Хотя Крымская война резонно ассоциируется с одноименным полуостровом, боевые действия велись во многих уголках империи. В частности, на
Белом море. 20 июля 1854 года у стен
древнего Соловецкого монастыря произошло удивительное сражение.
С началом Крымской войны расположенный на островах Белого моря
Соловецкий монастырь был оставлен
без должной защиты, военный гарнизон как таковой в нем попросту отсутствовал. Основные мероприятия под
руководством военного губернатора
Архангельской губернии вице-адмирала Романа Платоновича Бойля были
направлены на укрепление обороноспособности главного порта на Русском Севере – Архангельска. В монастыре оставались лишь собственно
монахи, трудники, немногочисленные
арестанты и полусотенная престарелая
инвалидная команда, охранявшая их. В
разгар лета 1854 года в бухту Благополучия Большого Соловецкого острова
вошли два британских пароходо-фрегата, усиленные мощной осадной артиллерией: шлюп «Бриск», на котором
находился командующий английской
эскадрой в Белом море коммандер
Эрасмус Омманней, и корвет «Миранда» под началом Эдмунда Лайенса.
Намерения противника в реалиях военного времени, в общем-то, были понятны: захват обители и организация
на островах архипелага опорной базы
для последующих рейдов для уничтожения инфраструктуры на побережье
Белого моря.
Оборону монастыря возглавил
энергичный и деятельный настоятель,
в прошлом полковой священник архимандрит Александр (Павлович). C
началом весны 1854 года, когда стало известно, что английская эскадра
собирается появиться в российской
Арктике, он начал заблаговременно
проводить ревизию вооружения обветшавшей обители. Увы, несмотря на
энтузиазм местных жителей и даже
арестантов, в патриотическом порыве
изъявивших желание защищать стены древнего монастыря, вооружение
Соловков представляло собой жалкое
зрелище. Старинные ружья от времени проржавели и уже ни на что не
были годны, средневековое, покрытое
налетом пыли и ржавчины холодное
оружие годилось только для рукопашного боя, а из двух десятков пушек в
исправном состоянии оказалась лишь
пара. Правда, за два месяца до нападения англичан в монастырь из Архангельска прибыли восемь малых артиллерийских орудий с шестью десятками
ядер и двумя офицерами для обучения
добровольцев из островитян-ополченцев, освобожденных на время военных
действий арестантов и инвалидной команды премудростям военного искусства.
Нападение англичан на Соловецкий монастырь
Увидев перед собой средневековую
крепость, противник первоначально
предложил монастырю сдаться. Однако предложение было категорически
отвергнуто. Тогда англичане начали
бомбардировку: за девять с половиной
часов непрерывного обстрела они выпустили по обители 1800 ядер. Их с
лихвой, по словам самого Омманнея,
хватило бы для полного уничтожения
не только Соловецкой крепости, но и
нескольких европейских городов. Однако... стенам и постройкам в целом не
был нанесен даже сколько-нибудь значительный урон. Не был убит ни один
из воинов обители. Защитники были
уверены, что произошло не иначе как чудо.
А вот островитяне из устаревших,
допотопных орудий нанесли английскому корвету «Миранда» серьезное
повреждение, едва не потопив его. В
результате британцы, уверенные, что
Большой Соловецкий остров обороняет мощный русский отряд (на самом
деле в прибрежных кустах и деревьях
прятались немногочисленные ополченцы с никуда не годными ружьями),
даже не рискнули высадить десант и
на следующий день с позором удалились.
Молебное служение пред пораненною
иконою Божией Матери, совершенное
архимандритом Соловецкого монастыря
с братиею
Победа Соловков над англичанами
имела не столько военный, сколько
духовный характер. Древняя русская
обитель, несмотря на отсутствие военного гарнизона и ничтожное количество морально устаревшего оружия,
оказала интервентам достойный отпор.
Она показала мужество русских людей,
стойкость их духа. В том же году настоятель монастыря удостоился встречи с императором Николаем I, который
наградил архимандрита Александра за
отражение вражеского нашествия наперсным крестом с бриллиантами. После окончания Крымской войны, уже
при Александре II, лично посетившем
обитель в 1858 году, наград удостоились и многие другие защитники Cоловков. Сам же монастырь возобновил
знаменитое «Соловецкое богомолье»,
став местом массового паломничества.
Соловецкая победа 1854 года стала
широко известна в стране, и ее пример
вдохновлял русские войска на других театрах военных действий в ходе
Крымской войны, воодушевляя на ратные подвиги и славные свершения во
имя Отчизны.
P.S. Через год англичане опять подходили к Соловкам. Однако дела у них
шли не очень хорошо, провизия заканчивалась. Обстреливать монастырь они
не стали, а отправили парламентера,
настаивая на переговорах. Архимандрит пошел на встречу: англичане требовали провиант, быков. Настоятель
отказал, говоря, что быков нет, только
коровы, которые кормят монастырь.
Побережье возле Переговорного камня
Текст на Переговорном камне
Место, где проходили переговоры,
отмечено так называемым «переговорным камнем» на берегу. Надпись на
нем гласит: «Зри сие. Во время войны
Турции, Франции, Англии, Сардинии с
Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером
Антоном Н 22 июня, в среду в 11 час.
до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом
море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных
для обители, настоятель возвратясь в
монастырь в 1 час дня, служил в тот
день в Успенском соборе литургию и
молебны; служба кончилась в 4 час. В
ту неделю N дня пост строгий был
в обители и скитах и Господь в это
лето не допустил воюющих нарушить
иноков покой, как без милосердия они
поступили в 1854 г.».