ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Юлианский и григорианский календари и история празднования Нового года

По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии, и был наполнен религиозными языческими ритуалами.

У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам.

В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским.

Календарь (лат. calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.

Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» – от 747 года до Р.Х.

В 325 году на I Вселенском соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. В VI веке римским монахом Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление»: точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово.

Так человечество жило свыше тысячи шестисот лет, пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский» календарь, по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

Год – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный год определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере относительно звезд, его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический – по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность – 365,2422 суток.

Получается, что юлианский календарь как раз ближе к «золотой середине» – он придерживается срединной позиции, выравнивая «перекосы» обеих систем расчета. Год же по григорианскому стилю – практически полностью смещен в сторону «тропической системы», и он «ускоряет» даты.

До сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

В России с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира.

В X–XV веках началом года на Руси считалось 1 марта. С 1492 года (7000 год от Сотворения мира), при великом князе Иоанне III, начало нового года – 1 сентября.

15 декабря 1699 года Петр I издал указ: «Поелику в России считают Новый год по разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря (января) по примеру всех христианских народов…».

В XIX веке все чаще в России наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые «западники») стала примериваться к европейскому образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах XIX века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» – вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» – таков был аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.

В революционные годы большевики окончательно направили жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. И эти «лишние» дни привели к серьезной путанице…

Если раньше, по старому стилю (Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершенно, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, – то теперь главным и первым стал обычный день календаря, а праздник Рождества – как бы второстепенным. Хотя эти праздники несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.

Рождество Христово христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям: Православная Церковь – 25 декабря по юлианскому (7 января н.ст.), католический мир (только с XVI века!) по григорианскому – 25 декабря.

Однако у нас до сих пор сохраняется традиция встречать «Новых Год» по юлианскому календарю, то есть с 13 на 14 января по новому стилю – наш добрый «Старый Новый год».

По материалам
интернет-источников

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.