Виктор Васнецов родился 3(15) мая 1848 года в
селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. У
Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий
(восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся живописцем. Этот факт о многом говорит
– и об атмосфере в семье, и о ее «генетической» талантливости.
Главным трудом жизни художника В.Васнецова, пожалуй, стала роспись Владимирского собора в Киеве.
За свой 10-летний труд в этом храме он получил звание профессора живописи. Также хорошо известны его
картины, иллюстрирующие русские былины и сказки.
Непростой была жизнь Васнецова после революции
в России. Он доживал свою долгую жизнь уже, можно
сказать, в другой стране – сама аббревиатура «СССР»
была для него неприемлема. Советские художественные журналы, естественно, отвергали его творчество.
Однако до последних дней Васнецов продолжал рисовать. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926.
Отрывок из дневника В.М.Васнецова «Что такое добро и зло?», 15 июля 1909 г.
Христианское учение о нравственности тесно связано с верой
в бессмертие человеческой души и
с верой в Христа, как Сына Бога
живого, утвердившего эту веру на
земле. Христос есть явление живого
Бога на земле, чаемого и ожидаемого человечеством и предсказанного и
иудейскими пророками, и язычниками. Если Христос Иисус только лучший, умнейший, возвышеннейший
человек, то нравственное его учение
теряет силу обязательности. Гуманность альтруистов далеко не кажется строго и разумно обоснованной и
нравственно обязательной и подвергается многим небезосновательным
возражениям. Почему я больным,
слабым, бедным обязан помогать?
Почему больных, калек, несчастных
я обязан оберегать, кормить, строить
больницы и прочее? Не разумнее
ли спасать и оберегать здоровых и
сильных (как у древних), а слабых и
больных предоставить их участи? И
чем скорее они сгибнут и исчезнут,
тем лучше для здоровья и крепости
человечества? – не так ли? Далее:
зачем мне стремиться лично делать
добро, а если зло мне лично выгоднее? (учение об эгоизме). Что мне за
дело, если от этого зла мой ближний
страдает! Оберегайся и спасайся сам,
если можешь, а не можешь – страдай
и гибни. А у науки нет незыблемых
оснований сильно возразить против
такой теплой морали. Правда, такую
мораль можно назвать звериной: но
ведь человек с одной своей наукой,
без Бога и Христа, неудержимо стремится к идеалу человека – культурного зверя, ибо если человек не носит в себе образа и подобия Божия,
то, конечно, он зверь – высший зверь
– образ и подобие звериное.
Так и Апокалипсис говорит, и говорит непреложную истину, самую
научную, – царство антихриста есть
царство звериное! Вся история человечества есть борьба человека-зверя
с человеком духовным, и там, где
чувствовалась победа человека над
зверем – там светил свет Христов!
<...>Теперь человеку уже не о
чем мечтать в смысле передвижения
– ковер-самолет найден (были изобретены самолеты – прим. ред.), далее идти некуда, далее летательные
снаряды остается только совершенствовать. Если бы в поиске человека
возвысился духовный человек, тогда
было бы торжество добра; но трудно сомневаться, что восторжествует
снова в человеке культурный зверь…