![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
![]() |
На начало | ||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Наши баннеры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Сибирь – опорный край России.![]() Уже много лет я изучаю историю своего рода. Моя мама происходила из священнического рода Скосыревых – Киановских. Родилась она в 1917 году в селе Плеханово Ярковского района (раньше это был Тюменский уезд), в 40 км от нынешней федеральной автодороги Тюмень-Тобольск (от Ярково 50 км). Моей давней мечтой было побывать на родине моей мамы, в местах, где мой дед, Александр Семенович Киановский, прослужил священником в сельском храме всю свою жизнь. Наконец летом 2014 года моя мечта осуществилась. В тот год в гости приехала моя сестра Надежда, которая с семьей уже давно живет в Тольятти, но постоянно навещает Тобольск – свой родной город. Ее дети – дочь Тоня и сыновья Александр и Илья – с детства знают Тобольск и многочисленных родных, живущих там. Мы с Надеждой возвращались из Тобольска на своей машине, за рулем младший сын Нади – Илья. Уговорили его повернуть в Плеханово. С нами еще был наш троюродный брат Александр Истомин, живущий в Москве. Он тоже был в Тобольске – на родине, где родилась и жила его мама. Свернули с Тобольского тракта по указателю «Плеханово 40 км». Последние из этих километров не имеют твердого покрытия. Село Плеханово расположено на правом берегу реки Тавды, вдоль которой тянется настоящее чудное приволье – заливные луга с шелковыми травами и полевыми цветами. Простор, свежий ароматный воздух.
Еще Ирина показала нам местную достопримечательность, можно сказать, святыню – каменный памятник в форме заостренного карандаша с надписью «Детка», к которому в дни больших церковных праздников приходили люди, поминали умерших. В кон. XIX – нач. XX веков была высокая младенческая смертность. Так, в семье Киановских в начале XX в. умерло несколько младенцев. Может быть, этот памятник был поставлен нашим дедом Александром Семеновичем Киановским? Ничего более подробно об этом памятнике узнать не удалось. После нескольких встреч с селянами я познакомилась с коренным жителем – Михаилом Андреевичем Плехановым. Он здесь родился, здесь и пригодился. Вспоминал рассказы своего отца о жизни крепкого зажиточного села, пользовавшегося в округе всеобщим уважением и отличавшемся строгостью нравов и трудолюбием жителей. Он проводил меня до деревянной церкви, той, где 36 лет служил наш дед, отец Александр. От церкви, расположенной на небольшом возвышении с чистой зеленой поляной, остались только деревянные стены, нет крыши и верхних бревен, частично сохранились двери и оконные проемы. Здесь усердный священник окормлял свой приход (почти 3000 человек), проводил богослужения, крестил и провожал в последний путь жителей Плеханова и близлежащих деревень. Ведомость о церкви 1914 г. свидетельствует, что в селе Плехановском «находится деревянная церковь, в одной связи с колокольней. Построена по плану тщанием прихожан в 1857 г. ![]() В ней один престол, освященный во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ограда вокруг деревянная, решетчатая. Внутри ограды деревянная пятистенная сторожка, построенная в 1888 г., и деревянный амбар, пожертвованный церкви в 1866 г. священником Андреем Желтицким. При церкви была хорошая библиотека (152 книги), хранились в целости копии метрических книг с 1854 г. Дом священника деревянный одноэтажный с прирубами, построенный в 1887 г. на землях общества крестьян села Плехановского. Дьякон имеет собственный дом. В приходе Плехановской церкви 9
деревень, 376 дворов (мужчин 1430,
женщин 1536), в шести деревнях есть
часовни:
Есть сельское училище (школа) министерства Российской империи, учрежденная в 1864 г., в ней учатся 23 мальчика и 4 девочки. В деревне Верхне-Сидоровой – передвижная школа с 1910 г. В деревне Таракановой – с 1908 г. церковно-приходская школа. Церковной земли: усадебной 3 десятины, пахотной 90 десятин, сенокосной 9 десятин. Урожай 240 пудовок овса и ржи. Церковный капитал 1612 р. 40 коп. Штат – священник, диакон, псаломщик, просфорня. Для причта имеются общественные дома, построенные в разное время. Ближайшая церковь – в селе Гилевском (25 верст). Расстояние от консистории 120 верст, от благочинного – 100 верст, от уездного города – 160 верст. Почтовый адрес – ст. Иевлево». Именно в село Плехановское в 1893 г. Александр Семенович Киановский в возрасте 21 года, окончив Тобольскую духовную семинарию по первому разряду, рукоположенный во священника, будучи сам сыном и внуком священника, привез свою молодую жену Трифену 17 лет, урожденную Скосыреву, дочь известного в Тобольске протоиерея Николая Дмитриевича Скосырева. И прожили они в любви и согласии до конца 1929 г., когда отца Александра, настоятеля церкви, арестовали и расстреляли в Тюмени. ![]() В семье Киановских родилось 17 детей, младшая из них, Антонина, наша мама, родилась в 1917 г. 2 июня по старому стилю (15 июня н.ст.). Именины у нее 23 июня, она, как и все ее сестры и братья, больше почитала день именин. Назвали ее, очевидно, в честь тети Антонины Николаевны Скосыревой, к тому же имя нарекли по церковному календарю – в честь святой римской мученицы Антонины. Клировая ведомость 1903 года свидетельствует: «Священник Александр Симеонов Киановский, 31 год (1872 г. рождения), сын дьячка, по окончанию курса Тобольской духовной семинарии в 1893 году по I разряду со званием студента. Определен 8 декабря 1893 г. епископом Тобольским согласно прошения рукоположения во священника. Награжден епископом Тобольским и Сибирским Антонием IV набедренником за усердное служение в январе 1898 г. По указу Тобольской духовной консистории от 25.02.1901 назначен духовным следователем по 1-му благочинию Тюменских окружных церквей. В семействе у него: жена – Трифена Николаевна, 27 лет; дети: Варвара 9 лет; Анна 7 лет; Зоя 4 лет; Раиса 3 лет». Служил отец Александр вплоть до 12 декабря 1929 года, когда его арестовали, перевезли в Тюмень, где тройка при ГП ОГПУ приговорила его к расстрелу. Исполнение приговора было приостановлено в связи с заболеванием тифом. Вот какая человечность! Расстреляли его на месяц позже после вынесения приговора, 17 апреля 1930 г. Захоронен он, предположительно, в Тюмени вдоль юго-восточной ограды Текутьевского кладбища, где сейчас расположен памятник умершим в тюменских госпиталях. Об этом мне рассказал один пожилой мужчина на митинге, посвященном жертвам политических репрессий, 30 октября. Его отца расстреляли в тот же месяц 1930 г., и он от своей матери узнал об этом месте. А вот стены церкви, в которой 36 лет служил Богу отец Александр, все еще стоят! Известны факты, когда громили и рушили даже кирпичные стены церквей, растаскивая их по кирпичику. А в Плеханово за более чем полтора столетия их не развалили, не растащили по домам и усадьбам. Может быть, по этой причине древний храм до сих пор оберегает это просторное село, его трудолюбивых и добропорядочных жителей. Плеханово во все времена было центром прилежащей территории. Во-первых, культурным, духовным центром – здесь были церковь с 1857 г., школа грамоты с 1864 г. при жилом доме священника, в которой позднее преподавали, в том числе, старшие дочери отца Александра Варвара, Анна, Зоя Киановские, окончившие Тобольское женское епархиальное училище. ![]() С 1922 г. это отдельное здание, в котором располагалась 7-летняя школа, чуть позднее – с интернатом, а с 1967 г. – средняя школа с фруктово-ягодным садом. Сейчас школа отремонтирована и является главной на всю округу, сюда привозят детей на школьных автобусах из близлежащих сел и деревень. Во-вторых, в 1965 г. недалеко от села Плеханово прошла железная дорога Тюмень-Тобольск-Сургут, появился поселок-станция Усть-Тавда в пяти километрах от Плеханово, началось строительство моста через Тобол. Школа и село пополнились новыми людьми. В-третьих, в 2012 г. в Плеханово образовали агрофирму «Междуречье» с современным молочным комплексом на 1800 голов и новейшими технологиями. В селе появились новые рабочие места. По данным 1914 г., в приход Введенской церкви села Плехановского входило 9 деревень; почти 100 лет спустя к администрации Плехановского сельского поселения относятся также 9 населенных пунктов. Это село Плеханово, село Верхнесидорово, деревни Тараканова, Ульянова, Александровка, Сакандыкова, Малый Эсаул, Большой Краснояр, поселок Усть-Тавда. В приходе было почти 3000 человек, а по данным 2010 г. – 1622 человека. Согласно переписи 1897 г. в селе постоянно проживали 300-550 человек, дворов 80-70, а в 2010 г. – 409 человек. За столетие изменилось многое – общественный строй, люди, исчезли многие деревни, но осталась нетронутой природа в этих местах. Здесь настоящее приволье: река Тавда в зеленых берегах богата рыбой, сосновые боры и лиственные леса – ягодами и грибами. Не хватает дороги с асфальтобетонным покрытием от деревни Таракановой до Плеханово, каких-то 9-10 км. В селе Плеханово есть средняя школа с музейной комнатой, Дом культуры. Почти все жители имеют приусадебные участки, где выращивают богатый урожай овощей, даже арбузы вырастают. В селе разводят пчел – благо кругом цветущее разнотравье. Думаю, пришло время восстановить сельскую церковь, которая с несгибаемой силой выстояла все недобрые времена, не падает и ждет, когда же люди обратят свое внимание на нее, когда же в ней зазвучит молитва к Богу о благоденствии жителей этих мест. Ведь это одна из немногих сохранившихся в Тобольско-Тюменской епархии деревянных церквей, да еще такого почтенного возраста – ей в этом году 160 лет. Это настоящий духовный и культурный памятник. В селе Плеханово есть неравнодушные люди, любящие свой край. Например, встреченные нами Ирина Собянина и Михаил Андреевич Плеханов, рассказавший о своих попытках возродить и отстроить старинную деревянную церковь. Однако нужна поддержка государственных органов, а также всех людей доброй воли, кто пожелает помочь в возрождении еще одной святыни на Тюменской земле. Очень хочется, чтобы старожилы успели услышать звон колоколов над просторами реки Тавды в окрестностях старинного села Плеханово.
Ольга Ивановна Ососова, | |||||||||||||||
![]() |