ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Христос — Победитель ада


Основное содержание празднования Воскресения Христова как перехода от смерти к жизни заключено в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина, исполняемом на пасхальной утрене:

«День воскресения, просветимся люди! Пасха, Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли к небу Христос Бог привёл нас, воспевающих победную [песнь].

Небеса да веселятся достойно, земля пусть радуется, а весь видимый и невидимый мир пусть празднует, ибо воскрес Христос – веселие вечное.

Ныне все наполнилось светом – небо, земля и преисподняя; пусть вся тварь празднует воскресение Христово, в котором она утверждена.

Увидев твое безмерное милосердие, о, Христос, удерживаемые узами ада радостно побежали к свету, восхваляя вечную Пасху.

Спаситель мой, живая и незакалаемая жертва, Ты, как Бог, Сам Себя добровольно приведя к Отцу, воскресил вместе с Собою родоначальника всех Адама, воскреснув от гроба.

Хотя Ты, Бессмертный, и сошел в могилу, но разрушил силу ада и воскрес как победитель, Христос Бог…

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной жизни. Христос воскрес, поправ смерть и воскресив мертвых: люди, веселитесь!

Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, берущий на Себя грех мира.

Сегодня все творение веселится и радуется, ибо Христос воскрес – и ад пленен.

Сегодня Владыка творения пленил ад, воскресив узников, которых он от века держал в жестоком заключении».

Воскресение Христово, таким образом, переживается как событие космического масштаба, имеющее отношение не только ко всем людям, но и к тварному бытию. По учению апостола Павла, воспринятому восточно-христианской традицией, тварь «покорилась суете не добровольно», но в результате грехопадения человека: вместе с человеком она «стенает и мучится доныне», но ожидает освобождения «от рабства тлению в свободу детей Божиих». Толкуя эти слова, святой Иоанн Златоуст говорит: «Что значит «тварь покорилась суете»? Что она стала тленной. Ради кого и из-за чего? Изза тебя, человека. Ибо поскольку ты получил тело тленное и страстное, земля подпала проклятию… Но она… освободится от рабства тлению, то есть уже не будет тленной, но последует благообразию твоего тела». Иными словами, тварь станет нетленной тогда, когда нетленным станет человек. А надежда человека на нетление зиждется на Христе, Который умер и был погребен, но не подвергся тлению, открыв путь к нетлению всему человеческому роду, а, следовательно, и всей твари. Таким образом, искупление человека, совершенное Христом, имеет прямое отношение к судьбе тварного мира.

Не только материальный мир («видимый»), но и мир духов («невидимый») призывается автором Пасхального канона к ликованию. С момента отпадения дьявола и демонов от Бога мир невидимый оказался разделённым на область присутствия Божия и область власти – диавола – пусть неполной, относительной, ограниченной, но все же вполне реальной власти над душами людей. В ветхозаветной традиции ад воспринимается как место отсутствия Бога: шеол – земля забвения, место тления, где обитают мертвые, о которых Бог не помнит, от которых Он скрывает Свое Лицо, где не возвещается милость его и истина его, где о Нем вообще не вспоминают: Христос наполнил его Своим присутствием – спасительным для уверовавших в Него и гибельным для всех, кто воспротивился Ему, прежде всего для диавола и демонов. Тема сошествия Христа во ад ярко и образно описывается от лица, как бы самого ада в 42 кондаке преподобного Романа Сладкопевца: Путь Твой во ад, о, Спаситель мой, никто не познал ясно, кроме [самого] ада, ибо он смог из того, что видел и что претерпел, познать Твою силу…

Итак, скажи мне, ад Вечный враг рода моего, как удержал ты в гробу Возлюбившего род мой. За кого ты принял Его?.. «От меня хочешь узнать, человек, как сошел ко мне Убийца мой? Я разрушен и не могу ответить тебе, ибо все ещё нахожусь в изумлении… [ибо] руками, которые я [прежде] связал, Он схватил меня за горло, И я извергнул всех, кого поглотил, вопиющих: «Воскрес Господь!» Что же я оплакиваю мертвецов, которых лишился? Я плачу о себе – [о том], как я осмеян… ибо сластолюбивым и всеядным называют меня бегущие от меня, уязвляя меня такими словами и говоря: «Что ты разеваешь свою огромную пасть?

Зачем ввергаешь в глотку кого попало как попало? Ненасытный, всеядный! Зачем доставил себе в пищу Того, Кто сотряс чрево твое? Ибо вот, опустошив тебя «Воскрес Господь». …Никто против меня не замыслил и не сделал того, что сделал Он. [Ведь] я над царями господствовал И пророков удерживал [у себя] и всех вопиющих: «Воскрес Господь». А сейчас я – господин – становлюсь узником, и – прежде царствовавший – становлюсь рабом… Я отовсюду наг, ибо он похитил у меня все, что я имел Он приказал, и тотчас все окружили Его, Как пчелы [окружают] соты, а меня он крепко связал, сказав им, чтобы насмехались надо мной и били меня по голове и сгибали мой хре- бет и сокрушали черствое сердце мое и вос- клицали: «Воскрес Господь». Была ночь, когда я претерпевал это. Под утро же я увидел другое: [я увидел], как огненные соборы поспешили навстречу ему, и объяли меня извне страхования, изнутри – борения. Я не дерзнул даже бросить взор ни туда, ни сюда, ибо все угрожали мне. Поэтому, скрыв лицо мое между колен, Я воскликнул со слезами: «Сокрушивший врата мои и затворы мои сломавший, уйди, чтобы я возопил: «Воскрес Господь». Он же, улыбнувшись этим [словам], сказал тем,

Кто за Ним: «Следуйте [за Мной]»; Тем же, кто перед Ним, он сказал: «Идите впереди меня, ибо ради этого вы сошли сюда». и тотчас безмолвие и страх охватили всю тварь. Ибо Господь твари выходил из гробов, а впереди Него – все пророки, повторявшие то, что они прорекли, и удостоверявшие всех, что это Тот Са- мый,

Который по собственной воле сошел на землю. И по собственной воле ныне от нее «Воскрес Господь»…

Отныне ад уже не место забвения и богооставленности, но место, где Бог также присутствует Своей любовью, как и в раю. Впрочем, любовь Божия, являющаяся источником радости и ликования для достигших Царства Небесного, для жителей преисподней становится источником непрестанного мучения. В VII веке это понимание ада (геенны) с особой силой выражено преподобным Исааком Сириным: «неуместна никому такая мысль, будто грешники в геенне лишаются любви Божией…Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников… души же горних сынов любовь опьяняет своими утешениями».

О судьбе тех, кто в аду встретился лицом к лицу с Христом, говорится в синаксарии, который положено читать после 6-й песни Пасхального канона. Автором синаксария является Никифор Каллист (XIV в.). Автор синаксария повторяет мысль, которая встречается у Святых Отцов (в частности, преп. Максима Исповедника и преп. Иоанна Дамаскина) и в литургических текстах: Христос сошел в ад, чтобы искупить всех людей («все человеческое естество»), но воскрешены Им были те, кто «пожелал поверить ему». Христос никого не принудил остаться в аду, но никого и не спас насильно: решающую роль в судьбе каждого, из находившихся в аду, играла его собственная свободная воля, его желание или нежелание последовать за Христом.

Сердцевиной пасхальной утрени является текст, который в православной традиции прочно связан с именем Иоанна Златоуста, - «Слово огласительное во святую Пасху». В этом произведении победа Христа над адом изображается с особой поэтической яркостью и богословской убедительностью:

«…Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.

Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший в ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это, Исаия возопил: «ад, - говорит, - огорчился, встретив Тебя долу»; огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен; огорчился, ибо был связан.

Принял тело – и коснулся Бога; принял землю – и встретил небо; принял, что видел – и попался в том, чего не видел».

«Смерть, где твое жало? Ад, где
твоя победа?» Воскрес Христос – и
ты низвержен! Воскрес Христос – и
пали демоны! Воскрес Христос – и ра-
дуются ангелы! Воскрес Христос – и
жизнь царствует! Воскрес Христос
– и ни одного мертвого во гробе!»

…Дело, начатое Христом на земле, было завершено в аду. В то время как на протяжении стольких веков никто не заставил смерть освободить ее узников, «Ангелов Владыка, сошед» в эту мрачную темницу, вынудил смерть освободить всех узников! И, «связав крепкого тирана», Он «похитил» его оружие! Сияющее Божество Солнца Правды «Осветило» мрачное логово ада, опустошило его и везде рассеял невечерний свет Его преславного Воскресения. Пренепорочное тело Господне, как яркий светоч, было положено в землю и неудержимое свечение и сильнейшее сияние разогнало мрак, царивший в аду, и озарило концы вселенной… Озаряя концы вселенной, поразительное блистание Божества умертвило смерть и ад… И теперь все: небо, земля, преисподняя – приняло свет безмятежной славы Пресвятой Троицы. Теплотой этого Божественного Света оживляется человек, мир, все творение, празднуя и веселясь с невыразимым ликованием. (Василиадис Н. Таинство смерти).

По материалам книги епископа Иллариона (Алфеева).
   «Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции»

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.