| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
История одной семьи и семейной иконы
В каждой семье есть свои традиции, реликвии, семейные ценности. Для нас такой ценностью является Тихвинская икона Божией Матери. Как икона, которой более 150 лет, попала к прародителям мужа, нам не известно. Возможно, она из местного храма Николая Чудотворца или из городского прихода. А может, ее приняли в дар? Теперь уж не узнать. Зато икона, которая уже в четвертом поколении передается по наследству, достоверно «рассказала» нам не только о ее прежних хозяевах, но и об истории родного села. Икона Тихвинской Божией Матери – старая потемневшая от времени доска, на которой изображен лик Пресвятой Богородицы в простом деревянном окладе, за стеклом. Открываем замочек, достаем икону, переворачиваем. На обратной стороне начертано чем-то острым: «с. Перевалово, у моста, на тракту Черных Родиону Евграфовичу и его жене Прасковье Михайловне». Родион Евграфович Черных – уроженец села Перевалово Тюменского уезда. Его отец Евграф молодым парнем с семьей осел в Перевалово не случайно. Рядом с поселением дорожная магистраль (эта дорога занимала главную позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно), речка Таловка – приток Пышмы. В основном в селе жили переселенцы. Они осваивали суровый, но щедрый Сибирский край. И в переписи крестьян XVIII века появились уже списки богатых, знатных людей, среди них Подаруевы, Переваловы, Шабалковы, Лошкомоевы и Черных. В 1689 г. царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, – Московско-Сибирского тракта и его благоустройстве – стал новым этапом развития притрактового поселения. По нему пошел весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, в Китай и обратно. Грузы в основном перевозили по снежному и ледяному покрову, так как в весенне-летний период, во время затяжных дождей, тракт становился непроезжим. По мере развития тракта рос приток переселенцев. Царским указом они на два года освобождались от всех повинностей, кроме подушной подати, за то, что на них возлагалась перевозка курьеров и чиновников по службе. В 1872 году все податное население было разделено на ямские сотки, которые своими силами содержали зимовья, почтовые станции и должны были на своих лошадях «править курьеров и прочих персон». Еще одним важным занятием населения притрактовых сел было «дворничество» – содержание постоялых дворов. В обязанности дворника вменялось: дать в своей ограде помещение воза лошадям, а также возчикам, которых необходимо было накормить и отпустить им для прокорма скота нужное количество овса и сена. Содержать постоялый двор было под силу лишь зажиточной части крестьянского населения. В Перевалово были кузница, ветряная мельница, постоялый двор или дом заезжих. Он славился своим гостеприимством. Хозяином этого постоялого двора был наш предок – Родион Евграфович Черных. Его постоялый двор состоял из большого рубленного двухэтажного дома с помещениями и большим двором, где могли разместиться на ночлег не только сами люди, но и их слуги, лошади. Здесь останавливались чиновники, путешественники и богатые купцы, которые отправлялись дальше по Сибири на Восток, чтобы наладить связи с новыми торговыми партнерами. В июле 1873 года великий князь Алексей по дороге из Тюмени в Екатеринбург остановился в Перевалово. Здесь он присутствовал на открытии сельского училища, названного его именем, и даже покрасил часть изгороди вокруг него. Смею надеяться, что постоялый двор они не обошли стороной хотя бы для того, чтобы накормить лошадей. Постоялый двор Родиона Евграфовича Черных благополучно существовал до 1917 года. Дальнейшая его участь трагична. После смерти хозяина была зверски убита его жена Прасковья Михайловна – ее зарубили топором. Постоялый дом перестал существовать. В него переехала дочь Анна с больным мужем и двумя детьми: с сыном Александром и дочерью Раисой (был еще сынок Коленька, но он в младенчестве умер). Анна вскоре овдовела, и на ее долю выпали новые испытания: Гражданская война, Великая Отечественная война, тяжелая жизнь в деревне без мужского плеча. Все пережила, со всеми тяготами справилась вдова. Выросли дети, завели свои семьи. Анна Родионовна до последних дней жила с семьей сына Александра и помогала растить шестерых внуков. Родители работали в животноводстве и с раннего утра и до позднего вечера были на работе. Бабушка детям заменила всех: и отца, и мать, и рано умершего деда. Внуки с благодарностью вспоминают свою старенькую бабулю. Стоит отметить, что Анна Родионовна была очень набожная, молилась, соблюдала все каноны. И всегда рядом с ней была Тихвинская икона Божией Матери. Теперь она хранит нашу семью.
Татьяна Козлова, | |||||||||||||||