| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Богословские аспекты служения женщин в церквиУ женщины есть свой способ существования. У нее есть свойственные ей интуиция, свой способ суждения, свой мир идей, своя манера созидать, свое отношение к себе и другим. Психологически и социологически определяемая миром, женщина также определяется и тайной своего собственного существования, знаком своего "покрывала", по слову апостола Павла в "Послании к Коринфянам": "всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову... Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов" (1 Кор. 11; 5, 10). Если мы будем смотреть на женщину только как на соучастницу половой жизни мужчины, только как на мать его детей и на сотрудницу, то, конечно же, это далеко не все объясняет. Это прежде всего не объясняет то, почему женщины являются основными по численности прихожанами православных и не только православных храмов. Именно в религиозных предпосылках и корнях следует искать истоки женской тайны. Человек есть космическое существо: космос не является для него задним планом. Человек сам является частью Творения. Но человек это не просто один из биологических видов - это еще и богословское понятие. Есть человек, один человек и два соответственно превалирующих начала в нем - мужское и женское. "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию со-здал его, мужчину и женщину сотворил и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт. 5, 1-2). Бог-Троица сотворил "человека по образу Своему" (Быт. 1, 27), и вот образ, по которому был создан человек - это Сын Божий, Слово. Которое "было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть" (Ин. 1, 2-3). Этот первообраз - Христос есть образ Бога Единого в Его целостности. Вы мне не покажете человека, вы мне покажете или мужчину, или женщину. "Человек" есть мистическое, метафизическое понятие. Иисус Христос - воплотившееся Слово по Своему человечеству - был мужчина, который был обрезан. И это событие отмечается в Церкви как праздник. Тогда женское начало в человеке находится в особой связи со Святым Духом, Который "живет" в Церкви и "дышит, где хочет" (Ин. 3, 8). Как это двуединство Сына и Духа выражает Отца, так же и двуединство мужчины и женщины выражает единого человека. В своём прологе к человеческой истории Библия сразу представляет тайну человеческого существа как неразделимого целого - прежде всего как тайну обращенных друг к другу лиц. "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему... И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого из человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться женою: ибо взята от мужа (своего)" (Быт. 2, 7, 18, 21-23). (Есть, кстати, известная феминистская шутка, что женщина значительно выше мужчины, потому что мужчина был сотворен из праха земного, а женщина была сотворена из мужчины, как из более высокого по достоинству материала; и здесь коренятся истоки феминистского "богословия".) Итак, первые слова, которые мужчина говорит своей жене: "кость от костей моих и плоть от плоти моей" - как похожи эти слова на те, с которыми мать обращается к своему ребенку. Их поэтическое вдохновение направлено на то, чтобы подчеркнуть, что сотворение Евы является, по существу, не сотворением, но деторождением. Ева отделяется, вычленяется из человека - Адама. Святые отцы сближают исхождение Св. Духа с тем, что они называют "исхождением" Евы,- иной, чем Адам, однако имеющей одну с ним природу. Это означает, что когда творческий акт Бога призывает Адама к жизни, Адам уже содержит в себе свою составную часть, свою половину - Еву. ("Всякий мужчина носит в себе свою Еву", - заявляет древнее изречение фольклора.) Сотворение Адама (а Адам в древнееврейском, библейском языке - это собирательный термин для обозначения человека) есть сотворение первоначальной человеческой ячейки, человека как мужчины-женщины, мужских и женских элементов в их первоначальном слиянии до дифференциации. Бог разделил полы, поэтому гермафродизм вызывает у нас интуитивное отвращение. Феминизм, доведенный до крайности, требует эгалитаризма (полного равноправия) и производит плоские формы мужеподобных женщин. "Рациональная", "гигиеническая" любовь срывает "покрывало" и снижает существа до уровня самцов и самок, отнимает у них тайну. Супружество, рассматриваемое под углом производства и воспитания молодняка - чисто социологическое понятие. "Муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви... мы члены тела Его (Христа), от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика" (Еф. 5, 23, 30-32). Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, по замыслу Божию,- это прежде всего отношения между Иисусом Христом и Его Церковью. Вот истинный религиозный смысл существования мужчины и женщины - Христос и Его Церковь. По своей структуре человек создан по образу Божию. Но самое странное открытие, которое нас ожидает, это то, что мужчина не обладает отцовским инстинктом в той степени, в которой женщина обладает материнским инстинктом. Инстинкт отцовства выражен намного слабее в людях, чем материнский. Мужчина - это воин (первое убийство совершено мужчиной, а не женщиной), строитель, искатель приключений. Нет ничего непосредственно в мужской природе, что отвечало бы религиозной категории отцовства. Это означает, что религиозный принцип в человеке выражается женщиной, что особой чуткостью к чистому, духовному наделена именно женщина, что женская душа гораздо ближе к источникам бытия. Между тем, если Христос спасает мир, то именно Богородица его охраняет и вводит в бесчеловечность отношений этого мира умиленное внимание к благодати. "Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим". Радость космическая и земная присуща мариологии, многие молитвы называют Пресвятую Деву "Радость всякой твари", и через Нее женская духовность представляется связанной с Духом Святым. "Дух Святый найдет на Тя" (Лк. 1, 35). В Библии "Ева" означает не просто имя, она означает прежде всего "жизнь" (Быт. 3,20) "Второй Евой" была провозглашена Богородица на Вселенском Соборе. Та, которая рождает Бога Предвечного, Та, Которая дает жизнь Живущему в человеческом начале и Сама обретает Бессмертие. Теперь понятно, почему именно женщина получает обетование спасения, к женщине обращена весть Благовещения, женщине прежде всего является Воскресший Христос. В религиозной сфере именно женщина есть сильный пол. Одни толкователи объясняют библейское повествование о грехопадении тем, что сатана выступил пред Евой, как перед "слабым полом", перед самой уязвимой частью человека в целом. Другие считают, что как раз наоборот: Ева подверглась искушению как религиозное начало человеческой природы. Именно в этом начале прежде всего надо было уязвить человека и его испортить. Когда орган самый восприимчивый, самый чуткий к общению между Богом и человеком приведен в расстройство, остальное совершается само собой. Адам не проявляет никакого сопротивления и пассивно следует за Евой. В Еве он уже вне Бога в силу Божественного устава: "и будут одна плоть" (Быт. 2, 24). Являясь религиозным началом, женщина более открыта по отношению к духам. Человечество перед потопом представляет собой эпоху, в течение которой космический элемент, бесформенный и коллективный, при самом странном смешении человека, природы и бесов господствует над личным началом. Слепой, панический ужас поднимается из недр матриархата. Женщина управляет племенами, она жрица у друидов, всюду предмет табу, колдунья, ведьма и волшебница. Место мужчин ничтожно. Божества женского пола - Изида в Египте, Иштари Ману на берегах Евфрата, Астарта в земле Ханаанской и другие властвуют над божествами мужского рода. Эта эпоха окружена великим мраком (Быт. 6, 1-4). Наш мир - сугубо мужской, в котором женская харизма, самая тонкая, самая возвышенная религиозная харизма, уже не играет никакой роли, - становится все более и более безбожная, потому что у него нет Матери, и Бог в этом мужском обществе не может родиться. Показательно, что в этой атмосфере гомосексуальность открыто утверждается. Мир слишком жесткий, мужской недооценивает свое вечное происхождение: прозрачный источник девственной чистоты и материнское чрево, которое принимает Слово и рождает Его, чтобы сделать из людей Его служителей. Мир начинается в Адаме-мужчине и кончается в Новой Еве - Пресвятой Богородице и в нашей земной Церкви - супруге Агнца. У истоков существа, в тайне событий, которые решают судьбу человечества, так же, как у истоков жизни, есть женское начало: Ева - Мария, Жена, облеченная в солнце - вот почему немедленно против Евы поднимается змий, а на пути жены Апокалипсиса, облеченной в солнце, поднимается красный дракон (Апок. 12, 1-3). Именно жене было дано обещание, что она будет попирать главу змия (Быт. 3, 15). А мужчины, как пишет евангелист Лука (24, 25), "немысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать" рассказу женщин о Воскресении Христа. И когда женщины-мироносицы, которые просто и без сомнений "вспомнили слова Его" (Лк. 24, 8) и возвестили апостолам радостную весть о Воскресении, то апостолам "показались слова их пустыми, и они не поверили им" (Лк. 24, 11). Итак, женский пол - это пол, сильный в своей мистической чувствительности к духовным силам, в своей восприимчивости к благовещаниям. России XX века было суждено пройти через пропасти уникальной исторической судьбы. Но этот опыт полон ценного смысла для всех народов, которые умеют чувствовать и понимать историю. Это грозное предостережение апокалиптического характера имеет всемирное значение. Великий писатель и провидец Достоевский говорил, что духовное решение русской судьбы находится в руках старцев, а они особо почитали Пресвятую Богородицу, и Пресвятая Дева отметила преп. Серафима Саровского Своим собственным знаком, сказав, что сей от Ее рода. Существует такая духовная связь: подвиг старчества произрастает из пророческого служения, а пророчества - от Святого Духа: "Верую... и в Духа Святаго..., глаголавшаго пророки...". Это почитание материнского начала объясняет один факт неизменной важности - совершенно особый интерес этих духовных руководителей к женским монастырям. Знаменитый оптинский старец Макарий первым открыл двери кельи своей женщинам - это было настоящее событие. До этого женщин принимали в строениях вне монастыря. Оптинский старец Амвросий основал женскую обитель в Шамордино с тысячью монахинь. По замыслу о. Амвросия, этот монастырь в совокупности своей деятельности должен был стать школой специальной подготовки русской женщины. Вспомним также и великого молитвенника , который жил в нашем XX веке, святого праведного Иоанна Кронштадтского, который основал также женскую обитель и Дом милосердия, и Дом труда. Все эти великие духовные старцы в конце своей жизни посвятили себя задаче женских монастырей. Они предчувствовали великий взрыв богоборческих сатанинских сил у нас на Руси, предвидели катастрофу 1917 года и создавали и укрепляли женские монастыри. Этот факт никоим образом не может быть случайным. Он свидетельствует о прозорливости духовников. Женщина одарена интуитивным пониманием ценности Духа Святого, она естественно и по преимуществу обладает религиозным чувством, и знаменитые слова Тертуллиана - "душа по природе есть христианка" - относятся прежде всего к женщинам. Марксисты это хорошо поняли. Эмансипация женщин и равенство полов занимают передний план в их заботах. Воспитание в женщине мужеподобных черт имело целью изменить ее антропологический тип, сделать ее внутренне, в своей природе, более-менее идентичной мужчине. Однако, когда женщина занимает место мужчины, она не приносит ничего особенного; напротив, она теряет чувство своей женственности и своего собственного призвания. Являясь религиозным началом, она подчиняется духам; больше, чем мужчина, она поддается магическим и бесовским силам. Поэтому и этот проект нивелировки разницы полов показывает наличие самой яростной борьбы против закона Божия, так как это есть уничтожение специфического харизматического благодатного женского состояния. Все десятилетия безбожия вера в Советском Союзе сохранялась в России в Православной Церкви женщиной. Религиозное обновление, которое сейчас происходит в нашей стране, а также продолжение традиций - тоже, в первую очередь, связаны с супругой и матерью. Весь современный мир поражен ролью женщины в передаче веры. Все подчеркивают эту скромную, чистую женственность, которая вдохновляется более всего иконой Божией Матери "Умиление". Именно русская женщина без насилия, изнутри воссоздает христианскую Россию. Епископ Тихвинский КОНСТАНТИН (Горянов),
| |||||||||||||||