| ||
На начало | ||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Должен ли ребенок дать сдачи, если его обижают?Должен ли он отдать свою личную вещь, если другой ребенок ее забирает? Протоиерей Андрей Сбитнев, настоятель храма Всех святых Драться вообще плохо. Детям свойственно быть неадекватными в своих поступках. Родители должны всегда следить за ребенком, за тем, с кем он общается. Должны ограждать от дружбы с драчливыми детьми. До драки ни в коем случае дело не должно доходить. Родители должны помогать ребенку разрешать конфликтные ситуации. Свою вещь можно отдать, если она другому действительно необходима. Если ребенок хочет подарить игрушку, он должен спросить разрешения у родителей. Игрушка не должна быть предметом раздора. Вещь не должна вызывать зависть. Ребенок не должен быть жадным и не должен все отдавать. Ему нельзя позволять приходить домой с чужими вещами в любом возрасте под любым предлогом, и если он появляется с игрушкой, которой в доме не было, то должен вернуть. Воспитатели и родители должны учить не отбирать, а попро- бовать попросить. Агрессию в своем ребенке надо пресекать, а от внешней агрессии ограждать. Мама должна полностью контролировать поведение своего ребенка. Можно давать игрушки поиграть на время, а если их будут забирать, то тогда мы учим ребенка, что и он может забрать силой и унести игрушку. Это уже грабеж. Преподаватель воскресной школы, мать шестерых детей Я считаю, что ребенка желательно не водить в детский сад, если возможно, а заниматься им дома. Потому что вольно или невольно из садика он берет очень много плохого. Если у наших детей забирали игрушку, мы всегда им говорили: «Если у тебя просят, отдай. Он наиграется и потом сам тебе отдаст ее». Тогда было время другое, но сейчас я все равно склонна к тому, что добро побеждает зло. Ребенку надо объяснять. Если у нас в воскресной школе малыши начинают что-то делить, мы стараемся их отвлечь от конфликтной ситуации. Должен ли ребенок уметь ответить, если его обидели? Надо смотреть по ситуации. Бывает, один бежал,толкнул другого, тот упал, ударился. Мы сводим детей вместе и разбираемся. Если это получилось нечаянно, то не стоит отвечать злобой. Бывает, что ударяют, действительно, специально. Но тогда мы опять разбираемся, по какой причине ребенок ударил. Может, тот ребенок, которого ударили, сам виноват. В воскресной школе мы всегда говорим олюбви,о взаимопомощи. Ведь такие качества прививаются с детских лет. С ребенком надо дома разговаривать, объяснять. В детстве, до пяти лет, когда у детей формируется внутренний нравственный стержень, все свободное время надо отдавать ребенку, объяснять, что плохо, что хорошо. После пяти лет будет идти уже процесс перевоспитания. Мы люди разумные, всегда нужно находить слова. Нужно учить детей договариваться.
Слова и образы
Cами посудите, что подспудно сообщает ребенку взрослый, внушая ему мысль о «жестокости мира» и необходимости «пробиваться с боем»? - Ребенок начинает чувствовать себя во вражьем стане. А поскольку мир большой, а ребенок маленький, он не чувствует и не может чувствовать в себе сил победить весь мир. Поэтому у одних детей развиваются страхи, а у других - агрессивность, в глубине которой скрывается все тот же страх. Для нормального развития ребенку совершенно необходимо верить, что мир добр. Да, в нем могут встречаться отдельные вкрапления зла, но именно вкрапления, редкие и непременно побеждаемые добром. Иначе страх парализует ребенка, затормозит его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Защищать, пока не сможет защитить себя самЗащищать детей нужно обязательно. Конечно, не стоит уподобляться склочникам, которые по любому поводу бегут «качать права» в школу, садик, во двор. Но оставлять ребенка беззащитным (да еще попрекать его тем, что он не может постоять за себя сам!) взрослые просто не имеют права. Ведь это самое натуральное предательство. Поверьте, если бы ребенок мог расправиться с обидчиками без посторонних, он бы с удовольствием это сделал. Никому не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. Как только он соберется с силами, ваша помощь станет ему не нужна. А пока этого не произошло, долг родителей - обеспечивать ему надежную защиту. В конце концов, мы ведь тоже не всегда справляемся со своими обидчиками сами, а в каких-то случаях прибегаем к помощи милиции. Вам кажется неправомерным сравнивать маленьких распоясавшихся хулиганов с большими? Но ваш-то ребенок тоже маленький. И для него Петька с Колькой, терроризирующие двор, такие же страшные, как для вас - настоящие террористы. Изъять из травмирующей средыЕсли сына или дочь регулярно обижают в детском садике, необходимо поговорить с воспитательницами. Помните: администрация детского учреждения, которое посещает ваш ребенок, по закону отвечает за его физическое и психическое здоровье. Поэтому воспитатели обязаны следить за психологическим климатом в группе, унимать драчунов, не позволять одним детям дразнить других. Вы скажете: «Да сейчас все дети ужасно агрессивные. Везде одно и то же, везде дерутся». Позволю себе с вами не согласиться. Все зависит от взрослых. Если взрослые позволяют детям распоясываться, те, разумеется, будут стоять на голове. Если нет, то любые, даже самые невоспитанные мальчишки в конце концов научатся обходиться без драк и оскорблений. А если травят везде?Зачастую бывает достаточно сменить сад или школу, и вопрос, как защититься от обидчиков, снимается сам собой. Но если ребенок везде, куда бы ни попадал, оказывается жертвой драчунов, значит, дело не только в коллективе. Скорее всего, в нем самом есть нечто, провоцирующее обидчиков. Родители склонны считать, что он всех боится, а дети, как собаки, чуют запах страха. И, естественно, атакуют слабого. По моим наблюдениям, это не так. Слабых, но тихих, неконфликтных детей обычно не обижают. Устойчивую агрессию провоцируют «занозистые» дети. Такие, которые сами задираются, а потом бегут жаловаться. И учить их надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не завидовать, не обижаться, не претендовать на постоянное лидерство, относиться к ребятам доброжелательно, не ехидничать и т.п. Татьяна Шишова | |||||||||||||||||