Монастырь на Горе искушения, где по
преданию сатана искушал Господа
Иисуса Христа после Его 40-дневного
поста.
«Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» (священномученик
Игнатий Богоносец).
«Если ты имеешь душу, одетую в
одежду любостяжания и алчности, то
отринь вретище, отложи любодеяния и
оденься в светлую одежду целомудрия.
Я тебя убеждаю к сему: прежде, нежели приидет Иисус, Жених душ наших,
и увидит твою одежду, ты имеешь довольно времени, поскольку дано тебе
сорок дней для покаяния» (святитель
Кирилл Иерусалимский).
«Всячески презирай блага мира
сего. То, что ты оставляешь, ничтожно, гораздо более получишь от Господа; оставь настоящее, веруй будущему.
Столько времени ты истратил в тщетной работе миру, неужели и во Святую
Четыредесятницу ты не воздержишься
ради спасения души своей?» (святитель Кирилл Иерусалимский).
«Господь освятил нам постом Своим
Четыредесятницу: это сотворил Он для
нашего спасения, чтобы не только словом, но и примером научить нас посту»
(святитель Амвросий Медиоланский).
«Дни Четыредесятницы обозначают
жизнь настоящего века, так как и дни
Пасхи предизображают вечное блаженство. Во время поста мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости,
так как в настоящей жизни должны
мы нести покаяние, чтобы в будущей
жизни достигнуть вечных благ» (блаженный Августин).
«Нерадивый, ничего не заготовивший в свое время, целый год терпит
голод; так тот, кто постом, чтением
Священного Писания, молитвою пренебрежет в настоящее время, тот не
сможет собрать для души духовную
пшеницу и небесное питие и потерпит
вечную жажду и тяжкую бедственность» (блаженный Августин).
«Сорокадневный пост – это не изобретение человека, но воля Бога, и это
нечто таинственное и недоступное постижению» (святой Петр Хризолог).
«В законе написано, что Бог повелел
сынам Израилевым каждый год давать
десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие,
святые апостолы установили, чтобы
мы отделяли десятину от самых дней
жизни нашей и посвящали ее Богу,
дабы и мы, таким образом, получили
благословение на все дела наши и ежегодно очищали грехи, сделанные нами
в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы» (преподобный авва Дорофей).
«О необходимости соблюдать посты
нам указывает Евангелие на примере
Спасителя, постившегося сорок дней в
пустыне (см.: Мф. 4, 1-3). На вопрос
учеников об исцелении бесноватого
отрока Иисус ответил: “Сей род ничем не может изъити, токмо молитвою
и постом” (Мф. 17, 21). В Евангелии
есть также указание на соблюдение
постов в среду и пятницу: “Приидут
же дние, егда отъимется от них жених,
и тогда постятся в тии дни” (Мф. 9,
15)» (святитель Феофан Затворник).
«Апостол Павел указал венец нетленный и всем, кто захочет восхитить
его, предписал умерщвлять и порабощать тело. Никакого другого посредства не поместил. Тут умерщвление
тела, а там – венец нетленный. Хочешь последнего – возьмись за первое»
(святитель Феофан Затворник).
О правильном понимании
Великого поста
«Постись Богу следующим образом:
не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай
Его заповеди, ходи в Его повелениях
и не допускай никакой злой похоти
в сердце твоем. Веруй в Бога, имей
страх Божий и удержишься от всякого
злого дела. Делая это, ты совершишь
великий угодный Богу пост и будешь
жить с Богом» (пастырь Ерма).
«Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет
ко дну» (авва Леонтий).
«Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется
приобрести ее одним телесным постом,
если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения
плоти постом он мог легче вступить
в брань с прочими страстями» (авва
Серапион).
«Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден,
если на нем не создана молитва» (преподобный Марк Подвижник).
«Пост не допускает злопамятства.
А собирающие в память огорчения и
сделанное им зло, хотя по-видимому
молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку» (преподобный Ефрем Сирин).
«Что делает пост? Врачует болезни,
иссушает мокроту, прогоняет демонов,
истребляет лукавые помыслы, соделывает сердце чистым. Если кого сильно тревожит (борет) нечистый дух, то
пусть знает то врачевство, которое находится в словах Господа: “Сей род не
может выйти иначе, как от молитвы
и поста”» (святитель Афанасий Великий).
«Берегитесь измерять пост простым
воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя
неподобающе, уподобляется диаволу,
который хотя ничего не ест, однако ж
не перестает грешить» (святитель Василий Великий).
«Если заповедан пост, то смотри
не презирай его. И хотя бы голод понуждал тебя ежедневно к тому, чтобы
уклониться от поста, побеждаясь невоздержанием, но ты лучше приготовляй себя к небесному наслаждению»
(святитель Амвросий Медиоланский).
«Мы постимся не для того, чтобы
оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для
того, чтобы усвоить (исповедать) для
спасения своего страдание Господне,
которое Он благоизволил претерпеть
за нас. Таким образом, пост наш будет
для Бога благоприятен» (святитель
Епифаний Кипрский).
«Постящемуся более всего нужно
обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые
пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного
суда, быть выше денежных расчетов,
в милостыне показывать великую
щедрость, изгонять из души всякую
злобу на ближнего» (святитель Иоанн
Златоуст).
«Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным,
крепким, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим
усердием должен творить молитвы и
исповедания перед Богом. Видишь, в
чем состоит истинный пост» (святитель Иоанн Златоуст).