Со 2 по 13 сентября 2017 года на
тюменскую землю приносился ковчег
с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века. 2 и 3
числа он пребывал в Тобольске, а с 4 сентября был принесен в Тюмень. Здесь
мощи новомучеников посещали основные храмы города, многие тюменцы
могли к ним приложиться и обратиться
с молитвой ко святым.
Обращаясь к студентам Тюменского духовного училища и к прихожанам
Троицкого собора Свято-Троицкого
монастыря, куда ковчег был принесен
4 сентября, митрополит Тобольский
и Тюменский Димитрий сказал: «Мы
прославляем новомучеников и исповедников, мы молим их, чтобы по их ходатайству Господь даровал и нам крепость
веры, крепость духа. Мы молим, чтобы
современные методы гонения на веру,
современные соблазны не пленяли наш
разум, не повергали нас на путь отступления от Церкви… Новомученики явили яркий пример стояния за веру..., они
не поддались на обман и соблазны, на
обещания построить рай на земле без
Бога».
Новомученики – это праведники,
убиенные за то, что они исповедовали
веру Христову и не отреклись от нее ни
под пытками, ни перед лицом смерти.
Исповедники – это те, кто претерпел
страдания за веру, но остался в живых
и отошел ко Господу впоследствии по
прошествии времени.
К столетней годовщине начала гонений на Церковь Русскую в нынешнем
2017 году было изготовлено пять ковчегов для принесения в епархии Русской
Православной Церкви как в России, так
и в других странах. В ковчеге есть и частица мощей священномученика Гермогена Тобольского. Также в нем находятся мощи святителя Тихона, патриарха
Московского и всея Руси, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, священномученика
Сильвестра Омского, святителя Луки
Крымского и других святых.
На 2017 год причислено к лику святых более 1770 новомучеников и исповедников Церкви Русской (однако не
канонизированных и неизвестных нам
намного больше!). Очень немногие из
них были погребены достойно и в известных местах, в силу чего в Церкви
нашей не так много доступных для почитания мощей новомучеников. Всего в
ковчеге частицы мощей 54 святых.
И здесь я предлагаю остановиться и
осмыслить эту цифру. Всего из канонизированных более чем 1770 святых сохранились места погребения, а соответственно и мощи, только у 54 человек!
Причем 22 из них – это исповедники,
люди которые перенесли издевательства,
пытки, ссыльные лагеря, но при этом сумели выжить, пройти до конца жизненный путь – впоследствии они были
погребены достойно родственниками
либо близкими людьми. А мучеников
обретены мощи только у 32 человек.
А где же и как похоронены были
остальные более чем 1700 человек? И
это если говорить только о причисленных к лику святых, а всего ведь таких
страдальцев – миллионы! Это что же за
такая власть была, которой мало было
убить человека, надо было и саму память о нем уничтожить безвозвратно?!
Никаких надгробий, цветов на могилках
– многие родственники даже примерно
не знают, где похоронены их близкие.
«Снявши голову, по волосам не плачут»
– если людей бесчеловечно лишали жизни, то требовать от мучителей по-человечески относиться к телам убитых и к
их памяти не приходится.
В период празднования Дня Победы не раз слышишь слова: «Война не
окончилась, пока не похоронен последний солдат». Фраза хоть и пафосная, и
вполне недостижимая, но верная. Верная в своем векторе – в указании на
то, к чему надо стремиться. Фраза эта
применяется в разговоре о погибших в
Великой Отечественной войне. Но хочется риторически спросить: а может
быть, она справедлива и в отношении
войны Гражданской, и в отношении
того геноцида русского и других народов, который начался после нее в нашем
Отечестве?