| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Храм в хрустальном обрамленииЖизнь Митрополии Есть в Тобольске удивительное по своей красоте место. Зимой в хороший мороз заходишь на Завальное кладбище, и перед взором предстает сказочная картина: белые, присыпанные снегом надгробья, белые памятники, кресты и оградки, белые дорожки, белые стволы берез, белые кружевные кроны тех же берез, покрытые искрящимся на солнце инеем. И вдалеке – белый храм во имя святых Семи отроков Эфесских. Хрустальное безмолвие! 10 лет назад никто из жителей с. Банниково не мог представить, что такое возможно. Об зтом просто не думали, тем более что на протяжении 300-летней истории в селе не было церкви. В этом храме 4 ноября состоялся престольный праздник – день памяти святых Семи Эфесских отроков. Сии семь отроков жили в III веке. Звали их Максимилиан, Малх, Мартиниан, Константин, Дионисий, Иоанн, Серапион. Святой Максимилиан был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (249-251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия – воинские пояса, но, тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Один из юношей во время похода в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере – император приказал заложить вход в нее камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. По воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. Когда в V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во время Второго пришествия, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Семь отроков. Владелец участка, на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру. В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись, словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья еще раз решили купить хлеба в городе. Подойдя к городу, один из юношей поразился, увидев на воротах святой крест – время гонения на христиан уже давно прошло. Расплачиваясь за хлеб, он подал торговцу монету императора Декия и был задержан как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере. Там в груде камней он нашел запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошел в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых – чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. Для чего Господь пробудил их от удивительного сна? Дело в том, что, если в первохристианское время учение о воскресении из мертвых было для верующих очевидно, то постепенно эта идея стала подвергаться сомнению. После дарования христианству свободы в Церковь хлынули вчерашние язычники. Они привнесли с собою и свои верования, свои идеи, в частности, идеи греческой философии. А античные греки в воскресение из мертвых не верили. И вот с IV-го века идеи воскресения начинают подвергаться сомнению. В V веке появились еретики, которые отрицали учение Церкви о телесном воскресении. И тогда Господь явил это чудо, чудо пробуждения (или воскресения) находившихся в пещере юношей. В свое время это чудо и потрясло всех, и сильно укрепило в православной вере и убеждении, что Бог в силах совершить чудо оживления людей. Становится понятен выбор наименования храма в честь воскресших отроков, находящегося именно на кладбище. В храме ежедневно совершаются молебны, а также заупокойные Богослужения, ради которых он и построен. Прихожанами проводится миссионерская работа. Ведет свою деятельность Общественное движение «В защиту жизни» при Тобольском благочинии. Действует Воскресная школа для взрослых и детей. Проводятся встречи движения «Сибирь молодая православная» и Тобольского казачества. Регулярно проводятся встречи с общественностью, школьниками и студентами. Священнослужители выступают на телевидении и в средствах массовой информации, участвуют в различных конференциях, семинарах, круглых столах, ведут активную научную деятельность. Все священники храма являются преподавателями Тобольской православной духовной семинарии, имеют академическое образование, двое – научные степени. И кладбище, и храм хорошо известны горожанам, а всем ли знакома история храма? Исследователи считают, что первые захоронения на территории Завального кладбища появляются после указа Петра I о запрещении захоронения внутри города всех, кроме знатных персон, но погребенными там по началу, вероятно, были ссыльные или иноверцы. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища «для погребения мертвых тел отводить за городом». В Тобольске такое место было отведено с северной стороны, при въезде в город, за городским валом, по правую сторону от дороги, выходящей на Иркутский тракт. Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Эфесских, а в 1772 г. было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище. Строительство храма поручили геодезии сержанту Абарину. Освящен храм был тобольским архиепископом Варлаамом (Петровым). Однако у храма не было колокольни, поэтому владыка Варлаам в 1800 г. благословил ее строительство, которое затянулось до 1810 г. Деньги на ее возведение были взяты из могильной суммы и из денег, которые пожертвовали граждане. В 1823 году о. Василий Кузнецов на пожертвования прихожан, с дозволения архипастыря, сделал в храме чугунный пол, который существует до настоящего времени. Прошение о смене кирпичного пола на чугунный сохранилось и является одной из жемчужин церковного архива. От внимательного взгляда не укроется старинное стекло, фрагментарно сохранившееся в окнах. Поверхность его неровная, чем легко отличается от современного стекла. Да, сто пятьдесят – двести лет назад наши предшественники не могли видеть четких линий за окном… Искусствоведы считают, что в храме уникальный барочный иконостас XVIII века. Во всей Сибири только два таких, другой в Иркутске. И чугунный пол, и окна с неровным стеклом, и оригинальный иконостас, и старинные иконы – все компоненты убранства храма создают особый колорит. Уходить не хочется. В 1909-1910 гг. «на жертвы доброхотных дателей» был пристроен двухпрестольный придел, освященный во имя святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского. Кладбищенская церковь «Семи отроков Эффеских» – единственная из всех храмов Тобольска, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1937 году священники храма были расстреляны и похоронены рядом с храмом в общей могиле. До 1943 года, пока не был назначен прот. Сергий Симановский, верующие самостоятельно собирались на молитву. В память своего служения и погибщего на фронте сына о. Сергий написал в храме иконы прп. Сергия и св. блгв. князя Бориса. Их мы видим при выходе из основной части храма. После ареста и расстрела всех священнослужителей власти предприняли попытку закрыть последний действующий храм. Сторожем тогда была Агриппина Васильевна Волгина, 1868 г.р. С юности она посвятила себя служению Богу: долгое время работала чернорабочей в Абалакском мужском монастыре, после его закрытия в 1926 году поступила работать в кладбищенскую церковь техничкой, истопником, а с 1937 года – сторожем. Именно она заперлась внутри храма и почти в течение месяца сдерживала осаду властей. Благодаря этому храм не закрыли. Трудилась она до 1956 года, т.е. 30 лет при храме. По распоряжению епископа Венедикта в 1958 году ей была назначена церковная пенсия в размере 100 рублей. В архиве храма хранится отчет уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, из которого узнаем, что в годы испытаний для всего народа с 1941 по 1945 годы Тобольской кладбищенской церковью для фронта собрано 110600 руб., за что настоятелем была получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств. В конце ХХ века в доме при храме находилась резиденция епископа Тобольского и Тюменского Димитрия, после его назначения на Тобольскую кафедру в 1990 году. С 1995 года при храме в приходском доме жили монахини – сестры Иоанно-Введенского монастыря во главе с монахиней Феодосией (Дикаревой), пока не состоялась передача Иоанно-Введенского монастыря епархии в 1998 году. В 2003 году произошло важное для храма событие – прихожане собрали необходимую сумму и заказали на Каменск-Уральском заводе «Пятков и Ко» комплект колоколов. Освящение колоколов состоялось в воскресенье 14 сентября 2003 года, а на следующий день колокола были подняты на колокольню. Первый звон был в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2003 года. А в 2004 году произошло еще одно знаменательное событие: учащиеся иконописной школы при Тобольской духовной семинарии проводили инвентаризацию храмовых икон в церкви Семи отроков Эфесских. При этом они доставали иконы из киотов и фотографировали их. И неожиданно увидели, что на стекле киота, где находилась Почаевская икона Божией Матери, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. Этот образ Почаевской Божией Матери написан сестрами Иоанно-Введенского монастыря в XIX веке и особенно прославился в 1848 г. В Тобольске в этот год свирепствовала страшная холера. Одному старцу, жившему в предместье города, было видение, чтобы для прекращения этой болезни молились перед иконой Почаевской Божией Матери. По прошению жителей Тобольска 14 июля Почаевская икона Божией Матери была принесена из обители в город. Архиепископ с этой иконой, а также с Абалакской иконой Божией Матери и иконой Спасителя, находящейся в кафедральном соборе, совершил Крестный ход вокруг города и усердно молился вместе с народом Богу. После этого холера начала ослабевать, и к 20-му августа не осталось ни одного больного. Продолжение следует…
Елена Зарова, | |||||||||||||||