ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Вопрос священнику

На вопросы отвечает иерей Дионисий Марчук

Откуда пошло выражение «Послушание выше поста и молитвы»? Насколько оно соответствует церковным канонам?

Данное выражение стало широко известным из книг о монашеской жизни, которые мирянам читать следует с большой осторожностью. При принятии иноческого пострига человек полностью отказывается от прежней жизни, своего имени (получает новое) и поручается для научения монашескому деланию более опытному старому монаху – старцу. Вот полное беспрекословное послушание новоначального монаха своему старцу – выше поста и молитвы, ибо с него начинается подвижническая жизнь инока. Послушание является святой обязанностью жены – своему мужу, детей – родителям, подчиненных – начальствующим, если оно при этом не противоречит Вечному Закону Божию. Что касается мирян, то совет священника, пусть данный и после исповеди, не может считаться возложенным послушанием, обязательным для исполнения под страшной клятвой. Совет – не приказ, а дело любви и духовного, жизненного опыта. Неразумно могут поступать те христиане, которые пытаются переложить на своего духовника решение абсолютно всех вопросов своей жизни, особенно мало относящихся к области духовной.

Почему Бог говорит, что хорошо может быть только с Ним? Получается, что у человека нет свободы выбора, если он хочет жить хорошо?

Бог есть бесконечное Благо или бесконечное Хорошо. Может ли быть Хорошо без Бога? Или против Бога? Но ведь именно Бог сотворил материю и весь мир – видимый и невидимый. Человек – венец творения, он несет на себе образ и подобие Божии – разум и свободную волю. Бог устроил этот мир хорошо. Но откуда в мире зло, спросите, если Бог – Благо? Мы, имея задатки творцов (в том числе ту самую волю) – свободно творим зло, и оно обязательно возвращается к нам и другим людям. Свобода связана с ответственностью! Стремление к добру дается очень тяжело, творить зло легче, потому что мы потомки падшего предка нашего Адама – через него вошел в человечество грех. Только Воскресение Богочеловека Христа и грозное сошествие Его во ад дало возможность свободно, по своей свободной воле избавиться каждому из нас от этого позорного рабства. Диавол для удержания нас в своей воле, желая нам собственной мучительной участи, предлагает множество мнимо-приятных, но противоестественных человеческой природе забав («…не хотим мяукать, мы хотим как поросята – хрюкать!»), цена которых – Вечность. Божий мир не терпит пустоты – если ты не сын или дочь Бога, то попадешь в бесправные рабы к помутившейся твари – диаволу. И компромиссов здесь быть не может. На все времена звучат слова Бога: «Познайте Истину, и ИСТИНА сделает вас СВОБОДНЫМИ» (Евангелие от Иоанна, гл. 8. Ст. 32-35). Желающим советую еще почитать Л. Кэролла «Алиса в стране чудес».

Откуда появился ад? Если Бог вездесущ, как может быть место, где Его нет?

Да, ад – «место далекое от Бога». Место, помещенные в которое души не чувствуют о себе Божия попечения. Тяжело, когда нас оставляют родные, близкие, любимые люди. Когда от нас отворачиваются все. Но чувство Богооставленности тяжелее всего. Бога в аду нет не потому, что Он там не может присутствовать (достаточно вспомнить Воскресение Христово и сошествие Его во ад, изведение оттуда всех томившихся до того праведников), а потому что находящиеся там и во время жизни, а также и при смерти были сами весьма далеки от Бога. А сейчас лишь неограниченно, в полной мере получают то, чего твердо держались.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.