По книге И.Н.Божерянова "Как праздновал и празднует
народ русский Рождесмтво Христово, Новый год, Крешение и Масленицу", 1894 г.
Исследователь быта Руси – Забелин говорит, что в древности, по словам
иностранцев, в день Богоявления, стекался народ в Москву со всего государства, чтобы видеть освящение воды Патриархом на Москве-реке.
В 12 часов утра, а по-тогдашнему в 24 часу, как только начинал Патриарх
в Успенском соборе службу, звон колоколов на Иване-Великом возвещал
народу, что Государь идет из своих палат к Красному крыльцу. При появлении Царя народ, увидев его пресветлые
очи, бил челом. Государь шел тихо, в обыкновенном выходном платье, опираясь на посох индийского дерева. Парадное царское платье он обыкновенно
надевал в соборе, в пределе Димитрия Солунского. В собор за Царем входили только высшие чины, а прочие, начиная со стольников, останавливались
на рундуке или полосте от Успенского собора до Архангельского. Когда
из западных врат собора начинался крестный ход, Царь выходил и останавливался в южных вратах; Патриарх,
проходя мимо, осенял его крестом, а духовные власти отдавали ему по два поклона.
Шествие открывал отряд стрельцов,
от 400 до 600 человек, а также выборные из стремянного и других полков,
по 200 от каждого. Все они в парадном
платье, шли по четыре в ряд. Одни несли золоченые винтовки, ложи которых
были украшены перламутровыми раковинами, другие – золоченые копья…
Кроме того, шли два пятидесятника с
обоюдоострыми топорами на древках
из черного дерева, украшенных серебряными кистями.
Затем следовал крестный ход, замыкавшийся шествием Патриарха. Шествие Государя открывалось нижними
чинами, по три в ряд. За ними шел постельничий с царскою стряпнею; впереди его 12 стряпчих несли государево платье, которое Царь переменял на
Иордани.
Пред Тайницкими воротами, над местом, где совершалось погружение
креста в воду, устраивалась красивая Иорданская сень, карниз которой был
расписан красками и украшен крестом наверху. По углам были изображены
четыре евангелиста, а внутри— апостолы и самое Крещение Спасителя. Зеленые листья шелковых и жестяных
цветов, а также вырезные из меди и
раскрашенные птицы дополняли украшение Иордани. Царское место подле
Иордани имело вид небольшого, круглого храма с 5-ю главами, сделанными
из слюды с золочеными крестами. Оно
утверждалось на пяти точеных столбах,
расписанных по золоту виноградными
ветвями, а на резном карнизе колонн
помещались высеребренные доски,
с «писаны стихи к Ердани». Между
столбами находились рамы с круглыми, слюдяными окнами, писанные по
золоту и серебру красками. Одна такая
рама служила дверью. Нижняя часть
царского места, или самая тумба стояла на пяти точеных серебряных яблоках и украшалась сквозною золоченою
решеткою. Внутри место задергивалось
вокруг тафтою. Помост около Иорданской сени и царского и патриаршеского
места огораживался перилами и устилался красным сукном. На Тайницкой
башне, в виду всего войска, ставился
капитан с ясачным знаменем, который
давал знак бить в барабаны в честь
праздника.
По погружении креста в воду, Патриарх серебряным ведром черпал воду
из Иopдани и подавал келарю; потом
он наполнял также государеву стопу,
которую относили во дворец и здесь
кропили святою водою иконы. 3атем,
трижды осенив Государя крестом, Патриарх кропил его святою водою и поздравлял с торжеством. После того два
архимандрита кропили знамена и войска, стоявшие по Москве-реке. Крестный ход возвращался тем же самым
порядком в Успенский собор.
Петр Великий, уничтожив сан Патриарха, тем самым положил конец
многим обрядам, как, например, «шествие на осляти» и «переодевание»
Царя на Иордани, оставив только в
этом торжестве кропление знамен, что
делается и теперь.
Из записок Порошина, воспитателя
Павла Петровича, можно видеть, как
праздновался день Крещения в царствование Императрицы Екатерины II.
Так, под 6 января 1765 г. записано:
«Когда Ея Величество на сделанную
против дворца Иордань за церковным
собором шествовать изволила, Его Высочество также последовал, но, дошед
до дверей аван-залы, изволил пойти в
оное, и там из окна смотрел на процессию. Все послы и чины, коим измокнуть не захотелось (так как шел мокрый снег), смотрели тут же. От берега
до построенной за Иорданью беседки
по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Ея Величество, в предшествии всего священного синклита, на Иордань проходить
изволила. Войско стояло вокруг Иордани продолговатою фигурою. Всех с
гвардиею в строю было 8900 человек;
к Иopдани снесены были знамена, кропили их освященною водою, и, при погружение святаго креста, был произведен троекратный беглый огонь».
Бывший в России в это время (в
1765-66 гг.) известный авантюрист
Казанова в своих записках пишет: «Я
присутствовал зимою, в день Богоявления, при особенном обряде водосвятия
на реке Неве, покрытой в это время
толстым слоем льда. Церемония эта
привлекает бездну народа, ибо после
водосвятия крестят в реке новорожденных не посредством обливания, а чрез
погружение нагих младенцев в прорубь на льду». В проруби до сих пор
на Руси купаются иногда рядившиеся
на святках, хотя это запрещал делать
еще Петр I, которым издан был указ по
этому поводу, от 17 апреля 1721 года.
Пушкарев в «Описании Петербурга», говорит, Император Павел I и
Александр I любили присутствовать
при крестных ходах из церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая находится на Каменном острове при Инвалидном доме Императора Павла I для
морских солдат.