| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«На молитвенную память уважаемому и достойному отцу»В поселке Боровском у жителей села, хранящих старые книги и собирающих библиотеку, один из авторов нашего журнала – Баженова Галина Степановна – обнаружила уникальную книгу. Вполне возможно, что где-то сохранились и другие экземпляры этого издания, но нам об этом не известно. Книга называется «К святителю Иоанну Тобольскому. Дневник паломника». Издана в 1917 году в Иркутской губернской типографии. Автор книги – архимандрит Софроний (Арефьев). Нужно несколько слов сказать об авторе, так как он практически наш земляк. Родился Иван Алексеевич Арефьев в 1979 г. в семье псаломщика с. Канаши Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Курганская область). Учился в Пермской семинарии, в Московской духовной академии. После обучения уехал в Иркутскую семинарию на преподавательскую должность. Женился, принял священный сан, но овдовев, принял монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония Иркутского. В 1916 г. в должности ректора семинарии в составе депутации от Иркутской епархии принимал участие в торжествах прославления святителя Тобольского Иоанна. В ходе поездки вел дневниковые записи с 30 мая по 11 июня 1916 г., которые после и были опубликованы. Позднее, как и у многих священнослужителей того периода, жизнь его складывалась непросто: два года он состоял в обновленческом расколе, однако после покаялся; был в ссылке на Соловках. В епископском сане управлял церковной жизнью в различных сибирских городах, на русском Севере, в сане архиепископа был на кафедрах в Ирбите, Уфе, Ижевске, Краснодаре. В 1937 году архиепископ Краснодарский и Кубанский Софроний был расстрелян за «контрреволюционную агитацию». Возвращаясь к книге, стоит отметить, что на первой странице есть собственноручная подпись автора: «В благодарность … фотограф. снимокъ и на мол. память уважаемому и достойному о. протодиакону (скорее всего, хотя неразборчиво – прим. ред.) тобольского каф. собора. Архим. Софроний … 3, 17». Также в книге есть печать, свидетельствующая, что книга эта какое-то время находилась в библиотеке протоиерея Владимира Александровича Хлынова. Отец Владимир Хлынов (1875-1932 гг.) на момент Февральской революции служил в Тюмени. Вот выдержка из статьи Н.Л. Антуфьевой в «Сибирской православной газете» № 2 (2017 г.): «Офицеры и солдаты встали на сторону нового правительства. Полицейские оказались такого же мнения, как и все члены жандармского управления. 6 марта Тобольская городская дума отказала в доверии губернатору Н.А. Ордовскому-Танаевскому. В защиту царя Николая II Романова выступил только иерей Владимир Хлынов, произнеся речь о Божием помазаннике в Знаменском соборе города Тюмени. Настоятелем собора он не был. …Газета “Ермак” в марте 1917 года пишет, что священник В. Хлынов говорил речь в защиту “старорежимных порядков и монархии, извращал исторические факты и давал им неверное освещение”. Анонимный автор так закончил свое обвинение: “Какое будет на Руси правление – решит весь русский народ на Учредительном собрании, а не отец Хлынов”». Однако в январе 1918 г. большевики разогнали Учредительное собрание, взяв власть в свои руки. Также с декабря 1917-го по весну 1918-го протоиерей (стал протоиереем в июле 1917 г.) Владимир Хлынов по благословению епископа Гермогена Тобольского совершал службы в специально устроенном домовом храме Губернаторского дома в Тобольске для находящихся под арестом членов семьи императора Николая II. Служил отец Владимир в этот период в Софийско-Успенском соборе Тобольска. Позднее также в Ильинской церкви Тюмени. Свою жизнь отец Владимир закончил страдальчески в ссылке в 1932 году. Далее мы хотим познакомить читателя с текстом проповеди протоиерея Иоанна Восторгова, сказанной в Тобольске на прославлении святителя Иоанна. Действительно, проповеди этого батюшки соответствуют его фамилии… Его земной путь закончился в 1918 г.: он был расстрелян в Москве. В 2000 году был причислен к лику святых. Митрополит Московский Макарий (Невский) (1835-1926 гг.), когда-то в юности заканчивавший Тобольскую семинарию и бывший на торжествах в Тобольске в 1916 году предстоятелем, после Февральской революции был отстранен и уволен на покой. Также причислен к лику святых в 2000 г. Епископ Тобольский Варнава (Накропин) (1859-1924 гг.), трудами которого состоялась канонизация святителя Иоанна Тобольского, после Февральской революции также был отстранен от дел Тобольской кафедры и уволен на покой. Близость к Дому Романовых становилась поводом для репрессий. Ну а трагическая судьба последнего российского самодержца Николая II и его семьи и так всем хорошо известна. Кстати, царь тоже хотел быть на торжествах в Тобольске, но обстановка на фронтах Первой мировой войны не позволила ему это желание исполнить. Однако в Тобольск он все же приедет, хоть и не по своей воле, и будет находиться здесь восемь месяцев. Вообще, читая книгу «К святителю Иоанну Тобольскому», видишь, как велико было значение прославления Иоанна Тобольского для православных людей того периода. Для них это было Событием с большой буквы. Но не знали они, что совсем не далеко уже то время, когда они сами станут святыми: кто-то в лике святителей, кто-то, возможно, праведных, но большинство в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Протоиерей Григорий Мансуров, | |||||||||||||||