ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Дети в храме

Посещение храма и участие в таинствах должно быть для ребенка светлым событием, но для некоторых детей это время превращается в скучную, непонятную, а порой и тягостную обязанность. Что делать, чтобы привить детям любовь к Церкви? С какого возраста необходимо исповедоваться и как помочь ребенку подготовиться к исповеди?

Особенности детского возраста

Дети в силу различных причин не могут стоять на молитве так же, как взрослые. Поэтому, собираясь с ребенком в храм, родителям необходимо учитывать особенности возраста своего чада.

Детей от рождения до года обычно приносят в храм только для причащения.

Дети от года до 3 лет могут спокойно вести себя в храме не более получаса, и то при условии, что они будут в чем-то участвовать или что-то рассматривать. Поэтому обычно один из родителей приходит в храм с детьми к самым важным и торжественным моментам. Например, на всенощное бдение (вечерняя служба накануне больших праздников) с ребенком достаточно прийти к началу полиелея. Эта часть службы наполнена действиями (выход священства из алтаря, каждение, пение величания или других песнопений, звон колоколов, чтение Евангелия, прикладывание к иконе праздника, помазание елеем). После елеопомазания можно покинуть храм. На литургию нужно приходить за 10-15 минут до начала причащения. Во время причащения священнослужителей в алтаре в храме обычно бывает затишье, во время которого дети могут поставить свечи, поцеловать иконы. После того, как ребенок причастится, лучше достоять с ним до конца службы и только потом отправляться домой. С детьми этого возраста родителям следует стоять позади всех молящихся, чтобы ребенок не привлекал к себе много внимания. Если ребенок ведет себя спокойно, можно проводить в храме больше времени. Уже сама обстановка храма, молитвенное пение хора, возгласы священнослужителей, лики святых, словно глядящих из горнего мира, особый запах ладана благотворно воздействуют на малышей.

Детей следует часто носить в церковь, прикладывать ко кресту, Евангелию и иконам, а дома — подносить под иконы, осенять крестным знамением (как и постельку, и пищу, и все, с чем дитя соприкасается), окроплять святой водой и окуривать ладаном; нужно, чтобы младенца чаще благословлял священник, чтобы по возможности в дом приносили иконы из храма и служили молебны.

Пусть дети дружат с православными детьми из здоровых семей, пусть важнейшим центром интересов для них станет приходский храм. Родители должны поддерживать в глазах детей духовный авторитет пастыря.

Профессор, протоиерей
Глеб Каледа

Дети от 3 до 7 лет уже могут немного управлять собой, поэтому время их пребывания в храме можно постепенно увеличивать от получаса в 3 года до часа или полутора часов (в зависимости от характера и терпения ребенка) к 7 годам. Некоторые дети могут выстоять и два часа, но это исключительные случаи и на них нельзя ориентироваться. Поскольку детям все еще трудно стоять в храме на одном месте более 10-15 минут, можно поручить им поправлять свечи на подсвечниках, привлекать их к пению на литургии «Верую» и «Отче наш» или тихонько подпевать «Господи, помилуй» и «Аминь». Родителям надо стоять рядом с детьми, подсказывать им, как вести себя во время молитвы: когда перекреститься, наклонить голову, совершить земной поклон, делая всё вместе с ними. В этом возрасте с детьми можно стоять в середине или в передней части храма, чтобы лучше видеть службу.

В летнее время в отдельные моменты службы можно выходить на улицу. Например, на Всенощном бдении после помазания можно выйти из храма, чтобы вернуться на пение «Честнейшую Херувим…» Важно не количество времени, проведенного ребенком в храме, а благоговение. Лучше выйти, если ребенок уже не может стоять спокойно, и вернуться тогда, когда он сможет вновь собраться и вести себя тихо. Родители должны научиться чувствовать золотую середину: не перегибать палку и не заставлять ребенка делать то, на что он еще просто не способен, но в то же время не давать ему повода расслабляться. Кстати, первая крайность опаснее, чем вторая.

…Небольшой храм на окраине города. Идет Божественная литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один лет трех, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своем детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, то громко вскрикивает, затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: “Как же, Христос сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне»; а вы что, гоните меня с детьми из храма?” У всех взвинчены нервы. Литургия обессмысливается…

Игумен Пётр (Мещеринов)

Дети от 7 до 14 лет постепенно становятся способны выстоять в храме полную службу (два-два с половиной часа). Очень важно, чтобы родители или преподаватели воскресной школы объяснили богослужение, смысл тех или иных действий священнослужителей. Ребенок в этом возрасте должен уметь писать записки о здравии и об упокоении своих близких, знать, для чего он это делает. Можно давать детям постоянные для них послушания: пение на клиросе, дежурство у подсвечника, помощь в алтаре. Однако подобное послушание может дать только настоятель. Назначать определенные послушания детям могут и преподаватели воскресной школы или активные родители, но только с благословения священника.

Родители, которые постоянно ходят в храм с детьми, вынуждены подстраиваться под их уровень развития и в итоге сами проводят в церкви меньше времени, чем хотелось бы. Если родители причащают детей каждую неделю, то допустимо одному из них причащаться с детьми, не выстояв всей службы, но обязательно полностью прочитав Последование ко Святому Причащению, а также каноны: Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Возможные трудности

Замечу, что все приведенные выше рекомендации приблизительны. Родители должны сами следить за взрослением ребенка и определять посильное для него участие в богослужении. Крайне опасно заставлять ребенка выстаивать всю службу, если он не способен на это по возрасту, тем более, если ребенок начинает ходить в храм не с раннего детства – в таком случае обязательным условием является его постепенное воцерковление. Если, например, он пришел в храм только в 10 лет, его молитва должна начинаться с непродолжительного пребывания в храме (полчаса) и постепенно, по мере воцерковления, увеличиваться до уровня, соответствующего его возрасту.

Надо рассчитывать и физические силы детей. Например, если ребенок устал во время службы, можно предложить ему сесть на лавочку. Но при этом обязательно объяснить, в какие важные моменты службы обязательно нужно встать.

Итак, как нам приобщать детей к церковности?

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности - чуть меньше, чем “по силам”; а все внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой.

Игумен Пётр (Мещеринов)

Родители должны стараться, чтобы ребенок шел в храм как на праздник – насилие в этом деле далеко не лучший метод. В случае, если ребенок может выстоять определенное для него время, но заупрямился, плохо себя ведет и не успокаивается после соответствующих вразумлений, его можно наказать, выведя из храма или не допустив до причащения. Это правильнее, чем заставлять его молиться или идти на причастие, поскольку он будет воспринимать молитвы или причащение как наказание. Наказанием должно быть лишение права молиться или приступать к тому или иному таинству, а не сама молитва или таинство.

Как правило, серьезные проблемы возникают при разногласии между отцом и матерью в вопросе посещения ребенком церковных служб, особенно если один из родителей категорически против. Поскольку церковная молитва – это не только праздник, но и труд, ребенку часто хочется избавиться от этого труда. Он будет стараться «спрятаться» за того родителя, который дает ему возможность расслабиться. Здесь от воцерковленного родителя требуются мудрость и терпение.

Особое внимание следует уделять детям, вошедшим в подростковый возраст. В их жизни все большую роль начинают играть сверстники, и поэтому очень важно, чтобы в храме были друзья, например, из воскресной школы (хорошо, если при храме организуются паломнические поездки, походы и летние лагеря, работают кружки, выпускается газета и так далее). Конечно, есть опасность, что, оказавшись на богослужении вместе, ребята начнут болтать или хихикать. Мне думается, что до 11-12 лет лучше не оставлять детей в компании с друзьями без присмотра во время службы. А к 13-14 годам, когда дети взрослеют, можно и нужно разрешать им стоять со сверстниками отдельно от родителей.

Протоиерей Илия Шугаев

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.