Соблюдение постов было прочной частью старинного русского быта, особенно в деревнях, где вся трудовая жизнь
крестьян строилась по церковному календарю: от праздника
к празднику, от поста к посту.
Мне кажется, что в нашем старинном понимании поста не все было благополучно. Не
помню где – чуть ли не в «Дневнике писателя» Достоевского, – я прочитала о грабителе,
которого судили за убийство
девочки, которая несла на базар лукошко яиц. Убил грабитель девочку из-за тех грошей,
которые он отобрал, а когда на следствии его спросили,
почему он не съел яйца, ответил: «Да я не мог, ведь день-то
был постный». Конечно, это страшная карикатура, но она
отражает суеверное отношение к посту. Пост имеет духовный смысл. Пост сам по себе
не цель, а только средство к достижению цели. Самое главное
в жизни христианина – понимание этой цели.
Вот что говорит нам о посте Евангелие: перед тем, как
выйти на проповедь, Иисус
Христос ушел в пустыню и
оставался там, постясь сорок
дней, и наконец «взалкал», т.е.,
почувствовав сильный голод,
сильно ослабел. И именно в
этот момент Иисус преодолел три искушения, которыми
старался соблазнить Его нечистый дух, дьявол. Он предлагал Ему сотворить чудо для
Себя, превратив камни в хлеб;
поклониться дьяволу и за это
получить власть над всеми
земными царствами; и, наконец, доказать чудом Свою божественность. Отвергнув все
три искушения, Иисус Христос
возвратился «в силе духа» из
пустыни (Лк. 4, 1-14).
Своим ученикам Иисус Христос, исцелив бесноватого,
которого они не
могли исцелить,
сказал: «Сей род
(т.е. нечистая
сила, владевшая
бесноватым) не
может выйти
иначе, как от молитвы и поста»
(Мк. 9, 29).
Для нас, православных мирян, поститься – значит на некоторое время, перед
великими праздниками, воздерживаться от некоторых видов
пищи и вести более собранный,
сосредоточенный образ жизни.
Поститься – значит освобождать
себя от еды и удовольствий, рабами которых мы
становимся. Мы хотим освободить себя от этого рабства,
чтобы обрести жизнь с Богом,
жизнь в Боге, и мы верим, что
жизнь в Боге даст нам большую радость, большее счастье.
Поститься – значит укреплять
силы в борьбе со слабостями,
подчинять вкусы и желания
воле, стать хорошим хозяином
собственного душевного хозяйства.
Пост заключается не только в
небольших лишениях. Важно
усилить молитву, чаще ходить в
храм, читать Евангелие. Есть и
некоторые домашние работы,
которые связаны с постом: убрать и вычистить комнаты или
дом перед праздниками, привести в порядок хозяйство. В
каждой семье найдутся какиенибудь добрые дела – кого-то
навестить, кому-нибудь написать, оказать какую-то помощь.
Часто эти дела откладываются из месяца в месяц. Постом
можно осуществлять эти благие намерения.
Церковный опыт предостерегает нас о некоторых опасностях поста. Первая – это
«хвастаться» постом, поститься «напоказ». Существует опасность суеверного отношения
к посту – не стоит придавать слишком большого значения мелочам: «Я съел, а это было не постное!» Никто никогда не
может сказать, что он соблюдает все предписания поста, никто не может себя считать великим постником.
Пост не означает уныния, пост – это труд, но труд радостный.
На утрени, на первой неделе Великого поста, мы слышим в храме молитву: «Постимся постом
приятным, угодным Господу.
Истинный пост есть отчуждение от зла, воздержание языка,
отказ от гнева, освобождение от дурных чувств, от излишней
болтливости, от лжи...»