| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Сибирские архипастыри середины XX века
(Окончание. Начало в № 94) С 31 июля 1952 г. Омско-Тюменскую епархию возглавил епископ Никандр (Вольянников). В детстве будущий владыка был усыновлен протоиереем Сергием Городцевым – будущим владыкой Варфоломеем. До 1949 года он состоял секретарем у своего приемного отца, архиепископа Варфоломея, и был благочинным Новосибирской епархии. 27 февраля 1949 года был хиротонисан в городе Новосибирске во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. 31 июля 1952 г. был назначен епископом Омским и Тюменским, но в сентябре 1955 г. был освобожден от управления кафедрой вследствие тяжелой прогрессирующей болезни. Скончался 8 июня 1957 г. 1 сентября 1955 г. временно управляющим Омско-Тюменской епархией был определен проживавший на покое в Омске епископ Венедикт (Пляскин). Родители Преосвященного Венедикта (в миру Василий Васильевич Пляскин) происходили из двух потомственных духовных родов. Двоюродный дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. 27 мая 1930 года Василий Пляскин был пострижен в монашество с именем Венедикта. В 1936 году иеромонах Венедикт был арестован и до 1941 года находился в заключении. С началом Великой Отечественной войны будущий святитель был призван на фронт. В 1943 году после тяжелого ранения был отправлен в госпиталь и демобилизован. С 1944 года игумен Венедикт вновь возвращается к пастырскому служению. Став епископом, трижды управлял ОмскоТюменской епархией: с 1 сентября 1955 г. по 22 ноября 1956 г., с 13 мая 1958 г. по 16 июля 1958 г. и с 3 апреля 1961 г. по 13 июня 1962 г. Епископ Венедикт отличался строгостью и ревностным отношением к «Божественной службе и Церкви». Обладая бескомпромиссным характером, он навлек на себя немилость уполномоченного Совета по делам РПЦ. Совершая поездки по епархии, владыка даже не спрашивал на то разрешения, хотя это была обязательная формальность. Насущной потребностью епископа Венедикта было общественное богослужение. Службу владыка совершал без единого сокращения, строго по уставу. Всенощные бдения, отслуженные архиерейским чином, заканчивались к полуночи. Владыка не мирился даже с человеческими немощами. При этом, как сообщают очевидцы, он говорил: «Я службу совершаю Богу, а не людям». Сам владыка Венедикт усталости за Богослужением не знал. В феврале 1956 года епископ Венедикт посетил приходы Тюменской области. Поездка заняла двенадцать дней. 4 июня 1961 г. в неделю Всех Святых владыка совершил Божественную литургию во Всехсвятской церкви Тюмени. Скончался епископ Венедикт (Пляскин) в Светлую пятницу 30 апреля 1976 г. Надгробное слово от имени Тюменского благочиния произнес настоятель Всехсвятской церкви протоиерей Иаков Трофимюк. Следующим Омско-Тюменским архиереем был епископ Вениамин (Новицкий). Архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа 15 июня 1941 г. – за неделю до оккупации Украины немецкими захватчиками. Не имея возможности выехать из Почаевской Лавры, епископ Вениамин остался в оккупации. В 1944 году он был арестован и выслан на 12 лет на Колыму. Из воспоминаний о владыке Вениамине: «...он рассказывал, что когда был в лагере, то времени на молитву у него не было, и поэтому утреннее правило приходилось читать, пока их вели к месту работы. Позже, когда он работал в медпункте, Владыка специально написал плакат: «Чистота – залог здоровья» – и нарисовал на нем красный медицинский крест. Вот на этот крест он и молился». Был освобожден в 1956 году. 22 ноября 1956 г. определением Патриарха Алексия и Священного Синода назначен епископом Омским и Тюменским. Епископ Вениамин отличался кипучей энергией. Он приложил особые старания для ремонта храмов Омско-Тюменской епархии. Пытался увеличить число приходов, хлопотал (безуспешно) об открытии в Омске третьей церкви. К себе был крайне строг. Все собственные денежные средства раздавал нуждающимся. Ежемесячно посылал бедным около 20 переводов. Определением Священного синода от 21 февраля 1958 г. был назначен на Иркутскую кафедру. С 21 февраля 1958 г. Омскую кафедру возглавил епископ Мстислав (Волонсевич). Высшее богословское образование он получил на богословском факультете Варшавского университета. В апреле 1934 года принял монашество в Успенской Почаевской Лавре. В 1944 году был вывезен в Германию на принудительные работы. После освобождения в 1946 году вступил в клир зарубежной Церкви; позднее воссоединился с Русской Православной Церковью и переехал в Россию. 21 февраля 1958 года был назначен епископом Омским и Тюменским. 27 июня 1959 г. по возвращении из Тобольска, где он находился на празднике памяти святителя Иоанна Тобольского, епископ Мстислав в неделю Всех Святых прибыл в Тюмень. Владыка посетил Всехсвятский храм и в сослужении городского духовенства совершил Всенощное бдение и Литургию. Вечером того же дня архипастырь прибыл в Знаменский собор и прочитал соборно акафист Пресвятой Богородице перед иконой Знамение. Владыка Мстислав отличался строгостью и вспыльчивостью характера. Но при вспыльчивости был отходчив, а при строгости – добр и справедлив. Начиналась эпоха хрущевских гонений. В материалах из архива протоиерея Алексия Сидоренко читаем: «В информационной записке о деятельности духовенства Русской Православной Церкви в Омской области за второе полугодие 1958 года, секретно поданной уполномоченным Совета по делам РПЦ при Омском облисполкоме Серебренниковым в Совмин СССР, анализируется состояние Омской епархии при трех последовательно сменявших друг друга архиереях – епископе Вениамине, Мстиславе, Венедикте. Отслежены все перемещения духовенства епархии, поездки архиереев по приходам, происшествия в среде духовенства. Казалось бы, повышенное внимание и жесткий контроль со стороны властей по отношению к архиерею и его секретарю вполне объяснимы высоким положением владыки и его влиянием на верующих. Но нет, уполномоченные не оставляли своим вниманием и простых православных людей. С епископа Мстислава было взято обещание о прекращении паломничества верующих по святым местам – в связи с постановлением ЦК КПСС от 8 ноября 1958 года. В еще одном информационном письме вышеупомянутого уполномоченного Серебренникова в Совмин СССР отслежены все поездки омских православных христиан к святыням. Верующие посещали Почаевскую, Киево-Печерскую лавры и Подмосковье. Уполномоченным приведен подробный список всех людей с указанием места жительства и места паломничества. Несмотря на довольно пожилой возраст (женщины 1891 и 1895 годов рождения), прихожанки попали в поле зрения бдительных органов. Как видим из приведенных единичных, но довольно характерных для того времени фактов репрессий по отношению к духовенству и верующим, государство жестко контролировало буквально все стороны жизни православного человека – от архиерея до простого мирянина, от школьника до пожилой прихожанки сельского храма». Рассказ о сибирских архипастырях военных и послевоенных лет можно завершить словами приснопоминаемого отца Алексия Сидоренко: «Все они были поистине «добрыми пастырями», полагающими свои души за людей. В те трудные годы наша Церковь утверждалась подвигом их жизни, их молитвами, их трудами. Однако были и простые церковные труженики, которые в эти трудные годы незаметно и тихо несли свое послушание, свой крест молитвы, терпения и смирения». PS: Автор статьи обращается к читателям с большой просьбой. Если кто-то располагает какимилибо свидетельствами об истории Всехсвятской церкви или храма св. прав. Симеона Богоприимца г. Тюмени (фотографии, документы, воспоминания, газетные или журнальные статьи и т.д.), начиная от времени строительства храма до наших дней, просим Вас сообщить об этом секретарю Тюменского благочиния по телефону 8(3452)456250. В настоящее время идет активный сбор материала для написания истории этих храмов, и любая крупица информации от Вас будет принята с благодарностью.
Коротаева Г.В., | |||||||||||||||