ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало




Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Православный христианин должен быть профессионалом в своей области

Интервью с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Тюменской православной гимназии Вагановой Ангелиной Валентиновной.

- Ангелина Валентиновна, начиная наш разговор об образовании, хочется спросить, какими Вам видятся современные проблемы в этой области?

- Современная государственная школа практически сложила с себя все воспитательные функции и оставила за собой только обучение детей. Общество находится в плену у западного мышления, у достижений научно-технического прогресса («образование для карьеры», принцип индивидуального успеха и решения утилитарно-практических задач). В современной педагогике нет четкого понимания образования как сохранения и развития одаренности. Содержание традиционного, классического отечественного образования определялось необходимостью создать условия для пробуждения и развития духовной жизни, всех разумных сил (ума, воли и чувства), познания себя и мира как Божественного творения. Современное школьное образование, лишенное духовной поддержки Церкви и семьи, сосредоточено лишь на оценке психофизического развития ребенка в различных видах деятельности по внешним показателям.

- В чем причина снижения мотивации к учебе у учащихся?

- К великому сожалению, учиться сейчас стало не модно. Умы и сердца современных детей больше заняты компьютерами, последними моделями телефонов, телевизором, жизнью музыкальных звезд. На самом деле окружающий мир очень и очень интересует наших детей. Все внутренние познавательные механизмы, заложенные в человеческую личность от рождения, требуют ознакомления и овладения все новыми сторонами жизни и аспектами знания. Но у нынешнего школьника изменилось восприятие: непосредственное восприятие очень быстро гаснет, сменяясь пассивным, критико-прагматическим. Возможно, это своего рода защитная реакция на информационную и эмоциональную атаку, которую приходится выдерживать ребенку.

- Какими способами, методами, с Вашей точки зрения, это можно изменить?

- Важна сама идея: если ты действительно православный христианин, ты должен быть профессионалом в своей области, должен уметь трудиться. В жизни деткам придется работать на том месте, какое укажет Господь; поэтому уже сейчас им необходимо научиться качественно выполнять те или иные учебные задания, и любое поручение воспринимать как послушание, данное от Бога. Это-первый способ мотивации. Второй важный момент: умение отыскать духовное начало в любой работе, в том числе и учебной. Еще один существенный метод повышения мотивации: преподаваемый материал обязательно должен иметь практическую ценность и применимость к жизни учеников. Серьезным фактором мотивации является и личность педагога. Каждый урок должен , мыслиться как встреча; дети должны видеть в своем учителе искреннего, интересного, любящего свой предмет, образованного человека.

- Как происходит образование личности в православной гимназии?

- Наша православная гимназия - это не изолированный «островок», куда можно «забросить» ребенка и быть уверенным, что мир с его соблазнами не коснется детской души и не повредит ей. В ограждающих подходах нам следует иметь определенную педагогическую меру. Мы должны и пытаемся в меру своих сил подготовить детей к жизни в этом самом обществе, со всеми его недостатками и трудностями. Как верно отмечал протоиерей Глеб Каледа: «...детей надо готовить ко встрече с миром... к неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира надо готовить детей». Нашим гимназистам предстоит служить своему Отечеству, выполнять определенные общественные обязанности, быть образцовыми гражданами своей страны - работать, поддерживать отношения с людьми и верующими, и неверующими, нецерковными. Поэтому один из самых главных моментов в формировании личности ребенка - научить его жить в миру, имея правильный взгляд на все происходящее вокруг, и оставаться чистым, что называется, «не от мира сего». И еще два важных социальных качества - ответственность и порядочность.

Что нам иногда мешает? Прежде всего, склонность некоторых педагогов к максимализму, чрезмерному консерватизму и сухой формализации воспитательного дела, буквальное применение дореволюционных методов и приемов в современной педагогической практике. Излишнее напряжение, постоянные запреты и назидания очень сильно отталкивают детей. К счастью, таких учителей почти не осталось в нашей гимназии. Вообще роль личности православного педагога в деле воспитания трудно переоценить. К.Д.Ушинский неоднократно указывал на приоритет личности учителя по отношению к любой методе. Еще одна проблема, присущая, кстати, и большинству других школ - женская педагогика, дефицит мужского воспитания. Имеются трудности и в вопросах поддержания дисциплины, успеваемости. Некоторые родители считают православную гимназию местом, где их дети автоматически избавляются от всех проблем, в том числе и от учебы. Когда мы предлагаем родителям неуспевающего ученика отдать его в школу по месту жительства, они возмущаются тем, что мы отправляем их бедное чадо в эту страшную светскую школу.

- Как Вы оцениваете влияние полученного Вами образования на формирование Ваших личностных качеств?

- Я уверена, что православный человек не должен быть где-то в стороне от культурных и научных ценностей и не должен считать чем-то греховным профессиональные достижения. Все это в конечном итоге может послужить Православию. Здесь вспоминается замечательная мысль митрополита Антония Сурожского о том, что православному человеку нужно развивать себя как можно богаче во всех отношениях. Он писал: «Ты выбери - или будь невеждой, но святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком». Иначе мы не сможем ответить на вопросы детей ни по святости, ни по образованию.

- Расскажите о своем пути в образовании.

- Я закончила Тюменский государственный университет (факультет романо-германской филологии), потом аспирантуру при кафедре педагогики и психологии. Защитила кандидатскую диссертацию и некоторое время работала в ТюмГУ. Потом был период сидения дома с детьми (у меня их трое). Вообще дипломы и аттестаты никогда не воспринимались мною как цель, но лишь как условие выхода в реальную практическую деятельность. Если делу, которым ты служишь Господу, помогает научная степень, то почему бы ее не иметь. Дело ведь не в званиях и не в количестве высших образований, а в том, зачем они нужны православному человеку и какие у него ценностные ориентации.

- Как Вы пришли в православную гимназию?

- Привела свою дочь в первый класс. Сама хотела устроиться в гимназию учителем английского языка, но получилось так, что первый год была еще и учителем начальных классов. Хотелось бы, чтобы православную гимназию закончил и мой младший сын.

- Каким Вы видите выпускника православной гимназии?

- Самое главное-жизненное подтверждение слов святителя Феофана Затворника: «Живя в миру, живем не по-мирски». Хотелось бы, чтобы каждый выпускник православной гимназии руководствовался в своей жизни этой мыслью. Кроме того, наши выпускники в идеале должны выбирать правильный способ устроения жизни, т.е. жить в русле Промысла Божия о себе, а не вопреки этому Промыслу. Это должны быть молодые люди, способные в силу своих нравственных и духовных качеств занять любые должности и ответственные посты, чтобы приносить реальную пользу Родине и быть примером для других.

Интервью подготовил
священнк Григорий Мансуров



Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.