ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Разговор с монахиней, или с любовью к людям

В одно из путешествий по православным местам родного Отечества выдался случай неспешно побеседовать с монахиней одной из женских обителей и узнать взгляд на некоторые вещи у человека «не от мира сего». Наш разговор мог бы остаться личной беседой, но вдруг пришли на память слова кого-то из святых, живших в XX веке, «Случайность – это Господь Бог. Когда я перестаю молиться, случайности из моей жизни исчезают». Значит, всё не случайно! И наш разговор тоже не случайно! А так как он проходил под грифом «совершенно не секретно» и слова шли от любящего сердца, приводим его полностью.


- Матушка (в дальнейшем М.), скажите, как сегодня выглядит мир глазами монахини?

- С тех пор, как кто-то назвал его безумным, мало, что изменилось. Сейчас можно только добавить: «Этот безумный, безумный, безумный мир…».

- М., здесь нужна расшифровка, ведь мы все его составляющие.

- Да, проблема в том, что у людей нет чёткого понятия добра и зла, хорошего и плохого. Границы их стали размытыми и относительными. Как в том старом анекдоте: один заключённый никак не мог понять теорию относительности. Тогда другой заключённый ему объяснил: «Встань! Вот, тебе кажется, что ты стоишь. А на самом деле ты сидишь».

- М., скажите, а смещение понятий добра и зла, хорошего и плохого как-то влияет на облик человека?

- Конечно, прежде всего, на молодёжь, как наиболее пластичную часть общества. Молодёжь не рассуждает: хорошо это или плохо! Она сразу же «примеряет» на себя. В условиях Сибири у нас «прописалась» мода ходить с голой поясницей и животом! Как было догадаться, что это мода для жаркого климата?! Там нужна одежда, чтобы не вспотеть, а у нас должна быть одежда, чтобы не замерзнуть. Простите, ни один разумный человек не решится на модное «дефиле», в конце которого приговор врача «пиелонефрит, сальпингоофорит… и бесплодие». Здоровье – это дар Божий, поэтому к здоровью нужно относиться разумно и бережно.

- М., вам удаётся контактировать с молодёжью?

- Не так много и часто. В основном наше общение составляет «православный туризм». Вот совсем недавно были с православной экскурсией старшие школьники.

- Ну и как?

- По началу – мрак! Смотрели на меня как на доисторическое существо и воспринимали как неопознанный объект. Глаза холодные, взгляд насмешливый.

- Ну, а вы?

- А у меня сердце болью и кровью обливается, глядя на них! Думаю, Господи, какие же они бедные эти детки и несчастные! Как же холодно им! Сквозит от их душ уныние, пустота, скорбь. А на лицах - маска равнодушия.

- Что же им не помочь?

- Ну что вы?! Это же дети! У меня от жалости к ним так сердце к Господу возопило, и такое вдохновение снизошло. Я экскурсию по нашему монастырю на одном дыхании про- вела, и по благодати Божией материнской ла- скою их сердечный лёд растопила. Смотрю, глазки у них потеплели, лица в улыбках рас- плылись, словом, дети снова стали детьми.

- Всегда бывает такой хороший конец?

- Увы!.. С моей сестрой не всё благополучно, она пьёт… а дети страдают. Моя племянница… приезжаю, а контакта нет. Телевизор и телефон – лучшие друзья! Слова верующей тётушки – пустой звук. Целый вечер девочку увещевала, пыталась до сердца достучаться и безуспешно. А ребёнка-то жаль, вижу - не по тому пути пошла. Вспомнила я слова святого апостола Павла: «Я всё могу во укрепляющем меня Господе» и пошла крестным ходом вокруг дома. В руках крест, на груди – икона. Иду и пою «Богородице Дево, Радуйся…». Верите? Через какое-то время подходит ко мне моя племянница и говорит: «Тётя, пойдём на исповедь…». И ведь знаете, с ней на исповеди обморок случился. А священник наш потом говорит: «Вовремя вы девочку ко мне привели, много с ней плохого уже произошло…». Что и говорить… она мне сама призналась, что в 12 лет потеряла честь. Потом она у нас в монастыре немного пожила, в себя пришла. - Да, в монастырях своя практика спасения. Не на словах, а на деле. Ради спасения души человеческой, крестным ходом пошла со слезами и молитвою…

- А вы как думали? На войне, как на войне. Мы же воины духовные, и, как говорят классики, «поле битвы сердца людей…».

- Значит, это не просто слова про битву за сердца людей?

- Нет! Это не слова – это истина. Я вам уже говорила об отсутствии распознавания добра и зла, хорошего и плохого. Молодёжь «съедает» всё подряд. Она не рассуждает. Она впитывает в себя весь негатив с экранов телевизоров. А там широкомасштабная алкогольная кампания, пропаганда половой распущенности, насаждение агрессии и психологии «деньги правят миром». Такое впечатление, что человеческую душу используют, как слив для нечистот и контейнер для мусора. Однако наша «продвинутая», а именно замороченная молодёжь не может предъявить свои права на сохранение эндоэкологии, то есть своего психологического благополучия. Им не приходит в голову предъявлять иски за депрессивные состояния, нравственное растление, алкогольную зависимость. Блуд, денежный расчёт и пьянство – навязанная система внутренних ценностей. Вся разница только в подаче и внешней упаковке: либо элитно предаёмся греху, либо просто и незатейливо.

- Получается, мы проигрываем?

- Проигрываем и будем проигрывать до тех пор, пока нам «удобно» или «выгодно» молчать. Пока сохраняется принцип: «встретились - поговорили, повернулись - и забыли». Пока для нас нравственность важна только на словах, а не на деле.

- М., вы вдумчивый, наблюдательный человек, что скажете про любовь? В мире есть любовь? Как сейчас молодёжь любит?

- В мире – дефицит любви.

- Простите, М., но в ЗАГСе очереди на регистрацию брака.

- В моих словах нет противоречия, мир заполнила страсть. Молодёжь любовь подменяет страстью. А любая страсть – это грех. В страсти нет божественного присутствия, нет Духа Святого, и потому нет духовного развития, нет сущности, нет основы, нет динамики, нет будущего. Любовь – это Божий дар. Любовь нужно просить у Господа, потому что Бог – это любовь. В человеке любовь – только от Господа, а от человека – только страсть и вместе с ней ад душевных мук, переживаний, трагедий. А вообще, читайте классику! Фёдор Тютчев примерно сто пятьдесят лет назад страсть описал: «О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!».

- А в монастыре любовь - запретное чувство?

- Монастырь – это не запретная зона. Монастырь – это лечебница. Духовная лечебница. Мы приходим в монастырь изувеченные страстями, грехами, приходим израненные, истощенные, изможденные и там исцеляемся, обретаем душевное здоровье, мир, радость и силы молиться за больной мир. Труд целителя - основная миссия монашества и Церкви, равно как и задача пастырей. Все мы больные через грех. Больны внутренней раздробленностью, отсутствием самоощущения, внутренней окаменелостью, жестокостью, равнодушием. Больны ленью, агрессией, ревностью, злобой, страхом, отсутствием внутренней свободы. Больны психической зависимостью от никотина, алкоголя, наркотиков, адреналина, унынием, отчаяньем, суицидальными мыслями и тысячами других болезней. Святые отцы тех, кто не чувствует этой истины, называли безумцами и говорили, что безумны те христиане, которые не приходят в Церковь, чтобы исцелиться, или вообще считают себя здоровыми.

- М., расскажите, как для вас начиналась жизнь в монастыре?

- Мудрость Господа не всегда понятна и очевидна нашему разуму. Я часто жалела себя и думала: «Господи, почему ты допустил, чтобы это со мной случилось? Ведь мне тогда было так тяжко и плохо!». В голове сомнения, недоумения. А проходит время, и узнаёшь, что могло с тобой случиться и не случилось! Господь так много и часто покрывает, спасает, уберегает, только мы этого не осознаём. Как в притче про двух ангелов.

- М., каков смысл этой притчи?

- Два ангела-путника остановились на ночлег в богатой семье, где их нехотя приютили на ночь в холодном подвале. Когда они готовились лечь спать, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. На вопрос младшего ангела «Почему?» старший ангел сказал: «Вещи не такие, какими кажутся». На следующий день ангелов гостеприимно встретили в доме бедняка. Хозяева разделили с ними скромную трапезу и предложили ангелам для ночного отдыха свою постель. Утром ангелы нашли хозяина и его жену в слезах. У них в эту ночь умерла единственная корова, чьё молоко было источником заработка и пропитания для семьи.

Младший ангел спросил старшего: «Почему? Богач имел всё, и ты помог ему. Бедняк едва сводил концы с концами, готов был и последним поделиться с нами, а ты позволил, чтобы у него умерла единственная корова. Старший ангел ответил: «Когда мы были в подвале богача, в стене был клад с золотом. Хозяин был груб и не желал делать доброе, поэтому я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующий день мы ночевали в постели хозяина-бедняка, пришёл ангел-смерти за его женой. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся».

- Можно пример?

- На самом деле всё очень просто. Вот недавно вышла покормить голубей на территории монастыря. Кругом тишина, ощущение Божьего мира и внутреннее спокойствие, которое, видимо, передалось и птицам. Потому что голуби вскоре без всякой опаски стали брать крошки хлеба у меня с ладони. Тишина, мир на душе и доверчивые голуби… И вдруг таким благодатным теплом душу охватило и радость всё внутри заполнила. Сначала радость, а потом любовь ко всему миру, ко всем людям, живая, всеобъемлющая, до слёз. Никогда прежде такого чувства не испытывала и не ждала. А Господь уловил момент и дал почувствовать, какая она бывает любовь… Словами не передашь!

- В монастыре так остро переживаются только положительные чувства?

- В монастыре душа человеческая оживает, поэтому всё переживается очень глубоко, остро, а главное назидательно и к человеческой пользе. Через скорби и терпение человек великую добродетель приобретает - смирение. Чтобы понятнее было, я другой пример приведу. Случилось мне тяжко оступиться, согрешить. Мир вокруг меня сразу же изменился. Стало пусто, тесно, темно и страшно одиноко. Вижу одну только черноту, ни одного светлого пятнышка. Кругом меня люди, а я одна. Мука душевная, прямо до смерти. Чувствую, жизнь во мне заканчивается, умираю - и всё тут. Отчётливо осознаю, что эта ночь для меня последняя, и утро уже не наступит. Тяжко, страшно… Что делать? Перед кончиной своей решила оставить посмертную исповедь, чтобы облегчить тяжесть греха. Написала исповедь, легла в постель и… больше ничего не помню… А утром… я испытала невероятное изумление: «Как я жива?! Для меня наступил новый день?!». Словно второе рождение у Господа обрела. Всё благодарила Его за милость, милосердие неизречённое. Только потом так боялась обидеть кого-нибудь, боль причинить… И до сих пор боюсь.

- М., вы уже несколько лет в монастыре, за это время вы исцелились?

- Человек – существо страстное, а исцеление – это путь с Господом длиною в жизнь. Но моменты просветления уже бывают.

- М., расскажите что-нибудь о чудесах в вашем монастыре.

- Чудо – это присутствие Божье в нашей жизни. Это, когда святые слышат наши молитвы. Это, когда молитва перед образом Божьей Матери поднимает безнадежно больных людей, прикованных к смертному одру. Когда у возрастной бесплодной пары рождаются дети…

- М., вы записываете все эти чудесные случаи помощи людям?

- Нет, как-то не думали об этом. Наверно потому, что они записаны в наших сердцах и в сердцах людей, получивших божественную помощь. А ещё потому, что мы и наши прихожане сердцем знаем, что эти образы чудотворные. Только просить надо не устами, а всем сердцем. Молитва без сердечного участия, без веры в Господа, молитвенную помощь Пречистой Богородицы и Святых Угодников Божьих не будет услышана.

- А Святые Угодники нас слышат?

- Слышат! Ещё как слышат, и помогают! Вот о себе скажу. В нашей зелёной аптеке закончилась душица. Надо было восполнять запас. За травой нам благословения не было в лес идти. Нужно было в летнюю пору грибы собирать. А я всё о душице для сестёр беспокоюсь, и прошу батюшку Николая Чудотворца мне душицы послать. Молюсь про себя искренне, горячо. А ещё прошу Святого Угодника подсказать мне, как его лучше поздравить с Днём рождения.

Пока в машине ехали до грибного места сёстры историю вспоминали: одна бабушка так сильно блинов захотела, что давай просить блинов у Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Просила его горячо, истово. Так, что он отозвался ей и говорит: «Ну, что же ты, раба Божья, у меня блинов просишь, ведь я же великий постник был. Проси блинов у Угодника Божия Николая Чудотворца. Он вас, род человеческий, всё ублажает, может и тебя блинчиками ублажит».

Конец нашей грибной истории таков, что грибов мы в этот день не набрали, зато душицы было в том месте видимо-невидимо. А в последний момент, направляясь к машине, увидела я островок метр на метр, густо усаженный необыкновенно ароматной душицей. Сердце моё прямо на колени перед батюшкой Николаем Чудотворцем упало, в благодарности и умилении растаяло. Уже в машине сестрам я говорю: «Кому блинчики… а кому – душица!».

- М., скажите, как попадают в монастырь случайно или по промыслу Божьему?

- Думаю, по произволенью Божьему. Ведь в монастыре, в большинстве своём, оказываются те, для кого монашество – призвание. Однако нельзя уповать только на волю Божью. Батюшка наш говорит: «нет призвания, без личного произволения и глубокого усердия». Господь даёт всё – веру, любовь, терпение, смирение – все Дары Божьи, если видит духовные труды самого человека, его устремлённость к Господу.

- М., скажите, любовь к Господу в чём проявляется?

- Могу ответить только по своему опыту. Это всеобъемлющее желание – уподобиться Господу, выполнять все заповеди Его. Это стремление, желание и решение: «Я хочу быть только с Господом!».

Интервью подготовила Чернецова Л.Ф.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.