Приятен для глаз вид спокойного
моря, освещенного лучезарным светом и сияющего и озаренного, и зеркальной поверхностью отражающего
свет. Но гораздо более отрадно не
только видеть, но и говорить Церкви,
собранной о Бозе, свободной от смятений, и таинственно озаренной божественным светом, и к оному Сиянию
окрыленной и имеющей горе и руки
и очи и все чувства и мысли. Вот, и я
также посодействую, по силе, оному
орошению, являя вам очевиднее на
показ те ухищрения, которыми враг
нашего спасения тщится всевозможными способами сделать негодными
не только пост, но и молитву нашу.
Итак, братие, имеется и иного рода
пресыщение и дурное пьянство, которое бывает не от еды и не от напитков и проистекающих от них удовольствий, но от гнева на ближнего, и
ненависти, и злопамятства и проистекающих от них зол «Не поститесь, будучи в ссорах» (Ис. 58:4). Итак, такого рода пьянство, проистекающее от
ненависти, лучше же сказать, конечно,
причины для отвращения от нас Бога,
диавол пытается вызвать в молящихся и постящихся и влагает им память
провинностей против них, и доводами подвигает их к злопамятству, и к
злословию обостряет язык, делая их
таковыми, как Давид описывает человека, молящегося в злобе: «Неправду умысли весь день, язык свой яко
бритву изостри» (Пс. 51:3-4); и он молит Бога освободить его от подобных
людей, говоря: «Изми мя Господи от
человека лукава, и мужа неправедна
избави мя: иже изостриша язык свой
яко змиин: яд аспидов под устнами
их» (Пс. 139:1, 3).
Но мы, братие, во время поста и
молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви,
более того – будем следящими друг
за другом с целью побуждения к любви и добрым делам и, говоря друг о
друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и
пред людьми, – дабы нам поститься
похвальным и непорочным постом, и
чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом, так
чтобы, по благодати, подобающим образом и Отцом Его именовать и возмочь со дерзновением говорить Ему:
«Отче, остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником нашим»
(Мф. 6:12).
По действию злоумышленника
против наших душ еще и иная приключается негодность в наших молитве и посте, именно: та, которую
имел оный фарисей, постящийся и
молящийся, и однако отосланный без
плода (сего делания). Но вы, ведая,
что всякий гордец является нечистым
и неприемлемым пред Богом, и что
мы, являясь должниками Богу во
многих и великих вещах, и отваживаясь воздать некую малейшую часть
долга, должны поститься и молиться
с сокрушением сердца и самоукорением, оставляя в пренебрежении, как
бы не существующее, то – что позади,
устремляясь же к лежащему впереди,
– дабы наш пост был чистым и богоугодным и в храме Божием были
внимание и выдержка.
Есть и иной способ действий лукавого, делающий наш труд поста и
молитвы бесплодным; он заключается
в том, чтобы убедить нас совершать
его по мотиву тщеславия и с лицемерием. Посему еще увещевает Господь
в Евангелии, говоря: «Вниди в клеть
твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему иже втайне, и Отец
твой видяй втайне, воздаст тебе яве»
(Мф. 6:6).
Это Он говорит не потому, что заповедывает отвращаться собраний в
храме и (общей) молитвы и псалмопения; ибо в таком случае не говорил
бы тогда Ему Псалмопевец-Пророк:
«Посреде Церкве воспою Тя» (Пс.
21:23); и – «Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех»
(Пс. 56:10); и – «Молитвы моя воздам
пред боящимися Тя, Господи» (Пс.
21:26); и к нам: – «В церквах благословите Бога» (Пс. 67:27); и – «Приидите поклонимся и припадем Ему,
и восплачемся пред Господем Богом
нашим» (Пс. 94:6). Но для иных, не
менее возвышенных, примеров ныне
не позволяет время; но вот, в чем заключается то, чему учит Господь о
молитве втайне: молитва, совершаемая наедине и у себя дома и даже на
ложе, побуждает к молитве, которая
совершается в Церкви; подобно тому,
как молитва, совершаемая внутри, в
уме, побуждает к молитве на устах;
потому что хотящий помолиться в то
время, когда пришел в храм Божий,
между тем ни дома или по дороге, или
в собрании отнюдь не проявляющий
тщания о молитве, не будет истинно
молящимся ни тогда, когда предстоит
в храме Божием…