ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Афон, называемый также Святая Гора, – греческий полуостров в Эгейском море. Здесь находится единственная в мире самоуправляемая православная монашеская республика, возглавляемая Священным Кинотом, состоящим из представителей 20 основных монастырей полуострова.

Монастырь святого великомученика Пантелеимона расположен в юго-западной части Афона. Построенный на побережье живописной бухты, он имеет поистине величественный вид. Небольшой пирс, уходящий в море, позволяет причаливать к монастырю малым и большим судам.

Первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из документов, хранящихся в библиотеке Лавры Афанасия Афонского, находятся подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них есть такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря русских. Собственноручная подпись». Таким образом, в 2016 году исполняется тысячелетний юбилей с момента первого письменного упоминания о русском монашестве на Афоне.

Однако согласно устному преданию первый русский монастырь на Святой Горе был основан еще раньше попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского и его супруги византийской царевны Анны, вскоре после принятия христианства на Руси в 988 году. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества, выходец из Черниговской земли преподобный Антоний Печерский. Позже он основал Киево-Печерский монастырь, ставший центром монашества Древней Руси.

На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Теперь там расположен так называемый «старый» или «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца». Поначалу пришедшие на Святую Гору русские монахи обосновались в монастыре Ксилургу, но со временем из-за большого их количества Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал русским опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца.

Источников об истории Руссика до XIII в. почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами. Однако известно, что император Андроник II Палеолог утвердил имущественные права обители. Позднее о ней заботились некоторые сербские правители и, конечно, русские цари.

Во времена монгольского ига на Руси монахи Руссика в большинстве своем были греками. Только после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и лишается ряда своих владений.

К середине XVIII века монастырь вновь попал в руки греков. Братия решила переселиться поближе к морю. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.

Особо щедрые пожертвования сделал в ХIХ веке господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах: именно на его средства был возведен соборный храм.

В годы Греческого восстания против турок монастырь, как и большинство афонских обителей, пришел в запустение. В 1840 г. в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составили большинство братии. В 1875 г. впервые после долгих лет был избран русский игумен, и Руссик (Пантелеимонов монастырь) стал действительно русским монастырем. К концу ХIХ века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов, хотя, конечно, среди них были не только русские, но и греки, и южные славяне. Множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.

В 1874 году русская обитель на Афоне оказалась под угрозой закрытия: Патриарх Константинопольский хотел выселить из Пантелеимонова монастыря всех русских монахов. В это время старцы Иероним и Макарий увидели необходимость теснее связать судьбу афонской обители с родным Отечеством, чтобы впредь не иметь опасений на случай угрозы выселения с Афона. Они обратились к Российскому императору Александру III и тот выделил им землю на побережье Черного моря в Абхазии. Так появился Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь как российское представительство Свято-Пантелеимонова монастыря.

С конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Из российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Пантелеимонова монастыря, приходили на Святую Гору корабли с продуктами питания и различными материалами. Они предназначались для трех тысяч насельников обители и четырех тысяч русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Афона. У ворот обители собиралась толпа бедных монахов и странников. Однако стали приходить и ничем не занимающиеся, никому не подчиняющиеся люди. В монастырь поступило письмо из Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной» милостыни, с требованием отменить раздачу хлеба и найти другую форму помощи.

21 августа (3 сентября) 1903 года, ровно через неделю после получения письма, монахи Пантелеимонова монастыря решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать письмо из Кинота. Во время раздачи лепешек иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором, после проявления, появился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче лепешек-череков», а женщин, как известно, на Афоне не бывает совсем. Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Деву Марию среди убогих просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания. В 2013 год Священный Синод принял решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903 году.

В трагический период Русского Православия – после 1917 годат – Пантелеимонов монастырь, милостью Божией, был теснейшим образом связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий подвижник XX века широко известен во всем православном мире. Родился он в 1866 г. в крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., здесь принял монашеский постриг и, позднее, схиму. Подвизался Силуан Афонский на монастырской мельнице, где ему явился Сам Господь. Здесь расположен Ильинский храм, именуемый еще «храмом на жерновах», где постоянно молился преподобный. Здесь же расположен храм в честь преподобного Силуана Афонского.

В 1965 г. правительство Греции предоставило греческое гражданство пяти монахам из России и разрешило им прибыть на Святую Гору. Среди них был и нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря отец Иеремия (Алехин), которому в 2015 г. исполнилось 100 лет. В 1930-40-е годы он прошел через советские и немецкие концлагеря, претерпел гонения за веру. Однако только в 1974 г. патриарх Константинопольский, в ведении которого находится духовная жизнь на Афоне, сообщил, что из заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение поселиться на Святой Горе – среди них был и отец Иеремия. В 1979 г. он утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря.

В обители хранятся мощи многих святых, в частности, глава св. вмч. Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного, а также частицы Честного Креста, множество почитаемых икон.

Престольный праздник обители – 27 июля (9 августа), день памяти великомученика и целителя Пантелеимона.

Редакция журнала
«Православный просветитель»,
по материалам сайта afonit.info

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.