мероприятий, направленный на контакты с обществом и с отдельными людьми. Это конференции, фестивали, конкурсы, ежегодные традиционные мероприятия. Сегодня Церковные торжества переходят в традиционные общенародные празднования – это Рождественские праздники, святки, масленица, Пасхальные дни, празднование ЖенМироносиц, это Дни славянской письменности и культуры, Славянский ход. Славянский ход призван помочь обществу в воспитании подрастающего поколения, знакомит молодое поколение с нашей областью, её городами и посёлками. На протяжении всего Славянского хода происходит общение с жителями посещаемых мест. Для облегчения понимания православных традиций мы вводим катехизаторов. Храм – это Дом Божий. Духовенство предпринимает достаточно усилий, чтобы у людей не было страха, боязни при первом знакомстве с православием и посещении храма. - Что можно сказать об этике поведения верующих в Храме? - Храм – Дом Божий. Душа человека – дыхание Божие. В храме у человека душа соединяется с Богом. Люди утратили культуру поведения в храме. Ты идёшь в храм, должен идти в чистоте телесной и душевной. Должно быть особенное поведение в храме. Это – особая этика. Человек в каждой конкретной ситуации выбирает соответствующую манеру поведения. Одна манера поведения на стадионе, другая манера поведения – на рынке, на светском приёме. Существует этика поведения в семье. И должна быть особая этика поведения в храме, чтобы не оскорблять святыню. Многие не задумываются и привносят свою светскую, порой потребительскую манеру поведения: «Вот я пришёл, вы меня должны обслужить». Нельзя придти в храм и что-то требовать. Мы, прежде всего, должны придти в храм с молитвой благодарения Богу. Благодарения за то, что Господь подаёт нам дар жизни, что Господь посылает нам милости. Солнце греет, земля даёт урожай и прочие милости. Мы так же стараемся, чтобы люди служащие в храме, были достойными этого служения и могли компетентно ответить вопрошающему. Если человек чувствует потребность посещать храм, он может придти в обыденный день и поделиться со священником своим душевным состоянием. И священник, видя внутреннее состояние человека, даст ему рекомендацию, совет, как приблизиться к пониманию норм духовной жизни. - На Ваш взгляд, как развивать дальнейший диалог Церкви и общества? Какие современные формы контакта священнослужителей с обществом Вы видите? - В качестве примера можно назвать дальнейшее сотрудничество в области образования и просвещения. Не один год проходит фестиваль «За нравственный подвиг учителя». В этом году в Тюмени 21 октября в рамках фестиваля «За нравственный подвиг учителя» будет проводиться конкурс среди педагогов светских школ. В предстоящем фестивале примут участие Тюменская область, Северные Округа, Тобольская, Курганская, Челябинская и Екатеринбургская области. Это явное свидетельство сотрудничества церкви и государства. - Владыка, в качестве итога сделайте оценку пройденного пути и основных достижений 20-летнего периода. Назовите основные задачи и направления на последующий временной отрезок на пути духовно-нравственного возрождения общества и процветания Западно-Сибирского региона. - Конечно, трудно обозреть 20-летний путь развития нашей Церкви. 20 лет назад мы не могли даже представить, какие будут подвижки, результаты. Даже само празднование 1000-летия Крещения Руси не воспринималось светским государством. Была перестройка, гласность, но нам говорили: «Это ваш церковный праздник. Отмечайте его, как хотите. Церковь отделена от государства». Но усилиями Священного Синода Празднование 1000-летия Крещения Руси стало поворотным событием и привело к возрождению Православия. Можно сказать, привело ко второму Крещению Руси. Здесь явно открылась милость Божия. Это и есть чудо. Сейчас стремительно возрождается духовная жизнь. Сегодня, говоря о проблемах общества, важно на первый план ставить не экономику, а духовность и нравственность, которая может быть возрождена только через Церковь, через приобщение к своим духовным традициям. И тогда все проблемы века сего, такие, как наркомания, алкоголизм, ожесточение, безнравственность, распад семьи, кризис демографии, будут решаться мирным путём через мир в душе человека, через мир с Богом, через мир между людьми. Храни Вас, Господи! | |||||||||||||||