| ||
На начало | ||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Патриарший Экзархат Африки. Итоги года29 декабря 2021 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ № 100. СЛУШАЛИ: Рапорт заместителя председателя Отдела внешних церковных связей архиепископа Ереванского и Армянского Леонида о продолжающих поступать в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла многочисленных обращениях клириков Александрийской Православной Церкви с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата. Справка: <…> Архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом... были изучены многочисленные просьбы духовенства Александрийского Патриархата, состоялась личная встреча с лидерами общин – священниками из ряда стран Африки, желающими перейти под омофор Московского Патриарха. На сегодня не менее ста приходов Александрийского Патриархата во главе с их настоятелями заявили о желании перейти в лоно Русской Православной Церкви. Многие из них обратились с соответствующей просьбой в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла еще в 2019 году, после признания Предстоятелем Александрийской Православной Церкви Патриархом Феодором раскольнической группировки. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата. 2. Принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки, согласно поданным прошениям. 3. Образовать Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. 4. Главе Патриаршего Экзархата Африки иметь титул «Клинский».
6. Включить в состав Северо-Африканской епархии ставропигиальные приходы Московского Патриархата в Арабской Республике Египет, Тунисской Республике и в Королевстве Марокко. 7. Епархиальному архиерею Северо-Африканской епархии иметь титул «Каирский и Северо-Африканский». 8. Включить в сферу пастырской ответственности Южно-Африканской епархии следующие страны: Южно-Африканская Республика, Королевство Лесото, Королевство Эсватини, Республика Намибия, Республика Ботсвана, Республика Зимбабве, Республика Мозамбик, Республика Ангола, Республика Замбия, Республика Малави, Республика Мадагаскар, Республика Маврикий, Союз Коморских Островов, Объединенная Республика Танзания, Республика Кения, Республика Уганда, Республика Руанда, Республика Бурунди, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Габонская Республика, Республика Экваториальная Гвинея, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи. 9. Включить в состав Южно-Африканской епархии ставропигиальный приход Московского Патриархата в Южно-Африканской Республике. 10. Епархиальному архиерею Южно-Африканской епархии иметь титул «Йоханнесбургский и Южно-Африканский». 11. Митрополитом Клинским, Патриаршим Экзархом Африки назначить архиепископа Ереванского и Армянского Леонида с поручением управления Северо-Африканской епархией и временного управления Южно-Африканской епархией. Из заявлений журналистам митрополита Клинского Леонида по итогам первого года деятельности Патриаршего Экзархата Африки в конце декабря 2022 г. В настоящий момент Патриарший Экзархат Африки плотно присутствует в 18 странах континента, и это всего лишь за год с момента учреждения Экзархата решением Священного Синода Русской Православной Церкви. <…> 18 декабря в храме Воскресения Христова в Рабате состоялись первые хиротонии. В сан диакона был рукоположен ставленник из Центральноафриканской Республики Сергий Воемава. Он недавно окончил богословские курсы в Москве. В ЦАР (Центральноафриканская Республика – прим. ред.) на нем очень большая нагрузка: он руководит школой, которую мы помогаем сейчас отстраивать, и тремя большими общинами. <…> В воскресенье мы рукоположили диакона Германа Эдиангу во пресвитера. Он из Уганды. Уганда динамично развивается в плане принятия Православия. Там были очень хорошие контакты между Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и президентом страны Йовери Мусевени. В Уганде выделяются большие площади – 6,5 гектара – под строительство духовно-административного центра Русской Православной Церкви. Также, по договоренности с президентом Мусевени, мы построим здание для детской школьной группы, общеобразовательную школу, госпиталь и несколько других объектов социально-гуманитарной направленности. <…> Признаюсь, я, как руководитель Экзархата, рассчитывал на более медленное, спокойное вхождение. К нам подключаются многие люди на местах, выходят с инициативами даже там, где никогда не было церквей. И если так дальше пойдет, то за три-пять лет мы сумеем покрыть практически весь Африканский континент и обеспечить полноценное присутствие Русской Православной Церкви. Клирики Патриаршего Экзархата Африки рассказывают о причинах разрыва с Александрийской Церковью. Иерей Георгий Чабвера (Малави): Хочу выразить сердечную благодарность Патриарху Кириллу и митрополиту Леониду за то, что они пришли и спасли нас, приняв под свой омофор… Здесь, в Малави, я и еще 14 священников решили перейти в Русскую Церковь из Александрийского Патриархата по многим причинам, среди которых то, что наши лидеры были эгоистичными, высокомерными, насаждали кумовство и сегрегацию, обогащаясь за счет разбазаривания церковных денег и ресурсов. Запугивание, угрозы, плохое обращение с африканскими клириками и мирянами – как если бы мы не были такими же людьми, как они, с такой же красной кровью в наших венах. Плохое администрирование, из-за которого срывалась и прекращалась наша пастырская и миссионерская работа, в том числе рост Церкви в Африке. Но главная причина была в том, что мы хотели защитить свои души от духовной опасности, происходящей из объединения с расколом, который случился на Украине и был полностью поддержан Александрийским Патриархатом, что абсолютно противоречит канонам Церкви! <…> И я хотел бы смиренно попросить моих братьев-африканцев оказать полную поддержку Русской Церкви ради пользы Церкви Христовой и общества в целом. Иерей Петр Бикамумпака (Руанда): Я хотел бы сказать о появлении Русской Православной Церкви в Африке. Это произошло в правильное время, когда сами африканцы нуждались в этом – и отцы, и миряне. C тех пор как Московский Патриархат открыл здесь свою юрисдикцию, жизнь православных мирян и священников стала улучшаться. Африканские христиане получают образование, медицинскую помощь и духовное руководство. Мы признательны Священному Синоду Русской Церкви за решение содействовать Африке духовно, морально и социально. Лично я решил присоединиться к Русской Православной Церкви по двум причинам. Первая: Церковь Александрии поддержала отделение Киевской Церкви от Русской. Это весьма прискорбно. Это мерзость. Вторая: западные люди колонизировали Африку, говоря, что евангелизируют ее. Наши предки столкнулись с работорговлей, осуществляемой западными людьми. Во время геноцида в Руанде миллион человек погибли перед лицом западных войск и церквей! Господи, помилуй! Архимандрит Захария (ван Вейк) (ЮАР): …Я открыл для себя Православие в начале 1990-х. Я жил в Кейптауне, там была только одна греческая церковь, и мы определенно не чувствовали, что нам там рады. Я узнал, что в Йоханнесбурге, с дозволения местного епископа, есть храм Православной Церкви в Америке. Итак, я стал ходить в храм свт. Николая Японского в Йоханнесбурге. Я стал православным и скоро понял, что должен сделать Православие известным для своего народа – тех, кто говорит на африкаанс и имеет преимущественно голландские корни. Многие из нас – потомки буров. Я начал переводить на африкаанс краткий молитвослов и литургию. <…> Затем несколько лет спустя Александрийская Церковь приняла меня. Чтобы расширить то, что я делал здесь, в Робертсоне, меня пригласили служить по субботам на английском и африкаанс в часовне греческого архиепископа, и я делал это несколько лет. Но затем стало ясно, что не будет никакого поощрения миссионерства, потому что в Церкви поддерживался эллинизм и он должен был охраняться любой ценой. Александрийский Патриархат начался в Кейптауне более ста лет назад. В Кейптауне одна церковь, и предполагается, что все православные, из разных народов, будут ходить туда. Там много русских, сербов и других, и все должны идти в греческую церковь, но не было и не ожидалось воскресной литургии на других языках! И в отношении миссии на африкаанс стало ясно, что мы никуда не придем. Я был очень подавлен из-за этого и не знал, что делать. А затем случилась эта неканоническая вещь – [раскол] между Москвой и Константинополем, и Русская Церковь решила прийти в Африку, создав Африканский Экзархат, что стало для нас великим открытием, и у меня не оставалось никаких сомнений. Так что причина моего перехода в Экзархат – чисто миссионерская. Меня сподвигло то, что Русская Церковь всегда миссионерствовала, и тому есть хорошие примеры – имею в виду то, что произошло в Японии. Там сейчас Японская Церковь, где все на японском и иерархия из японцев. И, думаю, есть много оптимизма по поводу создания Экзархата, потому что, как кажется, функция Экзархата – развивать местную африканскую Церковь, в которой найдется место для людей любого цвета кожи, языка и культуры. Так что это будет подлинно соборная Православная Церковь для Африки. Иерей Варнава Нташа (Замбия): Расширение присутствия Русской Православной Церкви на Африку – это хороший шаг, направленный на пользу африканцев. После признания неканонической «ПЦУ» Патриархом Александрийским Феодором в 2019 г. 27 африканских священников дистанцировались от его решения. <…> В конце концов мы решили присоединиться к канонической Русской Православной Церкви, куда мы были приняты, чтобы продолжать служить священниками под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Мы сделали это добровольно и без какого-либо давления. Никто нас не принуждал – мы сделали это с единственной целью спасти наши души от духовной опасности приобщения к расколу на Украине, с которым вступил в общение Александрийский Патриарх. Ведь, становясь священниками, мы, согласно канонам Церкви, обязуемся хранить веру и защищать вверенные нам души от всяких ересей и расколов.
ЖУРНАЛ № 136 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о решении Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви) и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными.
По материалам сайтов Наверх | |||||||||||||||||