На вопросы отвечает иерей Антоний Исаков, г. Сургут
Как милосердный Бог мог допустить, что животных стали убивать, употреблять в пищу? В
раю пищеварительная система была приспособлена к поеданию мяса?
До своего грехопадения человек пребывал во всецелом
свободном послушании Богу. Он возделывал рай, нарекал
имена животным и, самое главное, лицом к лицу общался
со своим Творцом. Со страниц книги Бытия мы видим, что
возделывание рая не было утомительным трудом, т.к.
«терние и волчцы» (сорняки) и физическое утомление
появляются после изгнания. Согласно Библии, в раю человек вкушал и насыщался плодами деревьев (см. Быт.
2, 16). В соответствии со Священным Писанием и мыслью
подавляющего большинства святых отцов IV–VII вв., человек в раю не вкушал мяса зверей, в этом просто не было
никакой необходимости.
После грехопадения способ бытия человеческой
природы изменился. Все изменилось: и психология, и
физиология, даже биология человека изменилась. Вся
вселенная вслед за венцом творения лишается благодати
жизни, по слову Господню: «…проклята земля за тебя; со
скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»
(Быт. 3, 17). Именно после грехопадения, помимо плодов
деревьев, человек начинает питаться «полевою травою»
(Быт. 3, 18), сюда можно отнести все злаковые культуры.
Нет основания утверждать, что даже первое время после
грехопадения человек стал питаться мясной пищей, хотя,
возможно, употреблялось в пищу молоко, т.к. сын Адама
и Евы Авель был пастухом и имел стада овец. Впервые
благословение Божие на вкушение мяса птиц, зверей и
рыб было получено Ноем и его семейством сразу после потопа: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные,
и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все
рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся,
что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам
ее» (Быт. 9, 2-3). Земля после потопа была безжизненна,
требовалось время для ее восстановления и появления
нового урожая, поэтому вкушение мяса зверей было, по
сути, единственным источником питания послепотопного человечества. Именно в этом благословении можно
увидеть милосердие Божие к падшему человечеству. Не
человек создан для зверей, а они на служение человеку,
не звери нарекли имя человеку, но он им.
Церковь не запрещает своей пастве пребывать в воздержании от тяжелой, расслабляющей тело животной пищи,
если есть к этому стремление и физическая возможность. В русском монашестве есть изначальная традиция после
пострига всю жизнь пребывать в воздержании от вкушения животного мяса. Но не следует с презрением и
превосходством смотреть на тех, для кого это необходимо. Легко быть вегетарианцем, занимаясь физически легким
трудом, но очень трудно работать на буровой в сорокаградусный мороз, вкушая только салатики на постном масле
и картошку с цветной капустой.
Надо ли соглашаться быть крестным ребенка, родители которого неверующие, крестят его
только потому, что «все так делают», и считают, что основы веры знать не нужно? Буду ли я
отвечать за ребенка, если он будет склоняться к образу жизни родителей?
Отвечая на этот вопрос, хочется привести в пример подготовку к Таинству Крещения, принятую при храме
Преображения Господня г.Сургута. Если родители желают
крестить свое чадо, то в ближайшее воскресение они вместе с выбранными крестными должны обязательно прийти
в храм на огласительную беседу. После огласительной
беседы, на которой священник или диакон рассказывает пришедшим основы православной веры, родители и
крестные в течение 2-4 дней учат молитвы «Отче наш…», «Богородице Дево…» и Символ Веры. Незадолго до дня
Крещения они проходят Таинство Исповеди, рассказывают молитвы, после чего батюшка выдает родителям и крестным
«карточки» установленного образца, которые являются допуском к Таинству Крещения. Практика показывает,
что эту подготовку проходят только те, кто действительно серьезно относится к решению о крещении своего ребенка.
Таким образом, ребенка, о котором говорит автор вопроса,
в Сургуте, возможно, не окрестили бы. Либо в результате
беседы со священником родители изменили бы свое мнение о Таинстве и со всей тщательностью подготовились к
Крещению своего чада, как часто и происходит. Крестный
же всегда несет ответственность перед Богом за своего
крестника, поэтому необходимо заранее объяснить родителям, как вы намереваетесь выполнять свои обязанности,
и только после их согласия принимать решение о своем
участии в крещении ребенка.
Почему у нас Утреня обычно служится вечером?
Обычай служить Утреню вечером возник в нашей
Церкви относительно недавно (около ста лет назад).
В начале XX века с благословения правящих архиереев
на некоторых приходах крупных городов стали служить
последование Утрени сразу после Вечери (данный факт
отражен в отчетах Литургической комиссии Поместного
собора 1917-1918 гг.). Связано это было как с удобством для верующих из различных городских слоев, так
и с желанием уравнять по времени вечернее и утреннее
богослужения. Но данная практика не получила широкого распространения, особенно в сельской местности.
Общепринятой она становится уже после Великой отечественной войны, хотя можно сказать, что в некоторых
монастырях, скитах и сельских приходах до сих пор служат Утреню утром перед Божественной Литургией. Это
различие отчасти можно объяснить различным графиком
рабочего дня в городах и сельской местности. В условиях современного мегаполиса, когда до ближайшего
храма приходится добираться около часа, а то и больше,
ехать на одну Вечерню продолжительностью 40-50 минут
бывает трудно, а приезжать с детьми утром на Утреню с
Божественной Литургией продолжительностью 4-5 часов
бывает просто невозможно.