ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Великая церковь Киево-Печерской Лавры

Василий Петрович Верещагин (однофамилец В.В. Верещагина) родился в 1835 г. в Перми. Его отец Петр Прокопьевич, а также дед Прокопий Данилович были иконописцами, а брат Петр Петрович прославился своими пейзажами Среднего Урала. В своей работе «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (см. на обложке журнала) Василий Петрович запечатлел Успенский собор. Это древнейший храм Киевской Руси, его начали строить по благословению преподобного Феодосия Печерского еще в 1073 году.

За многовековую историю собор неоднократно страдал от землетрясений, вражеских набегов и пожаров, а его внешний и внутренний облик не раз менялись.

Со временем картина Верещагина стала почти единственным свидетельством того, как прекрасен был собор. После 1926 года советская власть закрыла Успенский храм для служб, а 3 ноября 1941 года Лавру почти полностью уничтожил взрыв, организованный фашистскими войсками. Храм был воссоздан в 1998-2000 годах к 950-летию лавры. Восстановили его практически в первозданном виде. В этом можно убедиться, сравнив современные фотографии с картиной В.П. Верещагина.

Художник писал с натуры. Василий Петрович руководил реставрацией Успенского собора с 1890 по 1901 год. Он сделал тогда немало набросков, которые легли в основу картины. Публике художник представил эту работу в 1905 г.

Этот храм не просто красивый, его называли «небу подобным». Помолиться сюда приезжали верующие со всех концов России. Поток богомольцев в Киевскую лавру испокон веков был неиссякаемым.

Василий Верещагин на своей картине показал масштаб этого паломничества. Здесь представлены все слои общества – и знать, и простолюдины. Тут и офицеры в белых мундирах, и монахи, и гимназистки в форменных платьях и соломенных шляпках, и нищие странники. На переднем плане – крестьяне.

Отправляясь на богомолье, они надели белые вышитые сорочки, женщины повязали яркие платки. Должно быть, селяне проделали немалый путь. Натрудили ноги, а теперь разулись и отдыхают прямо на земле. Тут же мы видим корзины со снедью – простые деревенские пожертвования монастырю. Справа богомольцы стоят на коленях.

Можно подумать, что на картине художник запечатлел большой православный праздник, но на самом деле столпотворение у Успенского собора в XIX веке случалось практически каждый день. Картину эту можно увидеть в картинной галерее музея-заповедника во Владимире-Суздальском.

По материалам интернет-источников

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.