Женщину называют источником жизни. Если она изменяет своему призванию и принимает решение прервать зародившуюся в ней жизнь - это искажает основу основ ее женской природы. Возникает немало вопросов, связанных с этой тяжелой темой. На ряд из них отвечает иерей Николай Егоров, настоятель храма св. Архангела Михаила г.Тюмени.
- Отец Николай, можно ли оправдать грех аборта невежеством? Многие женщины шли на это, не ведая, что творят.
- Всегда в народном сознании отношение к аборту было отрицательным, независимо от того, верующий человек или неверующий. В Священном Писании сказано: язычники по естеству своему естество законное творят, то есть неверующему человеку Бог дал совесть, и она как барометр или маятник реагирует на доброе или злое. И неверующая женщина, согрешая, обретает тяжесть души от содеянного - стрессы и депрессии. Она ищет выход, но не знает, ибо он в осознании греха, исправлении и покаянии. А у человека, который тяжко грешит, совесть отмирает, ему хочется оправдаться. Поэтому попытки самооправдания или оправдания в данном случае только увеличивают тяжесть греха и делают невозможным настоящее покаяние. Если душа переживает, она всегда спешит исправиться.
- Какую епитимию получает женщина, совершившая этот тяжкий грех?
- С первых веков христианства правила Церкви гласят: умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство (св. Василий Великий, канон 2). Давший снадобье для низвержения плода есть убийца, равно и принявшая детоубийственный яд (св. Василий Великий, канон 8). Пособничество в совершении аборта есть пособничество в убийстве. Епитимия давалась десять лет.
В наше время епитимия дается чаще всего меньше, по духовным и телесным силам человека. Но человек должен сам иметь в сердце осознание содеянного, самоукорение и обвинение себя, чтобы не повторить и искупить грех. Также через этот грех женщины наказывают сами себя. Сколькие из них болеют онкологическими заболеваниями оттого, что отказались от родов, сколькие перенесли операции. Кто их считал? А ведь процент таких случаев очень высокий. Спросите у врачей. Онкологические отделения в Тюмени не пустуют.
- Батюшка, каковы духовные последствия для женщины от сделанного ею аборта?
- Последствия те же, как и за всякое убийство: затмение совести, ума, сердца. Такие женщины становятся циничными, жесткими, несентиментальными, то есть они не способны радоваться живому миру, как духовно здоровый и свободный от греха человек. Слышит ли мать - убийцу Господь, если она молится за существующих детей, убив "лишнего" для себя ребенка? Если, конечно, не принесено глубокое покаяние и не наложена церковная епитимия. Это применительно и к отцу, ободряющему и поддерживающему жену в грехе детоубийства.
- Что бы вы сказали женщине, которая имеет, к примеру, уже двух детей, но муж пьет, дети лишены полноценного питания, денег нет. Но беременность наступила:
- Господь дал, Господь и прокормит, и поддержит. Ведь пройдет время, и муж, и жена поймут, что это их желанное чадо. И какое бы они сотворили зло, если бы от него отказались. Это чадо в будущем послужит утешением им. Дети, выращенные по расчету и в достатке, доставляют больше хлопот.
- Как быть с наследственными заболеваниями? Риск родить, например, диабетика?
- Приведу слова святого старца Паисия, канонизированного Греческой церковью: "В наше время, когда познания столь умножились, логика, увы, подвинула веру с ее оснований, наполнив души людей вопросами и сомнениями. Следующим шагом будет то, что мы лишимся чудес, потому что чудеса нужно переживать, а не объяснять логически".
Приведу два примера. Одна прихожанка пришла на исповедь в слезах, она беременна и больна краснухой, врачи говорят тоном, не терпящим возражений: "надо делать аборт". Она не согласна, хотя приговор: у вас родится урод. Конечно, священник не благословил на аборт. Женщина исповедовалась, выплакалась. В течение времени ношения чада под сердцем ее часто приходилось видеть в храме, она молилась, причащалась. Ребенок родился здоровым. Внутри у нее шла духовная работа, она просто оказалась достойной чуда.
Женщина З6 лет, больна несколько лет красной волчанкой - при этом заболевании каждый день употребляют гормоны, она инвалид второй группы - забеременела. Врачи предлагают ей искусственное прерывание беременности. Женщина перед выбором: или убить, или родить. И она делает выбор в пользу веры. Исповедовалась, причащалась, веря Господу, что все будет хорошо. У неё родилась здоровая девочка. После родов эта женщина совершенно перестала употреблять гормоны, чувствует она себя лучше. Девочке сейчас 3 года.
Наверное, когда супруги принимают зачатие, как начало новой жизни, как дар Божий, стараются внутри переродиться и стать лучше, исповедуются, причащаются, если не венчаны-венчаются, Господь помогает. А убить собственное дитя, даже если УЗИ показывает наличие заболевания, - это грех. И родители сами навлекают на себя гнев Божий. Ведь и здоровый ребенок может позднее заболеть, мы же его не убиваем, а лечим. Дал Бог чадо, надо надеяться, верить, что все будет хорошо, просить чуда, духовно самому перерождаться. Если чадо родится больное, жена и муж друг друга поддерживают, не ропщут, а с благодарением принимают ниспосланное им испытание, Господь вменяет им это в награду. А аборт в этом случае есть проявление глубокого эгоизма человека и признак окаменения сердечного и умирания души. Как перед Богом будут отвечать в день Страшного суда? Верят в это современные люди или не верят - вечная жизнь души существует, и каждый будет отвечать по делам своим. Подобные вопросы рождаются от того, что люди не готовятся к вечной жизни, а признают только эту кратковременную жизнь.
- Не кажется ли вам, что слишком жестоко называть женщину, сделавшую аборт, убийцей?
- Нет, не кажется.
- Есть женщины, которые тяжело переживают, что совершили это злодеяние. Что бы вы им сказали?
- Бог милостив, и в это надо свято верить. Грех можно искупить.
- Если в нашей стране каждая третья женщина совершает смертный грех, каждый второй брак распадается, то можно ли говорить о возрождении России?
- Что невозможно человеку, то возможно Богу. Если бы в Содоме и Гоморре нашлось 10 праведников, то Господь не стер бы их с лица земли.
- Отец Николай, как вы думаете, что же все-таки может остановить женщин, чтобы они не совершали больше этого страшного преступления?
- Нравственный стержень, который дается человеку только православным воспитанием.