В богослужении этого дня
Святая Церковь показывает
нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном
прообразе Иосифа, по зависти
братьев невинно проданного в
рабство, но после прославленного Богом.
Из событий евангельских
вспоминается иссушение Господом бесплодной смоковницы.
Эта смоковница, помимо сонмища иудейского, желающего
убить Христа, изображает также
и всякую душу, не приносящую
плода покаяния. Кроме этого
утреннее Евангелие предлагает
нам притчу о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг
господина своего, присланных за
виноградом, а потом и сына господина.
В Евангельском чтении на литургии Господь пророчествует о
судьбе богоотступного народа и
о кончине мира, но и утешает
апостолов обетованием о распространении Евангелия во всем
мире и прекращении бедствий
«избранных ради».
Песнопения из службы в этот
день (здесь и далее даны в переводе на русский язык):
«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим;
а кого найдет уныло спящим – тот
недостоин. Смотри же, душа моя,
не отягощайся сном, чтобы тебя
не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия,
но воспрянь, взывая: Свят, Свят,
Свят, Ты Господи. По молитвам
Богородицы помилуй нас!»
«Братие, убоявшись приговора,
постигшего иссохшую смоковницу за неплодие, принесем плоды,
достойные покаяния, Христу, дарующему нам великую милость».
«Вижу, мой Спаситель, Твой
украшенный чертог, и нет у
меня достойной одежды, чтобы
войти туда: просвети одеяние
моей души, о Светодавец, и спаси меня».
Великий вторник
Ночь на вторник Иисус Христос провел в Вифании, и во
вторник утром опять пришел в
храм Иерусалимский, где много
учил. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и
понимая, что Он о них говорит,
хотели схватить Его и убить. Но
открыто сделать это не могли
из-за народа, который почитал
Его за пророка.
Из Евангельских наставлений, произнесенных Христом во
вторник, особенно поучительна притча о десяти девах. Этой
притчей внушается готовность к
встрече Небесного Жениха – Господа – целомудрием, милостынею, совершением иных благих
дел, изображаемых под именем
елея – масла, приготовленного
мудрыми девами.
Стихира во вторник: «Усыпленный душевною леностию,
я не приобрел, Христе-Жених,
горящего светильника, который
составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в
своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не
закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав
мой беспросыпный сон, восставь
и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный
голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава
Тебе!»
Великая среда
В ночь на среду Господь также был в Вифании в доме воскрешенного Им Лазаря. Когда
Марфа служила Ему и ученикам,
Мария подошла и возлила миро
– драгоценное благоуханное вещество – на Него. Иуда стал говорить, что лучше было бы продать это миро и раздать деньги
нищим. Господь же остановил
учеников, сказав, что женщина
эта приготовила тело Его на погребение. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и
сказал: что вы дадите мне, и я
вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебреников; и
с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26,
14-16).
Великий четверг
В этот день Иисус Христос
послал Своих учеников – Петра
и Иоанна – в Иерусалим приготовить Пасху. По наступлении
вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в
большую горницу одного иерусалимлянина. Внушая, что в Царстве Божием не земное величие
и слава, но любовь, смирение и
чистота духа отличают истинных христиан, Господь умыл
ноги Своим ученикам. Он сказал им: «Знаете ли, что Я сделал
вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите... Итак, если Я, Господь
и Учитель, умыл ноги вам, то и
вы должны умывать ноги друг
другу».
После этого Иисус Христос
установил Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии, святого Причащения.
По заповеди Его таинство это
с тех времен до наших дней непрерывно совершается во всех
церквях.
Из Сионской горницы Иуда
ушел раньше всех, отправившись за воинами, чтобы предать
Христа начальникам иудейским.
А Господь пошел с учениками
в сад Гефсиманский – на гору
Елеонскую. Сюда приходит и
предатель с воинами. Господа
ведут на суд к первосвященнику.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о Причастии: «Как многие
ныне говорят: желал бы я видеть
лицо Христа, образ, одежду! Вот,
ты видишь Его, прикасаешься к
Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает
тебе Самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и
принимать внутрь. Итак, никто
не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием,
но все с пламенною любовью, все
с горячим сердцем и бодростию».
Великий пяток
В этот день вспоминается взятие Спасителя в саду Гефсиманском и осуждение Его архиереями, осуждение Господа у Пилата,
крестные страдания и смерть
Христовы. В это время в природе
происходили грозные знамения:
затмение солнца и землетрясение.
Священнослужители после
долгой службы поднимают Плащаницу (то есть изображение
Христа в момент погребения) и
обносят вокруг храма в знак погребального шествия от Голгофы
до гроба. После этого плащаница находится на середине храма
в продолжение трех неполных
дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса во гробе.
Песнопение дня: «Ныне висит
на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру одевается
Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает
Освободивший от греха Адама в Иордане; гвоздями прибивается
Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе,
поклоняемся страданиям Твоим,
Христе, покажи нам и всеславное
Твое Воскресение».
Великая суббота
В Великую субботу мы воспоминаем телесное погребение
Иисуса Христа и сошествие Его
во ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, Иосиф
и Никодим положили Тело Господа в новом каменном гробе.
Первосвященники приставили
ко гробу стражу, а сам гроб запечатали.
Святитель Иоанн Златоуст
пишет: «Христос положен был
в новом гробе, в котором никто
прежде не был положен, чтобы
воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому,
вместе с Ним лежащему; чтобы
ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть
зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения
были не только они, но и враги».
Из песнопений Великой субботы: «Благообразный Иосиф, сняв
с креста пречистое Твое Тело,
обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом
гробе». «Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда
Ты Своим Божественным светом
умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней,
все Небесные Силы воззвали:
Жизнодавец, Христос Бог наш,
слава Тебе!»