Произошло нечто удивительное.
Всеми известная и любимая актриса и певица Марлен Дитрих стоит
на коленях перед уже немолодым и
больным писателем Константином
Георгиевичем Паустовским и целует
его руки. Как такое могло произойти?
Вот в чем дело. Знаменитую в то
время на весь мир актрису поразило произведение К.Г. Паустовского
«Телеграмма». Прочитав его, Марлен
поняла, что обязана поцеловать руку
автора рассказа, как в самом произведении целовала руку уже умершей
Екатерины Петровны проходящая
мимо учительница. Писатель смог
открыть для нее нечто важное, задеть
ее душу, поразить певицу искренним
и пронзительным рассказом.
Эту историю я прочла случайно и
поняла, что должна прочитать этот
рассказ, прочитать сердцем, прочитать с широко открытыми глазами.
Сюжет рассказа описывает историю обычной русской женщины
– Екатерины Петровны, которая доживала свой век в глухой деревне
Заборье. У нее была дочь Настя, но
жила она отдельно от матери в городе. Нет, она не забывала отправить
маме деньги и написать пару строк
на бланке перевода, в которых были
одни и те же слова, короткие и поспешные, что дел много и нет времени ни написать письмо, ни приехать… На письма Настя не отвечала.
Но даже такие не значащие ничего
слова Екатерина Петровна перечитывала много раз, вчитываясь в каждое написанное ее дочерью слово.
Старушка понимала, что ей осталось
жить совсем недолго, и решилась написать своей дочери письмо, но в городской суете Настя совсем забыла о
нем. Когда Екатерина Петровна уже
не могла двигаться, сторож Тихон,
жалея ее, отправил Насте телеграмму,
в которой были всего два слова, которые ранили бы любого: «Катя помирает»... Но ведь у Насти так много
ответственных дел, от нее зависит
успех выставки немолодого, незаслуженно забытого художника. А к маме
она поедет потом – мама подождет.
Слишком поздно дочь осознала суть
материнского тревожного письма и
отчаянной телеграммы. И только
когда Катерины Петровны не стало,
Настя поняла, «что никто ее так не
любил, как эта дряхлая, брошенная
всеми старушка, там, в скучном Заборье». К сожалению, она не успела
даже попрощаться с мамой – приехала после похорон. Чувство стыда
не заглушило сердечной боли, ночью
в пустом доме героиня поняла, как
горько и одиноко было ее маме…
Многие хоть раз в своей жизни
слышали библейскую притчу «О
блудном сыне». Эта притча описывает человеческое падение и покаяние,
путь от греха к Богу. Это притча о
человеке, оставившем родной дом, а
затем вернувшемся обратно к людям,
которые его любят и примут назад в
любое время и при любой ситуации.
Поймут и простят.
А Настя не успела вернуться к
самому любящему ее человеку и попросить у нее прощения. Но мама не
держала обиды на дочь – она ее просто любила… и ждала… После смерти Екатерины Петровны настал день,
выпал белый снег, небо было сухое,
светлое, природа посветлела. Для
старушки смерть стала неким освобождением, а для ее дочери смерть
матери осталась на всю жизнь невыносимой болью, чувством вины и
все-таки прозрением…
Я закрыла последнюю страницу
рассказа и поняла, что писатель смог
открыть и для меня простую и очевидную истину – любить и беречь
близких нужно всегда, пока они рядом, пока они ждут доброго слова,
взгляда. Как важно ценить родительское внимание, проявление чувств по
отношению к самым близким тебе и
дорогим людям. Для всех детей это
должно быть важно – отвечать на ту
любовь, что дают нам самые близкие
люди.
Образ клена стал для меня символом одиночества матери и памяти о
ней, ему тоже некуда было уйти «от
этой бесприютной ветреной ночи». И
он наверняка вспоминал веселую хохотушку – Катюшку, которая подарила ему жизнь, и как мог берег ее,
молчаливо выслушивая мысли, переживания, вздохи.
И мне тоже хочется опуститься
перед писателем на колени, поцеловать руки. И сказать спасибо за уроки
любви, прозрения, душевности.
Тимошенко Екатерина,
8 класс Тобольской
православной гимназии