«Возрождение есть дело милости
Господней и напряженного духовнонравственного труда всего народа
Божия»
В этом году мы отмечаем 1020-
летие Крещения Руси. Думаю, стоит подумать о том, как изменились
Церковь и страна за эти 20 лет, как
изменились сами верующие. Ведь
мы живём уже в другой стране, не в
той, в которой отмечали 1000-летие
Крещения Руси.
Отмечая очередной юбилей Крещения Руси, мы всегда вспоминаем
Киевскую купель, ведь Русь крестилась в водах Днепра. Торжества по
случаю данного события проходили
и на Украине, и в России, и в Белоруссии, во всех государствах, которые считают себя православными и
где живут православные эмигранты
из России.
В год 1020-летия Крещения Руси
Святейший Патриарх не только анализирует истекший период, но ясно
и чётко расставляет акценты настоящего. Вот некоторые важные аспекты,
по которым Святейший Патриарх Алексий II даёт свою оценку.
Церковь и государственная власть
Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный
период истории Церкви Русской, которая
тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать
временем расцвета всех сторон церковной
жизни. Предшествовавшие и сопутствующие этому периоду акты изъятия церковного имущества вели епископов и пастырей
к унизительной зависимости от светской
власти. Конечно, императоры и императрицы не посягали на чистоту вероучения, не
вмешивались в догматические вопросы. Но
тесные объятия государственной власти
мешали нашей свободе. Не хотел бы такого будущего для Русского Православия.
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь
рабами человеков» (1 Кор. 7:23) — говорит
Священное Писание. В этом смысле Церковь должна быть отделена от государства.
Однако построение общества и государства без Бога обречено на неудачу. Об этом
свидетельствует история ХХ столетия. Советский Союз был сильным государством,
но, будучи создан на основе идеи самодостаточности человека, «всемогущей» силы
его разума и воли, отрицания Бога, он пал,
как падет и любая другая конструкция, напоминающая Вавилонскую башню.
Церковь и политика
Церковь — вне политики в том смысле,
что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в
партийной борьбе. Однако это не значит,
что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Господь послал нас в мир (Ин. 17:18), чтобы
мы были светом миру (Мф. 5:14), являли
добрый пример деятельной веры, твердой
надежды и нелицемерной любви.
Увы, политика ныне скомпрометирована
политиканством. Среди молодежи, да и не
только, бытует представление о политической деятельности как о чем-то грязном,
постыдном. Такой стереотип опасен: опасен тем, что преграждает вход в политику
для тех, кто действительно желает народу
блага, и способствует притоку разного рода
проходимцев.
Церковь открыта для людей с любыми
политическими взглядами, кроме оправдывающих грех. Мы не делим прихожан и
социальных партнеров по политическому
признаку. В отличие от священнослужителей, миряне могут состоять в партиях и заниматься другой политической деятельностью. Конечно, если такая работа не мешает
быть христианином, не смущает христианской совести.
Пути развития России:
Россия – православная страна
или светское государство?
Мне уже не раз приходилось отмечать тот
очевидный факт, что светскость государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе.
Другое дело, какой смысл вкладывать в
понятие светскости. Мировая практика показывает, что светское государство может
признавать определяющий вклад той или
иной религии в формирование духовного и
культурного своеобразия народа.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что
нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений
от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку
действиям властей. Светскость государства
предполагает лишь известное разделение
сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг
друга. Исходя из подобного понимания разделения компетенций, мы активно сотрудничаем с государствами в самых разных областях общественной жизни.
Церковь и общество
Жизнь Русской Православной Церкви
нельзя отделить от судьбы народа. Почему Церковь стяжала высокий авторитет в
обществе? Не потому ли, что ученики Христовы стремились и стремятся туда, где
много горя, безысходности и человеческих
страданий, — в тюрьмы, больницы, детские
приюты и дома престарелых, помогая людям перенести лишения и подчас заново
обрести смысл жизни?
Тем не менее, мы вносим посильный
вклад в борьбу с одной из главных проблем
постсоветских стран — бедностью. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным
Архиерейским Собором в 2000 году, общество призывается «к справедливому распределению продуктов труда, при котором
богатый поддерживает бедного, здоровый
— больного, трудоспособный — престарелого». В наше непростое время, когда зри-
мым свидетельством духовного оскудения
являются брошенные дети – 700 000 сирот,
нищие старики. Ведь это позор для нации
– то, что старики, отдавшие молодость и
здоровье Родине, доживают свой век, роясь
в помойках! На Церковь обращены с надеждой взоры многих и многих.
...В современном обществе, где слово подчас имеет материальный эквивалент, голос
Церкви не всегда бывает услышан. В замкнутой круговерти рыночных механизмов победителями оказываются человеческие страсти: алчность, прелюбодеяние, жестокость,
тщеславие. Некоторые взрослые люди ведут
себя подобно детям, которым неожиданно разрешили «все и сразу». Но, слава Богу,
опьянение свободой начинает проходить, обнажая запущенные проблемы, решать которые необходимо сообща всем вместе.
О богатстве
Слова Господа «как трудно имеющим
богатство войти в Царствие Божие! Ибо
удобнее верблюду пройти сквозь игольные
уши, нежели богатому войти в Царствие
Божие» (Лк. 18. 26) осуждают не богатство как таковое, но стяжание богатства
ради богатства. Такой путь ведёт личность
в тупик. Богатство – это не благословение и
не наказание. Это прежде всего испытание
и ответственность. Нам нужно научиться
видеть в материальных благах не только
средство извлечения выгоды, но и возможность послужить добру, справедливости.
Непривязанность к деньгам и вещам делает
человека внутренне свободным. При этом
рыночные отношения, предполагающие
конкуренцию, не должны распространяться на всю жизнь общества.
Взгляд Церкви на демографические
проблемы и трудовые ресурсы
Вопрос ставится уже даже не о нравственном облике народа, а о его выживании! Наш
народ тает со скоростью миллион человек в
год. Да, статистика свидетельствует о небольшом росте рождаемости. Но давайте
вспомним, сколько детей не увидели Божий
свет только потому, что им не дали этого
сделать родители? Сколько человеческих
жизней по-прежнему приносится на кровавый, иначе и не скажешь, алтарь комфорта
и эгоизма? Сколько молодых, полных сил
людей гибнет в алкогольном и наркотическом дурмане, к которым в последние годы
прибавилась еще одна язва - игровая зависимость? Сколько судеб исковеркано буйно
расцветшим насилием и преступностью?
...Важно уделять внимание решению
проблемы демографического кризиса коренного населения страны, а не уповать
лишь на ввоз дешевой рабочей силы из-за
рубежа, который может усугубить сложившуюся ситуацию, привести к необратимым
и непредсказуемым изменениям этнокультурной картины, сложившейся в стране.
Соблазн «конструирования» общества по
лекалам, родившимся в кабинетной тиши
западных университетов и исследовательских центров, должен быть отвергнут. Наконец, нужно вернуть смысл жизни молодежи, особенно в малых и средних городах.
Чтобы молодые люди не шли в «скинхеды»,
они должны иметь возможность творчески работать и достойно зарабатывать, занимать должное место в экономической
и государственной жизни, в определении
судьбы своего предприятия, района, города, всей России.
Национальная нетерпимость
Православная церковь рассматривает национальную нетерпимость и вражду как
проявления греха ненависти. В то же время
полагал бы, что лишь ужесточение наказаний за подобного рода преступления не способно решить проблему по существу. Преодоление ксенофобских настроений станет
реальным, если мы будем бороться не только
с симптомами этой болезни, но и с ее причинами. Необходимо с самого раннего возраста знакомить подрастающее поколение с
традициями, обычаями и религиями народов России, прежде всего своего народа. Решить эту задачу во многом призваны школа
и средства массовой информации. Убежден,
что человек духовно просвещенный никогда
не станет агрессивным националистом. Ведь
экстремизм, как правило, есть попытка болезненного самоутверждения человека, неуверенного в своих силах и нетвердого в своем
мировоззрении.
Религиозное образование в школах
Мы благодарны Совету Европы за открытие дискуссии о роли, которую играют
традиционные монотеистические религии
в жизни современной Европы.
Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу
для прочного мира в XXI веке, сузит пространство для проповеди псевдорелигиозных учений, в том числе экстремистских.
Образовательный потенциал традиционных религий поистине уникален. Именно поэтому мы считаем, что изучение курса
основ православной культуры в общеобразовательной школе, которое дало бы
подрастающему поколению возможность
узнать о своих религиозных корнях и о духовных ценностях своего народа, необходимо в нашем государстве, где православные
составляют абсолютное большинство населения. Подобную возможность получения
достоверных знаний о своей религии в общеобразовательных школах нужно обеспечить и для других традиционных религиозных общин страны. Убежден, что подобный
подход разрешит возникшие противоречия, поскольку, в конечном счете, основы
межрелигиозного диалога и веротерпимости должны закладываться уже в школе.
Обрядность или истинная вера?
Пути Господни неисповедимы. Всякий верующий человек может сказать, что обращение ко Христу и Церкви - это чудо, благодатное
действие Божие, тайное или явное. Внешние
обстоятельства обращения могут быть различными - кто-то воспламеняется огнем веры
сразу, кто-то долго и мучительно приходит к
ней. Однако суть воссоединения человека с Богом остается неизменной: это личная встреча
с Ним в глубине сердца. По этой причине непросто оценить степень религиозности нашего
общества. Различные опросы и социологические исследования могут лишь немного приоткрыть завесу тайны человеческой веры, лишь
в малой степени отразить весь драматизм и
глубину совершающегося в человеческих душах духовного выбора. Однако тот факт, что
наши храмы все более и более наполняются
людьми, красноречиво свидетельствует о совершающемся воцерковлении народа. Уходит
в прошлое культивировавшийся советской
пропагандой образ Церкви как унылого собрания неудачников, престарелых и юродивых.
К деятельной церковной жизни обращаются
молодые, активные люди самого разного социального происхождения. Несмотря на материальные и иные сложности, в православных
семьях обычно бывает много детей, в то время
как люди неверующие или невоцерковленные
зачастую ограничиваются одним ребенком
либо вообще отказываются от радости материнства и отцовства.
Духовная жизнь
Духовная жизнь подразумевает ежедневный труд над собой, ежедневное возделывание
земли своего сердца. Жизненный путь христианина никогда не бывает легким плыть по
течению, опускаться в греховную бездну, повиноваться страстям и похотям гораздо проще.
Но этот путь губителен. Грех, каким бы привлекательным он ни казался, неизбежно ведет
к разрушению человеческой жизни, к распаду
личности, к смерти прежде смерти. Стойкость
в искушениях - это, в конце концов, залог сохранения жизни, душевного и телесного здоровья человека. Однако, нужно помнить, что
противостоять греху одними лишь человеческими силами невозможно. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5), - говорит Господь.
Поэтому призывание всесильной помощи
Божией в искушениях, стремление не только
устами, но и добрыми делами прославлять Господа, исполнять Его волю - вот это и есть самый лучший способ преодоления искушений.
Современные тенденции в Церкви.
Церковь и консерватизм
Сегодня молодёжь подвергается многим
влияниям, в том числе чуждым нашей вере
и культуре. И в этих условиях многие ждут
от Церкви действенного миссионерства.
Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь. Поиск, как всегда, сопряжён с ошибками и трудностями. Однако
это не должно смущать нас. Апостол Павел
в Послании к евреям говорит: «Для всех я
сделался всем, чтобы спасти по крайней
мере некоторых (1 Кор. 9. 22). Но нужно избегать крайностей.
Церковь следует вечной и неизменной истине, которую нам дал вечный и неизменный
Бог. Но в то же время Церковь открыта для
творчества, ведь в ней совершается преображение ветхого человека. В церковной истории были случаи как чрезмерного консерватизма, так и безудержного обновления. И то
и другое несло расколы и разделения. Нужно
идти «царским, срединным путем, чтобы, с
одной стороны, не привести к маргинализации Церкви в современном мире, а с другой
- не поработить ее преходящему и изменчивому духу «века сего».
О магии и колдовстве
Такого рода увлечения стали побочным
продуктом интереса к духовной жизни в
нашем народе. Слишком сильным оказался
соблазн получения духовных дарований «с
черного хода», магическим путем. Во многом эта ситуация порождена банальным
невежеством, неосведомленностью людей
в вопросах духовной жизни. Кроме того,
эта проблема имеет весомую коммерческую составляющую: псевдорелигиозные
и оккультные практики сейчас откровенно навязываются населению через активную и назойливую рекламу. Разного рода
гороскопы, советы магов и колдунов, сомнительные «восточные мудрости» прочно
обосновались даже на страницах серьезных
газет и журналов. Между тем доля людей,
искренне верящих в оккультизм, не столь
велика, как принято считать. Уровень религиозной грамотности россиян растет, и
все меньше наших соотечественников верит в басни о «стопроцентных приворотах»,
«венце безбрачия» или населенной таинственными махатмами Шамбале. И поэтому с оккультизмом и колдовством нужно
бороться прежде всего путем религиозного
просвещения. Тогда эта «теневая духовность» будет просто вытеснена в область
маргинальных явлений жизни.
Благотворительность
Сегодня Русская Православная Церковь
принимает посильное участие в благотворительной деятельности. Отрадно, что такая деятельность ведется не по указанию
«сверху», не в порядке административного давления, а по велению сострадающего
сердца, подчас стихийно, на вдохновении и
энтузиазме людей. При монастырях и храмах открываются детские приюты, богадельни для престарелых и тяжелобольных,
благотворительные столовые. Священнослужители посещают места заключения,
больницы, социальные учреждения. Наши
миряне помогают на улицах бездомным
и нищим. Мы стремимся оказать помощь
всем, кто в ней нуждается, но такая возможность представляется не всегда: не
хватает людей, средств... Поэтому нам всем
ныне необходимо объединить усилия ради
помощи страждущим ближним.
Наука и современные технологии
Попытки абсолютизировать науку, человеческий разум, отделить или даже противопоставить человека Создателю — явление не
новое. Достаточно вспомнить пример строительства вавилонской башни. И сказали они:
построим себе город и башню, высотою до
небес, и сделаем себе имя (Быт. 11. 4). Горделивая попытка привела к тому, что люди
перестали понимать друг друга и рассеялись
по земле. Печально, если мы начинаем забывать, что всякое даяние доброе и всякий
дар совершенный нисходит свыше, от Отца
светов, у Которого нет изменения и ни тени
перемены (Иак. 1. 17). Если же говорить о современных технологиях, то их использование может послужить благу человечества, но
может обернуться и бедой, как обернулось
бедой древнее столпотворение. Нравственная составляющая труда ученого, изобретателя, исследователя никогда не должна оказываться в пренебрежении. Поэтому в науке
особенно востребованы мудрая рассудительность, чистая совесть и любящее сердце.
О девиантных формах поведения
Церковь призвана относиться с любовью и
состраданием к каждому человеку, в том числе
к грешнику, которого мы любим, ненавидя его
грех. При этом мы, православные христиане, не
можем отходить от того нравственного учения,
которое содержится в Библии и в апостольской
традиции Церкви. Согласно этому учению,
грехом является не только гомосексуализм, но
и супружеская неверность, безответственные
половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я
знаю из своего пастырского опыта, заставляют
страдать человеческую совесть. Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом
вопрос: подумайте, что нужно поддерживать
на уровне права и политики, а что нет. Когда в
Москве настойчиво хотели провести парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда
и реклама греха. Это болезнь, это изменение
человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то
клептоманию никто не афиширует. Проведение гей-парада - реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые далеки от этого.
Отношение к смертной казни
Наша Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь то
жизнь ребенка во чреве матери или жизнь
осужденного за преступление.
Перспективы развития
Вряд ли кто-либо рискнет указать точные «времена и сроки» (Деян. 1, 7), в которые Русская Церковь сумеет окончательно
преодолеть последствия атеистических
гонений и официально насаждавшегося в
течение десятилетий богоборческого мировоззрения. Я убежден лишь в том, что такое
возрождение есть дело милости Господней
и напряженного духовно-нравственного
труда всего народа Божия на протяжении
не одного поколения. К тому же сегодня мы
вынуждены решать не только проблемы,
оставленные нам в наследство XX веком.
Новое столетие приносит новые вызовы.
Среди них бросающееся в глаза резкое
социально-имущественное расслоение народа, утрата личностью положительного
морального идеала, искусственное искажение иерархии жизненно важных ценностей, небывалых масштабов системный
духовно-нравственный кризис человека,
семьи и общества, обусловленный целым
рядом причин, среди которых последствия
антирелигиозной пропаганды советского
времени только один из многих факторов.
Не последнее место в ряду вызовов, с которыми столкнулась наша Церковь в посткоммунистическую эпоху, занимает и проблема секуляризма, столь хорошо знакомая
западным христианам. Эта тенденция чревата угрозой фактического закрепления за
православной верой и за религиозной жизнью вообще статуса сугубо частного дела
личности, что не только вступает в противоречие с национальной духовной и культурноисторической традицией, но и обрекает целые
области человеческой деятельности и межчеловеческих отношений на существование
вне нравственного религиозного начала. В
политике, экономике, массовой культуре уже
сегодня утверждаются собственные правила
и нормы, противоположные христианским
заповедям и попирающие их. Православные
христиане убеждены, что это несет реальную
угрозу национальной идентичности русского
народа, чей духовно-психологический облик
был сформирован под влиянием христианства, и, следовательно, самому историческому существованию России. Открытость
каждого народа многоразличному Божиему
миру и готовность к диалогу с ним принесут
достойные плоды только в том случае, если
этот народ сумеет сохранить присущий ему
культурно-исторический и духовный облик,
обогащающий общую картину мира.
По материалам сайтов:
«Украина православная»;
www.izvestia.ru; www.pravmir.ru;
www.sclj.ru; www.rg.ru; patriarchia.ru.