Великая церковь Киево-Печерской Лавры
Василий Петрович Верещагин
(однофамилец В.В. Верещагина) родился в 1835 г. в Перми. Его отец Петр
Прокопьевич, а также дед Прокопий
Данилович были иконописцами, а
брат Петр Петрович прославился
своими пейзажами Среднего Урала.
В своей работе «Великая церковь
Киево-Печерской лавры» (см. на обложке журнала) Василий Петрович запечатлел Успенский собор. Это
древнейший храм Киевской Руси, его
начали строить по благословению преподобного Феодосия Печерского еще в
1073 году.
За многовековую историю собор
неоднократно страдал от землетрясений, вражеских набегов и пожаров, а
его внешний и внутренний облик не раз менялись.
Со временем картина Верещагина
стала почти единственным свидетельством того, как прекрасен был собор.
После 1926 года советская власть закрыла Успенский храм для служб, а
3 ноября 1941 года Лавру почти полностью уничтожил взрыв, организованный фашистскими войсками.
Храм был воссоздан в 1998-2000
годах к 950-летию лавры. Восстановили его практически в первозданном
виде. В этом можно убедиться, сравнив
современные фотографии с картиной
В.П. Верещагина.
Художник писал с натуры. Василий Петрович руководил реставрацией
Успенского собора с 1890 по 1901 год.
Он сделал тогда немало набросков, которые легли в основу картины. Публике художник представил эту работу в
1905 г.
Этот храм не просто красивый, его
называли «небу подобным». Помолиться сюда приезжали верующие со
всех концов России. Поток богомольцев в Киевскую лавру испокон веков
был неиссякаемым.
Василий Верещагин на своей картине показал масштаб этого паломничества. Здесь представлены все слои
общества – и знать, и простолюдины.
Тут и офицеры в белых мундирах, и
монахи, и гимназистки в форменных
платьях и соломенных шляпках, и нищие странники.
На переднем плане – крестьяне.
Отправляясь на богомолье, они надели белые вышитые сорочки, женщины повязали яркие платки. Должно
быть, селяне проделали немалый путь.
Натрудили ноги, а теперь разулись и
отдыхают прямо на земле. Тут же мы
видим корзины со снедью – простые
деревенские пожертвования монастырю. Справа богомольцы стоят на коленях.
Можно подумать, что на картине
художник запечатлел большой православный праздник, но на самом деле
столпотворение у Успенского собора в
XIX веке случалось практически каждый день.
Картину эту можно увидеть в картинной галерее музея-заповедника во
Владимире-Суздальском.
По материалам интернет-источников
Наверх
|