Дети в Знаменском соборе Тюмени у иконы
Спаса Нерукотворного. Фотоконкурс «Святое
и вечное» 2024 г., III место.
Многие богословы и философы
размышляли о природе человеческой
души и ее стремлении к высшему. Существует мнение, что в душе человека
есть пустота, которую может заполнить только Бог. Хотя авторство этой
мысли точно не установлено, ее суть
перекликается с учением святых отцов.
Блаженный Августин, епископ
Иппонийский, в конце IV века в
своем автобиографическом труде
«Исповедь» писал: «Ты создал нас
для Себя, и не знает покоя сердце
наше, пока не успокоится в Тебе».
Святитель Иннокентий Московский
в своих трудах отмечал: «Хоть всю
вселенную положи человеку к ногам – ему будет этого мало, ибо он
желает Бога».
Откуда берется эта жажда души?
Почему человек, имея все земное,
ощущает внутреннюю пустоту? Об
этом мы и поговорим.
О природе духовной жажды
Преподобный Иустин (Попович)
говорил: «Чем меньше Бога в человеке, тем меньше человека в человеке». Человек, отвернувшийся от Бога,
ощущает внутреннюю пустоту. Мир
предлагает ему удовольствия, знания,
власть, но ничто не может насытить
его душу. Святитель Иоанн Златоуст
в своих «Беседах на Евангелие от
Матфея» писал: «Душа создана для
большего; она жаждет Бога, даже
если человек этого не осознает».
Но что происходит с человеком, который отказывается искать Бога? Он
начинает искать замену, как сказано у
пророка Иеремии: «Меня, источник
воды живой, оставили, и высекли себе
водоемы разбитые, которые не могут
держать воды» (Иер. 2:13). Так и современный человек, отказываясь от
живого Бога, пытается заполнить свое
сердце тем, что не способно принести
покоя. Он погружается в земное, а его
душа все равно остается пустой.
Французский ученый, философ
и богослов Блез Паскаль (XVII век)
в своем труде «Мысли» говорит:
«В сердце человека есть пустота, которую ничто земное не может заполнить, но только Бог».
Так происходит, потому что душа
человека создана Богом и для Бога.
Взгляд неверующих
Если святые отцы говорят о неизбывной жажде Бога, то отвергающие
веру пытаются объяснить это состояние иначе.
Марк Туллий Цицерон, живший в
I веке до Рождества Христова, в трактате «О природе богов» писал: «Страх
перед необъяснимым породил богов».
В более поздние века некоторые европейские философы продолжили эту
линию. Дэвид Юм (XVIII век) писал:
«Человек стремится объяснить хаос
и потому наделяет явления природы
духовным смыслом». Подобное, но
в еще более грубых формах в XIX и
XX веках высказывали Фридрих Ницше и Ричард Докинз.
Безбожные философы утверждают, что вера – это продукт сознания,
историческая необходимость, но не
истинная потребность души. Они
говорят, что пустота в сердце – не
поиск Бога, а желание смысла, и каждый человек ищет смысл по-своему.
Но удовлетворяет ли человека это
наполнение? Все вышеупомянутые
философы нашли, чем заполнить
свою душу. Но читая их жизнеописание и творения, мы не видим, что
их души наполнились миром и любовью. Христос нас учил, что по плодам узнаете их (Мф. 7:15).
Преподобный Силуан Афонский
как будто бы лично общался с этими
людьми. Он точно описывает состояние сердца неверующего человека:
«Без Бога душа томится, и чем больше в мире живет, тем больше тоскует». Сколько бы человек ни приобретал, он остается неудовлетворенным.
Ведь что в мире может насытить
душу, сотворенную для вечности?
Как заполнить пустоту души?
Господь говорит: «Придите ко Мне
все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Этот
призыв обращен ко всякой душе,
ищущей покоя. Но что мешает человеку услышать его?
Часто приходилось размышлять
над словами святителя Тихона Задонского и соглашаться с ним в том, что
мешает нам видеть везде присутствующего вечного Бога, – это наш грех.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они
Бога узрят» (Мф. 5:8). Чтобы узреть
Бога, человек должен очистить свое
сердце от страстей и грехов, которые,
словно тьма, застилают его взор. Когда сердце очищается, тогда оно начинает светиться, как зеркало, принимая
в себя лучи Божественного света.
В книге «Моя жизнь во Христе»
святой праведный Иоанн Кронштадтский сравнивает грех с тучами, скрывающими солнце: «Как тучи не дают
солнцу согреть землю, так и грех не
дает душе увидеть Бога».
Святитель Григорий Богослов
(«Слово 39») раскрывает эту же мысль
еще глубже: «Очистим свои сердца –
и тогда узрим Бога. Но не только узрим – но и наполнимся Им, и не будет
больше в нас пустоты, и не будет в нас
тоски, но радость и полнота жизни,
которую дает только Он».
Душа каждого человека стремится
к Богу, даже если он этого не осознает. Но если грех омрачает наше сердце, мы не видим Бога, не слышим
Его голоса, не чувствуем Его присутствия. Очистим сердца наши в покаянии, и Бог воссияет в них!