ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Великий пост

Размышления семинариста

В Русской Православной Церкви установлено 12 великих праздников. Но самым значимым праздником является Пасха Христова. Подготовительным периодом к празднику Пасхи является Великий пост, включающий в себя четыредесятницу и страстную седмицу. Это самый продолжительный пост и самый строгий. В Православной Церкви мера поста зависит от возможностей человека, которые определяются его возрастом, состоянием здоровья и родом занятий. Для учащейся молодежи предусматриваются послабления, которые носят не обязательный характер и дают право выбора молодому человеку.

Как проходит Великий пост в Тобольской духовной семинарии? За три подготовительные недели до начала Великого поста проводятся изменения в рационе питания учащегося семинарии. Первая седмица называется «сплошной». Во все дни этой недели, включая среду и пятницу, в меню студентов присутствует мясная и молочная пища. Следующая неделя называется «о блудном сыне», или «пестрая». Она отличается тем, что в среду и пятницу исключаются мясные и молочные продукты. Следующая неделя называется «масленица» или «мясопустная». В период этой седмицы полностью исключается мясная пища, но разрешена молочная. Ежедневно к столу подаются блины с различными начинками. Студенты питаются очень разнообразно и сытно. Масленица заканчивается Прощеным воскресением.

В этот день вечером все учащиеся и преподаватели собираются в храме, и владыка ректор читает молитву на начало поста. В проповеди разъясняется, что пост – это воздержание тела в пище и воздержание в развлечениях для очищения и успокоения души. Это условие укрепления сил души человека, поскольку через невоздержание, через вкушение запретного плода, нарушив волю Божию, наши предки, Адам и Ева, исполнили волю лукавого и лишились райского блаженства. Когда совершается грех, в человеке помрачается душа, которая есть «дыхание Божие». Происходит демонизация человека, грех, подчиняя себе волю человека, поражает силы души: разум, волю и нравственные чувства. А через воздержание человек духовно укрепляет силы души и тем восстанавливает духовную природу. Исполняя волю Божию, живя воздержанно, человек встает на путь послушания и примирения с Богом. Но началом этого пути должно быть примирение с ближними. В конце проповеди владыка ректор встает на колени и просит у всех прощения, и мы, преподаватели и учащиеся, тоже просим прощения у владыки и друг у друга. Надо сказать, что это очень запоминающееся и трогательное событие. Глубоко проникаешься и начинаешь осознавать, насколько мы, молодые люди, легкомысленны. И порой не осознаем, как наносим обиды друг другу и сами обижаемся. Выходя из храма после чина прощения, отходят всякие огорчения и обиды, хочется всех простить и у всех попросить прощения: у наставников, сокурсников, друзей и знакомых, а особенно у своих родителей, поскольку в юности не оценили всю меру добра и любви, которую родители нам дали. Мы, по своему юношескому легкомыслию, не всегда внимательны и благодарны им, а все что они нам дали воспринимаем как должное и само собой разумеющееся. Мы порой забываем сказать доброе слово, или спросить у родных как здоровье, или предложить свою помощь. И вот когда на душе отлегли все обиды вступаем в дни Великого поста.

Наступает первая седмица Великого поста. Студенты посещают утром и вечером храм, участвуют в продолжительных великопостных богослужениях. Меняется и рацион в студенческой трапезной. Уже полностью исключены и молоко, и мясо, и даже морепродукты. В меню овощные супы, борщи с добавлением фасоли, гороха, грибов, салаты и всевозможные каши, соленья. По завершении первой седмицы Великого поста в воскресный день, именуемый Торжество Православия, совершается очень торжественное богослужение с особым чином прославления подвижников веры и провозглашение анафемы еретикам и богоборцам. На воскресной трапезе предлагаются для студентов рыбные блюда. После первой седмицы начинается вторая. Тут уже в студенческом меню присутствуют кальмары, креветки, осьминоги, а в последующие воскресные дни также подается рыба. Хотя по уставу рыбы не положено, но это как снисхождение для учащейся молодежи. В постном меню присутствуют апельсины, яблоки, вкусные морсы и компоты.

Конечно, Страстная седмица строже, чем прошедшая четыредесятница, но это не должно пугать молодого человека. Самый строгий день поста – это Страстная пятница, день сухоядения, когда дают только картошку в мундире, хлеб и морс. Страстная седмица соотносится с теми событиями из жизни Христа, когда мы вспоминаем последние дни Спасителя, Его распятие, смерть и снятие со креста. После выноса плащаницы и чина погребения в этот великий и скорбный день исчезают всякие мысли о еде.

В конце Литургии Великой субботы, когда завершается Страстная седмица, завершается Великий пост, и уже в глубине души зарождается победное настроение, поскольку честно выдержан пост, а это есть внутренняя победа над соблазнами лукавого, на душе появляется легкое чувство ликования в преддверии всерадостного праздника Пасхи Христовой. И, конечно, предвкушения долгожданного разговения. Если бы спросили, трудно ли молодому человеку поститься, то хочется сказать не лукавя, трудности есть! Но надо признаться, они внешние, как бы страхи телесные. Когда ты уже имел опыт все это пережить, то состояние воздержания, состояние самообладания, победа над своим «я», приносит особое удовлетворение и ощущение крепости души. Оно проявляется в возобладании разума над неудержимым безрассудством, усилении воли в добрых поступках и пробуждении внутренних нравственных чувств. Свое значение в палитре жизненных ощущений имеет и разговение, и христосование со своими братьями на трапезе после службы. Иногда меня посещает мысль о том, как ущербны в жизни абсолютное большинство молодых людей, которые не пережили этого опыта говенья, поста и разговения. После Великого поста скоромная пища, мясная и молочная, воспринимается по-особому. На трапезе умеренно ешь и чувствуешь в пище особое наслаждение. Удивительно, когда ты начинаешь период поста, присутствует некий плотской страх, но в конце поста, порой даже наступает сожаление о его завершении.

Также стоит сказать, что пост – это не только воздержание в пище. Прежде всего, это воздержание духовное. Приоритетом должны стать духовные потребности, а не телесные. Нужно беспокоиться не только о здравии тела, но и о здравии души. И если бы человек действительно стал думать о душе, то он бы радовался посту, в котором вся обстановка направлена на ее укрепление. Молодому человеку очень важно задумываться о своей душе. Именно в юности формируется человеческое сознание. Формируется фундамент личности, мировоззрение, характер, интересы. Под говением в дни поста подразумевается и покаяние, осознанное раскаяние в грехах. Это таинство научает молодого человека переосмысливать свои поступки и давать правдивую им оценку с точки зрения добра и зла.

Молодые люди, давайте задумаемся, по какому пути нам идти. Их два: путь добра и лукавого зла. История Родины нашей, Православной России, – это история борьбы зла с добром, богоборцев с боголюбивыми предками. Мы должны познать и полюбить многовековые традиции нашего православного народа. Пост – это традиция воздержания и духовного возрождения. Духовно возрождается человек, духовно крепнет народ – духовно процветает Отечество.

Барышников Павел, 2 курс
Тобольской духовной семинарии

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.