| ||
На начало | |||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Воспитать читателяПожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим чадам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. Для самых маленьких чтение - это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, чувствовать запах ее волос и перенестись вместе в ней страну фей и эльфов, на крыше шалить с Малышом и Карлсоном, мужественно сражаться с ведьмами и драконами в заколдованных пещерах… Когда ребенок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».
Особое место в литературном репертуаре вашего ребенка должно занять поэтическое чтение. Хорошие стихи сродни музыке, и очень важно, чтобы ребенок привык слушать их с самого раннего детства (речь идет не о детских сказках в стихах или коротеньких потешках, а о настоящей, большой поэзии). Стихи приучают малыша к особому, вдумчивому, я бы сказала, непрагматическому отношению к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Поэтому, чем раньше вы начнете читать стихи малышу, тем лучше. Многие современные педагоги-пренатологи даже советуют начинать делать это еще до его рождения. Малыш с равным удовольствием будет слушать Лермонтова и Мандельштама, Пушкина и Ахматову, Лорку и Гете. А вот Маяковского или Давида Бурлюка читать маленьким детям не стоит, даже если вы - страстные поклонники модернисткой и постмодернисткой поэзии: резкий, часто негармоничный строй подобных стихов скорее всего не понравится малышу. Можно попробовать напевать хорошие стихи вместо колыбельных: любая информация, которую ребенок получит перед сном или в полусне, укореняется в глубинных слоях подсознания и остается там навсегда, оказывая решающее влияние на формирование личности. Конечно, кроха пока не в состоянии вникнуть суть читаемых вами стихов, и бесполезно пытаться объяснить ее не только трехмесячному, но даже трехлетнему. Однако не стоит из-за этого расстраиваться. Пока малыш воспринимает стихи, как хорошую музыку, а про что в них говорится, поймет, перечитав их во взрослом возрасте. Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.
Иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до нее. Случается, что та или иная книга не соответствует характеру малыша. Например, есть ранимые, впечатлительные дети, которые категорически не хотят читать никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазеры и искатели приключений, с замиранием сердца перечитывающие по десять раз «Таинственный остров» и «Робинзона Крузо», вряд ли заинтересуются назидательными и несколько скучноватыми рассказами из детской жизни вроде «Записок гимназистки» или «Детства Темы». Выбирайте для чтения хорошие, проверенные временем книги, написанные правильным литературным языком, талантливые и остроумные. В золотой фонд детской русскоязычной литературы прочно вошли не только оригинальные, но и переводные книги, и детство малыша просто немыслимо без Чиполлино, Алисы и Карлсона. Но при выборе переводной литературы стоит обращать внимание на качество перевода. Часто одна и та же книга параллельно существует в нескольких переводах. И подчас наиболее качественным, как ни странно, оказывается первый. Новые нередко делаются для того, чтобы восполнить вырезанные когда-то по цензурным соображениям места (книга, кстати, далеко не всегда выигрывает от их восстановления) или просто чтобы иметь возможность выпустить новое издание. Именно это, кстати, произошло с переводами «Малыша и Карлсона», «Пеппи Длинный чулок», «Мэри Поппинс». В первый раз эти книги переводились в начале семидесятых выдающимися переводчиками: Лилией Лунгиной и Борисом Заходером. Новые переводы появились в конце девяностых и были намного слабее. Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Иначе вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку, который будет считать, что сказки - это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой. Если ребенок задал вам серьезный «научный» вопрос, предложите ему вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его пользоваться алфавитным указателем, находить нужную статью в словаре или энциклопедии. Главное, даже если вы заранее знали ответ, не забудьте порадоваться и изумиться, найдя его вместе с малышом. Тогда он надолго, а может, и на всю жизнь сохранит воспоминание о том, как вместе с вами узнал, как устроен магнит или крылья птицы. Никогда не навязывайте малышу научно-популярные книги, даже если именно они нравились вам в детстве. Предложенные не вовремя, они вызовут у ребенка только скуку или даже протест. Но уж если дитя заинтересовалось энтомологией, крестовыми походами или астрономией, не пожалейте денег, купите ему нужные книги и атласы, даже если вы уверены, что это увлечение продлится недолго. Интересы детей действительно меняются очень быстро, но это не значит, что вы тратите деньги впустую: ведь малыш узнал то, что ему было необходимо, перешел на новую ступеньку развития. А хорошая книга займет достойное место в библиотечке малыша. Быть может, она еще дождется своего часа, и ребенок снова вспомнит о своем давнем увлечении.
Иллюстрации должны быть выполнены на хорошем художественном
уровне. Они совсем не обязательно должны быть реалистичными, но
чересчур смелые авангардистские эксперименты на страницах любимой сказки малыш вряд ли оценит
по достоинству. Они, безусловно, заслуживают особого внимания.
Обязательно познакомьте детей с творчеством великолепных художников-иллюстраторов: В. Конашевича,
В. Сутеева, М. Пивоварова, Б. Диодорова, В. Билибина, Ю. Васнецова.
Возможно, средства не позволяют вам покупать такие книги, (хотя
самая дорогая детская книга стоит намного дешевле куклы Барби или
игровой приставки, которую сегодня стараются купить своим чадам даже
семьи с весьма скромным доходом).
Дети входят в мир книги еще совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время. Ася Штейн | ||||||||||||||||||